Сегодня: Воскресенье 24 Январь 2021 г.

«Пляски» на костях

23 Сентябрь 2020 г.
Сейчас трудно определить время, когда братские могилы начали превращать в мемориалы, сравнивая могильные холмы с землей и покрывая их тротуарной плиткой. То там, то тут, в Калужской Книге Памяти можно прочитать: «братская могила, могильный холм отсутствует». Кто и зачем начал это в 80-х годах, ответ вряд ли будет найден, но сейчас это явление в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне получило массовый характер. Почему то именно количество уложенной плитки становится показателем нашей памяти. Кто-то удивится, а в чем проблема? И в этом случае ответить нечего, если человек не видит разницы между могильным холмом и тротуарной плиткой вместо него, то у него можно только спросить, а с могилами своих близких он так же поступает или, все-таки, сохраняет место захоронения?

В чем же отличие мемориала и могилы? Мне кажется, в отношении к павшим. Мемориалы отодвигают нас от душ павших предков, подменяя их символами: памятниками, списками, фонариками.

Давайте посмотрим это на живых примерах.

Одной из первых могил в Кировском районе, ставшей мемориалом, было братское захоронение в д.Верхняя Песочня. К сожалению, старых снимков не сохранилось и, следовательно, не сохранилось местоположение первоначального захоронения. Братская могила стала величественным мемориалом и местом проведения патриотических митингов, которые заканчиваются возложением цветов к постаментам памятника и стены со списками. Понимают ли возлагающие, что идут по костям павших? Дальнейшая судьба закатанных в плитку костей еще печальней. Они стали местом для различных выступлений. На костях павших представители власти произносят высокие речи о сохранении памяти, духовенство совершает молебны, перед захоронением останков, найденных поисковиками, артисты поют и «пляшут», размахивая несуществующими флагами, нарезанными из Георгиевской ленты. И никому не приходит в голову, что делают это они на костях павших. Парадокс заключается и в том, что вновь организованные могилы перезахороненных воинов чтят и не укатываются в плитку при очередных реконструкциях. Так в чем вина тех, кто похоронен в могиле до превращения её в мемориал? Венцом пренебрежения к памяти павших стала установка на территории огороженного мемориала в Верхней Песочне скамеек. Это зачем? Зачем скамейки на костях? Неужели вокруг мемориала не нашлось места для установки скамеек? Нужно также отметить, что, несмотря на все проведенные в прошлом и в этом году благоустроительные мероприятия, мемориал в Верхней Песочке встретил День освобождения Кировского района в год Памяти и Славы, в год 75-летия Победы, так же как и в День Победы облезлыми списками. Средства на плитку, скамейки, подсветку нашлись, а вот на обновление списков денег нет.

Хочется напомнить, что на территории мемориального комплекса покоится прах 1622 воинов.

Не менее печальна судьба братской могилы в с. Фоминичи, которая стала мемориалом, закатанным в плитку лишь в прошлом году, о чем с сожалением мы писали. Наши самые худшие ожидания оправдались. Закатанная в плитку, потерявшая свои границы братская могила уже в этом году стала местом памятных торжеств на костях. На территории братской могилы на костях павших установлены микрофоны, колонки, гробы с останками поднятых поисковиками воинов, стоит почетный караул. У микрофона произносятся патриотические речи, звучит молебен. Понимают ли воины Шайковского гарнизона, что они несли останки по костям павших воинов. Спрашивать это у поисковиков не стоит, они то уж точно в курсе и, тем не менее, прошлись по костям ранее захороненных воинов. Хочется задать вопрос главам района и поселения, а свежая могила будет покрыта плиткой?

Наша редакция с болью отмечает, что за памятником на братской могиле в Фоминичах продолжают валятся старые плиты со списками, не нашлось с прошлого года у администрации села времени навести порядок ни ко Дню Победы, ни ко Дню освобождения района. Списки после критики в нашем издании выглядят лучше, чем было: их почистили и покрасили черной краской, но, тем не менее, они уже начали облезать и имею вид недостойный юбилея Победы. А ведь чему, кроме списков, поклонятся на данном мемориале, постамент которого отделан сайдингом?

Хочется напомнить, что в братской могиле покоится прах 748 воинов.

Почему мы, потомки, позволяем себе ходить, танцевать, фотографироваться, стоя на костях павших? Почему памятники, отделанные сайдингом, профлистом, а не братские могилы становятся местами отдания памяти павшим воинам? Куда делась наша традиция снимать головной убор на территории могил? На фото видно, что и воины Шайковского гарнизона, и поисковики стоят в строю на братской могиле в головных уборах. Дети-артисты машут флагами, не снимая пилоток. Их можно понять, НЕТ тут могилы, она под плиткой, они пришли на мемориал. Отдавая память вновь захороненным воинам, мужчины, безусловно, снимут головные уборы, а вот как быть с павшими под тротуарной плиткой?

На заданные вопросы нет ответа, ответ в тех, кто идет за нами, в тех, кого мы часто упрекаем в равнодушии к памяти, а ведь именно оно – отражение нашего лицемерия, нашего безразличия к происходящему, проявляющееся в молчаливом одобрении уничтожения могильных холмов, в «танцах» на КОСТЯХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ. Не верят дети нам и нашим словам, а судят нас по делам.

Глядя на поисковиков, стоящих на мемориале и увешанных медалями, невольно вспоминается очерк С. Мачинского «Тщеславие».

