Сегодня: Понедельник 6 Апрель 2020 г.

Между двух берегов

21 Март 2020 г.
Что такое нравственный выбор? Это осуществление свободы воли в одном из двух направлений. Бог с самого начала не ограничивает человека жесткими рамками, а дает ему возможность проявить себя: отвергнуть или исполнить заповеди.

Тринадцатый век до нашей эры. Пророк Моисей выводит израильский народ из Египта. Тысячи людей идут по пустыне, перед ними простирается Красное море, а на горизонте вздымается облако от настигающих колесниц войск фараона. Путники оказались замкнутыми в кольцо. Но все возможно верующему, и пророк Моисей обращается к Богу, простирая руки над морской бездной. Подгоняемая восточным ветром морская стихия расступается, образуя две стены из воды, и народ израильский проходит посреди них. Этот эпизод из Ветхого Завета, по словам Феофана Затворника, становится прообразом святого Крещения.

Подобно тому, как израильтяне избавились от врагов, следуя через водную стихию, каждый верующий спасается крещением во Христа, открывая для себя путь духовной жизни. Это таинство становится стеной разделения между прежним страстным образом мыслей, земными стремлениями и греховными приоритетами и новым бытием, наполненным любовью к Богу.

Можно учиться, работать, иметь семью, но не быть в порабощении мирским духом. Христианину необходимо отдать предпочтение заботе о душе, к этому верующих призывает Господь (Лк.12:29–34), и примером этому становится жизнь угодников Божиих, таких же, как мы, людей. Но как это совершить, если человек живет в миру? Примеров мы имеем много.

Так, Господь открыл преподобному Макарию Великому, десятки лет подвизавшемуся в посте и молитве, что две женщины в Александрии выше его по жизни. Это были жены двух братьев, жившие в одном доме, но за все время совместного пребывания ни одна из них не сказала другой слово упрека и даже не подумала о ней или ее детях плохо. Они в равной мере являли всем любовь.

Пример мы имеем и в жизни праведного Филарета, именуемого Милостивым. Он имел состояние, жену и троих детей. Услышав слова Господа о Страшном Суде, Филарет стал щедрым жертвователем. Этот человек с терпением переносил упреки домочадцев и во всем уповал на Бога. Без всякого колебания он помогал нуждающемуся, если даже приходилось отдать последнее. В условиях, когда состоятельные семьи старались приумножить богатство, он одаривал нищих с таким рвением, что порой не имел хлеба, чтобы накормить семью. Еще при жизни Господь вознаградил праведника за щедрость: его внучка стала супругой императора, а семье вернулось благополучие.

Каждый раз мы призваны выбирать между греховными желаниями и следованием заповедям, между суетой и Христом. Решение зависит от нас. Если мы придаем процессу существования больше внимания, чем его смыслу, это губительно для души. Человек обычно оправдывает собственные грехи недостатком времени, обстоятельствами и благими целями. Так жадность одевается в наряд попечения о семье, раздражение — в одежду борьбы за справедливость, ревность преподносится как проявление любви.

Именно поэтому всегда стоит ставить мотивы собственных деяний на весы евангельских заповедей. Действительно ли наш поступок — это желание послужить близким людям, Господу или же он вызван стремлением предаться пороку? Христианин должен во всем проявлять мудрость (Мф. 10:16). Не пошел в храм, оправдываясь необходимостью сделать домашние дела, якобы послужить родным, но в этом ли заключается истинная причина? А может быть, честнее будет, если признаем собственную лень?

В одной из книг монаха Варнавы (Санина) герой в пост придумывал повод прокатиться на электричке и во время поездки активно подкреплялся скоромной пищей, оправдывая это тем, что путешествующим допускается послабление поста. Нарушение поста многие считают «невеликим грехом». Но в данном случае человек идет на самообман, проезд на электричке самое большее занимает три часа, а везде — и на вокзале, и в поезде — продаются постные продукты, даже в самолетах есть постное меню. Только об этом надо побеспокоиться.

Между тем нарушение поста, как и любой другой грех, приводит к разрушению наших отношений с Богом. О тленности земных желаний много писал А. П. Чехов, который, будучи врачом, нередко свидетельствовал, как больной умирал во грехе. В его рассказе «О бренности» ярко и подробно описывается стремление человека предаться страсти и усладить чрево, и какая же внезапная концовка — неожиданный инсульт. Покоренный собственным желанием человек может предстать перед лицом Бога, своей несдержанностью определяя себе страшную участь. Винить будет некого, ведь каждый свободен в выборе.

Когда священномученик Августин (Беляев) с 1931 по 1934 год находился в СвирьЛАГе, страшнейшем месте заключения того времени, он не нарушал пост и никогда не ел мяса. Владыка понимал, что, давая себе послабление в малом, он совершит и больший грех — станет богоотступником. Несмотря на тяжелые условия, епископ перенес испытание и впоследствии укреплял свою паству на Калужской кафедре.

Делая выбор, человеку свойственно избегать тяжелых волевых решений. Он пытается искать лазейки: сочетать доброе и желаемое для себя, уходить от обличений совести. Только в вере так не бывает. Невозможно оставаться обмирщенным человеком (служить мамоне, удовлетворять похоти плоти) и быть со Христом — один выбор исключает другой. Вечная жизнь или погибель, грех или святость, слушать нашептывания лукавого или пребывать в любви ко Христу. У человека только два пути, а третьего не дано.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник


Между двух берегов

21 Март 2020 г.
Что такое нравственный выбор? Это осуществление свободы воли в одном из двух направлений. Бог с самого начала не ограничивает человека жесткими рамками, а дает ему возможность проявить себя: отвергнуть или исполнить заповеди.