Фото с мероприятий взято с сайта http://kirovzt.ru/
Фото редакции


«Пляски» на костях

23 Сентябрь 2020 г.
Сейчас трудно определить время, когда братские могилы начали превращать в мемориалы, сравнивая могильные холмы с землей и покрывая их тротуарной плиткой. То там, то тут, в Калужской Книге Памяти можно прочитать: «братская могила, могильный холм отсутствует». Кто и зачем начал это в 80-х годах, ответ вряд ли будет найден, но сейчас это явление в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне получило массовый характер. Почему то именно количество уложенной плитки становится показателем нашей памяти. Кто-то удивится, а в чем проблема? И в этом случае ответить нечего, если человек не видит разницы между могильным холмом и тротуарной плиткой вместо него, то у него можно только спросить, а с могилами своих близких он так же поступает или, все-таки, сохраняет место захоронения?

В чем же отличие мемориала и могилы? Мне кажется, в отношении к павшим. Мемориалы отодвигают нас от душ павших предков, подменяя их символами: памятниками, списками, фонариками.

Давайте посмотрим это на живых примерах.

Одной из первых могил в Кировском районе, ставшей мемориалом, было братское захоронение в д.Верхняя Песочня. К сожалению, старых снимков не сохранилось и, следовательно, не сохранилось местоположение первоначального захоронения. Братская могила стала величественным мемориалом и местом проведения патриотических митингов, которые заканчиваются возложением цветов к постаментам памятника и стены со списками. Понимают ли возлагающие, что идут по костям павших? Дальнейшая судьба закатанных в плитку костей еще печальней. Они стали местом для различных выступлений. На костях павших представители власти произносят высокие речи о сохранении памяти, духовенство совершает молебны, перед захоронением останков, найденных поисковиками, артисты поют и «пляшут», размахивая несуществующими флагами, нарезанными из Георгиевской ленты. И никому не приходит в голову, что делают это они на костях павших. Парадокс заключается и в том, что вновь организованные могилы перезахороненных воинов чтят и не укатываются в плитку при очередных реконструкциях. Так в чем вина тех, кто похоронен в могиле до превращения её в мемориал? Венцом пренебрежения к памяти павших стала установка на территории огороженного мемориала в Верхней Песочне скамеек. Это зачем? Зачем скамейки на костях? Неужели вокруг мемориала не нашлось места для установки скамеек? Нужно также отметить, что, несмотря на все проведенные в прошлом и в этом году благоустроительные мероприятия, мемориал в Верхней Песочке встретил День освобождения Кировского района в год Памяти и Славы, в год 75-летия Победы, так же как и в День Победы облезлыми списками. Средства на плитку, скамейки, подсветку нашлись, а вот на обновление списков денег нет.

Хочется напомнить, что на территории мемориального комплекса покоится прах 1622 воинов.

Не менее печальна судьба братской могилы в с. Фоминичи, которая стала мемориалом, закатанным в плитку лишь в прошлом году, о чем с сожалением мы писали. Наши самые худшие ожидания оправдались. Закатанная в плитку, потерявшая свои границы братская могила уже в этом году стала местом памятных торжеств на костях. На территории братской могилы на костях павших установлены микрофоны, колонки, гробы с останками поднятых поисковиками воинов, стоит почетный караул. У микрофона произносятся патриотические речи, звучит молебен. Понимают ли воины Шайковского гарнизона, что они несли останки по костям павших воинов. Спрашивать это у поисковиков не стоит, они то уж точно в курсе и, тем не менее, прошлись по костям ранее захороненных воинов. Хочется задать вопрос главам района и поселения, а свежая могила будет покрыта плиткой?

Наша редакция с болью отмечает, что за памятником на братской могиле в Фоминичах продолжают валятся старые плиты со списками, не нашлось с прошлого года у администрации села времени навести порядок ни ко Дню Победы, ни ко Дню освобождения района. Списки после критики в нашем издании выглядят лучше, чем было: их почистили и покрасили черной краской, но, тем не менее, они уже начали облезать и имею вид недостойный юбилея Победы. А ведь чему, кроме списков, поклонятся на данном мемориале, постамент которого отделан сайдингом?

Хочется напомнить, что в братской могиле покоится прах 748 воинов.

Почему мы, потомки, позволяем себе ходить, танцевать, фотографироваться, стоя на костях павших? Почему памятники, отделанные сайдингом, профлистом, а не братские могилы становятся местами отдания памяти павшим воинам? Куда делась наша традиция снимать головной убор на территории могил? На фото видно, что и воины Шайковского гарнизона, и поисковики стоят в строю на братской могиле в головных уборах. Дети-артисты машут флагами, не снимая пилоток. Их можно понять, НЕТ тут могилы, она под плиткой, они пришли на мемориал. Отдавая память вновь захороненным воинам, мужчины, безусловно, снимут головные уборы, а вот как быть с павшими под тротуарной плиткой?

На заданные вопросы нет ответа, ответ в тех, кто идет за нами, в тех, кого мы часто упрекаем в равнодушии к памяти, а ведь именно оно – отражение нашего лицемерия, нашего безразличия к происходящему, проявляющееся в молчаливом одобрении уничтожения могильных холмов, в «танцах» на КОСТЯХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ. Не верят дети нам и нашим словам, а судят нас по делам.

Глядя на поисковиков, стоящих на мемориале и увешанных медалями, невольно вспоминается очерк С. Мачинского «Тщеславие».

Фото с мероприятий взято с сайта http://kirovzt.ru/
Фото редакции