Тринадцатый век до нашей эры. Пророк Моисей выводит израильский народ из Египта. Тысячи людей идут по пустыне, перед ними простирается Красное море, а на горизонте вздымается облако от настигающих колесниц войск фараона. Путники оказались замкнутыми в кольцо. Но все возможно верующему, и пророк Моисей обращается к Богу, простирая руки над морской бездной. Подгоняемая восточным ветром морская стихия расступается, образуя две стены из воды, и народ израильский проходит посреди них. Этот эпизод из Ветхого Завета, по словам Феофана Затворника, становится прообразом святого Крещения.

Подобно тому, как израильтяне избавились от врагов, следуя через водную стихию, каждый верующий спасается крещением во Христа, открывая для себя путь духовной жизни. Это таинство становится стеной разделения между прежним страстным образом мыслей, земными стремлениями и греховными приоритетами и новым бытием, наполненным любовью к Богу.

Можно учиться, работать, иметь семью, но не быть в порабощении мирским духом. Христианину необходимо отдать предпочтение заботе о душе, к этому верующих призывает Господь (Лк.12:29–34), и примером этому становится жизнь угодников Божиих, таких же, как мы, людей. Но как это совершить, если человек живет в миру? Примеров мы имеем много.

Так, Господь открыл преподобному Макарию Великому, десятки лет подвизавшемуся в посте и молитве, что две женщины в Александрии выше его по жизни. Это были жены двух братьев, жившие в одном доме, но за все время совместного пребывания ни одна из них не сказала другой слово упрека и даже не подумала о ней или ее детях плохо. Они в равной мере являли всем любовь.

Пример мы имеем и в жизни праведного Филарета, именуемого Милостивым. Он имел состояние, жену и троих детей. Услышав слова Господа о Страшном Суде, Филарет стал щедрым жертвователем. Этот человек с терпением переносил упреки домочадцев и во всем уповал на Бога. Без всякого колебания он помогал нуждающемуся, если даже приходилось отдать последнее. В условиях, когда состоятельные семьи старались приумножить богатство, он одаривал нищих с таким рвением, что порой не имел хлеба, чтобы накормить семью. Еще при жизни Господь вознаградил праведника за щедрость: его внучка стала супругой императора, а семье вернулось благополучие.

Каждый раз мы призваны выбирать между греховными желаниями и следованием заповедям, между суетой и Христом. Решение зависит от нас. Если мы придаем процессу существования больше внимания, чем его смыслу, это губительно для души. Человек обычно оправдывает собственные грехи недостатком времени, обстоятельствами и благими целями. Так жадность одевается в наряд попечения о семье, раздражение — в одежду борьбы за справедливость, ревность преподносится как проявление любви.

Именно поэтому всегда стоит ставить мотивы собственных деяний на весы евангельских заповедей. Действительно ли наш поступок — это желание послужить близким людям, Господу или же он вызван стремлением предаться пороку? Христианин должен во всем проявлять мудрость (Мф. 10:16). Не пошел в храм, оправдываясь необходимостью сделать домашние дела, якобы послужить родным, но в этом ли заключается истинная причина? А может быть, честнее будет, если признаем собственную лень?

В одной из книг монаха Варнавы (Санина) герой в пост придумывал повод прокатиться на электричке и во время поездки активно подкреплялся скоромной пищей, оправдывая это тем, что путешествующим допускается послабление поста. Нарушение поста многие считают «невеликим грехом». Но в данном случае человек идет на самообман, проезд на электричке самое большее занимает три часа, а везде — и на вокзале, и в поезде — продаются постные продукты, даже в самолетах есть постное меню. Только об этом надо побеспокоиться.

Между тем нарушение поста, как и любой другой грех, приводит к разрушению наших отношений с Богом. О тленности земных желаний много писал А. П. Чехов, который, будучи врачом, нередко свидетельствовал, как больной умирал во грехе. В его рассказе «О бренности» ярко и подробно описывается стремление человека предаться страсти и усладить чрево, и какая же внезапная концовка — неожиданный инсульт. Покоренный собственным желанием человек может предстать перед лицом Бога, своей несдержанностью определяя себе страшную участь. Винить будет некого, ведь каждый свободен в выборе.

Когда священномученик Августин (Беляев) с 1931 по 1934 год находился в СвирьЛАГе, страшнейшем месте заключения того времени, он не нарушал пост и никогда не ел мяса. Владыка понимал, что, давая себе послабление в малом, он совершит и больший грех — станет богоотступником. Несмотря на тяжелые условия, епископ перенес испытание и впоследствии укреплял свою паству на Калужской кафедре.

Делая выбор, человеку свойственно избегать тяжелых волевых решений. Он пытается искать лазейки: сочетать доброе и желаемое для себя, уходить от обличений совести. Только в вере так не бывает. Невозможно оставаться обмирщенным человеком (служить мамоне, удовлетворять похоти плоти) и быть со Христом — один выбор исключает другой. Вечная жизнь или погибель, грех или святость, слушать нашептывания лукавого или пребывать в любви ко Христу. У человека только два пути, а третьего не дано.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник