Сегодня: четверг 23 ноября 2017 г.

Доступное недоступно!

10 августа 2017 г.

Живую поддержку нашего дворового ветеранского дискуссионного кружка нашли объявленные президентом программы «Доступная среда» и «Создание благоприятной городской среды». Мы, полные энтузиазма, следим за успехами в воплощении грандиозных планов, радуемся миллионным суммам, выделенным местным властям на реализацию программ.

Центр нашего поселения преображается, он очень хорошо смотрится в сухую погоду, ночью, когда горят ряды фонарей, а темнота придает ореол таинственности всему окружающему. Мы в своей наивности надеемся и верим, что благоустройство дойдет и до нашей окраины.

Мы с удовлетворением отмечаем появление пандусов около магазинов и учреждений, звонков для инвалидов. Некоторые из нас ими пользуются. Баба Лера с ее палочкой не на всякое крыльцо взойдет, поэтому позвонит, к ней выйдут и помогут. Замечательно!

Да, хорошего делается много, различные фронтовики, общественники и власть стараются следить за исполнением закона о создании комфортной среды.

Как-то в наш бодрый разговор вмешался Гришаня, молодой бизнесмен с бритым затылком: «Да, власти нас заставляют выполнять законы по благоустройству, по доступной среде, хотя сами не очень в этом преуспевают».

Мы сначала встали на сторону местной власти, дескать, вон как много делается. Гришаню, сержанта ВДВ, трудно сбить с мысли, он уж если сказал, так сказал и пример привел. Если уборка снега с дорог и тротуаров не входит в понятие комфортная и доступная среда, если замерзшая снежная каша, неубранная в распутицу, по которой идти невозможно здоровому, и есть та доступная и комфортная среда, о которой вы тут рассуждаете, то он, по его словам, просто балерина большого театра.

Тему плохой уборки улиц зимой поддержала баба Лера, которая подтвердила, что ходить зимой с палочкой по улицам и около дома очень трудно. А как ей перелезть через навалы на переходах и выходах из придомовых территорий после грейдирования дорог? Особенно ей тяжело садиться в транспорт, зимой подъезды к остановкам часто скользкие, на них накатанные ледяные бугры от грейдера. А сами маршрутки разве могут считаться транспортом, удобным для пожилых людей? Там ни развернуться, ни пройти.

Потапыч, житель областного центра, согласился с ней. Действительно, в большом городе автобусы реально оборудованы низкими ступеньками, а навесная ступенька на маршрутках даже опасна на выходе, особенно для людей с палочками.

Нарастающую критику поддержала тетя Мотя, бывший агитатор оппозиционных партий. Она возмущалась, зачем деньги вкладываются в парк в одном из районов, ведь до него доехать общественным транспортом с городских окраин невозможно, одна маршрутка раз в час ходит и до той от дома с километр идти, а вечером вообще нет общественного транспорта. Внутри парка дорожки делают, а к парку ни дороги нормальной нет, ни тротуаров. Мы на окраинах обходимся прогулками по улицам с разбитыми грунтовыми дорогами, на которых нет ни тротуаров, ни скамеек.

Её поддержали молодые мамочки, подтвердив, что не только к парку, но и в больницу, администрацию, банк им приходится идти не один километр с колясками по краям разбитых грунтовых дорог, или вызывать такси. Общественного транспорта, удобного для проезда с детьми с колясками, просто нет.

Михеич, бывший оппозиционер и дворник парка, поддержал беседу, затронув больную тему – отсутствие современного туалета. А он знает, о чем говорит, ведь ему приходится убирать то, что его заменяет. Особенно ему достается после молодежных дискотек в парке.

Тему «удобств» поддержала Егоровна. Вот построили замечательный детский сквер. Дети туда просятся, но без личного транспорта беда, от дома далеко, а «нужду» ребенку справить негде. Михеич тут же напомнил, что нам года три назад обещали решить эту проблему, но в поглощающее миллионы благоустройство обещанные удобства, видимо, не входят.

Иваныч стал сетовать на состояние подъездов к остановкам на окраинах поселения. Там в распутицу и дождь не подойти пассажирам, ни подъехать транспорту.

Гришаня поддержал, у нас только малый транспорт на улицах, вот пусть власть решит вопросы доступного комфортного проезда в общественном транспорте для пенсионеров, большинство из которых инвалиды различных групп, а потом дергает бизнес. Пусть власть покажет личный пример в исполнении законов.

Действительно, у нас транспорт в отличие от советских времен существенно сократил количество обслуживаемых улиц, что затрудняет пользование им. Проблема дойти до остановки: и далеко, и нет тротуаров.

Филипповна, бывшая учительница русского языка, поддержанная Семенычем, традиционно подняла тему грамотности, являются ли плакаты с безграмотными надписями, развешанные на самых видных местах, нарушением её права на комфортную среду. Мы её убедили, что нет, т.к. ошибки в отличие от грязи, луж и снега видны немногим.

Неугомонный Михеич призвал нас обратить внимание на тину в фонтанах и заросшие травой плиточные дорожки на недавно реконструированных площадях и скверах, поглотивших миллионы бюджетных средств.

Стелла Поликарповна, столичная жительница, возразила ему: приятно видеть зелень на дорожках после бетона столицы и отметила тот факт, что по количеству скамеек и фонарей на душу населения в скверах и бульварах на благоустроенном километре центральной улицы города мы превзошли садовое кольцо Москвы. «Жаль, скамейки в основном под липами и поэтому грязные», - посетовала она. Её все дружно успокоили, через пару лет липы засохнут, почему-то они начали активно гибнуть на новом бульваре, и вскоре можно будет с удовольствием наслаждаться солнцем на чистых скамейках.

Михалыч, бывший военный, возмущался, что благоустройство даже в центре при миллионных бюджетных затратах идет без учета генерального плана, без устройства ливневой канализации, что приводит к синхронному появлению луж около новых тротуаров. Проезжающие машины вынужденно окатывают грязной жижей немногих пешеходов, рискнувших воспользоваться новыми путями, построенными в рамках программы создания комфортной городской среды. У нас сложилась «недобрая традиция»: после дождя и в распутицу на достижения, реализованные в рамках программы комфортной и доступной среды, невозможно попасть, лужи не пускают. Люди по дороге бегают, ища обход лужам на пешеходных переходах. И это не в экстремальные ливни, а после обычных грозовых летних дождей, распутица - отдельная песня.

«С этого надо было начинать, - уже с возмущением констатировала баба Вера, угощая всех ароматными горячими пирожками. - А то освоят миллионы, а потом начнут переделку для устранения выявленных недостатков». Положат новую дорогу, а кюветов нет. Ливневый сток воды не предусмотрен, дождевые потоки выносят песок на дорогу. А придомовые территории (долгожданное доброе дело) как делают? Сток воды не планируют, в дождь и распутицу можно не выйти из подъезда, вода течет в подвал дома, а ручьи покрывают свежий асфальт слоем грязи и песка, который никто не убирает. И кому это надо?»

Я тоже постарался внести вклад в создание уюта в городе, в очередной раз призвав власти обратить внимание на «малые архитектурные формы», то тут, то там «украшающие» городской пейзаж: остатки урн, сломанные крышки люков, вывороченные колодцы и прочая годами не убираемая мелочь.

Семеныч предположил, что ливневой канализацией традиционно займутся после завершения благоустройства, т.к. работы потребуют реконструкции и переделки, что позволит продолжать осваивать бюджетные деньги, улучшая то, что уже сделано, но не двигаясь на окраины.

Нил Фролыч разъяснил, почему власти из года в год, из программы в программу вкладывают деньги в одно и тоже место. А все очень просто! Результат есть? Есть. Лучше в этом месте стало? Стало. Следовательно, программа выполняется? Выполняется. Если расширять территории благоустройства, то потом следить придется, а это – лишние будущие бюджетные траты. Ведь придется летом подметать, а зимой чистить. А деньги где?

Михеич вставил, что новое всегда скрывает недостатки предыдущего, и проверить, какие работы на каком этапе не выполнялись, сложнее. Вон центральную дорогу три года назад отремонтировали, но она подразвалилась, а ко времени выполнения гарантийного ремонта подоспела реконструкция. А кто утверждает, что и где делать? Районное собрание. А кто там, в руководстве? Директор ремонтной организации. Вот круг и замкнулся. За три года два капитальных ремонта одного и того же участка дороги.

Так, беседуя, мы пришли к выводу, что комфорт не везде и к нам на окраины не спешит. Есть доступная среда, есть комфортная, часто для отчета, а воспользоваться нам, жителям, не всегда возможно.

Петрович, учитель истории и обществознания, посетовал, что бороться с этим можно, если будут общественные организации. Но у нас в районе все общественные комиссии создаются на безальтернативной и не конкурентной основе, состоят на 80% из местных бюджетников, назначаются и возглавляются руководителями муниципалитета, поэтому и работают только для одобрения и «всенародной поддержки» правильности принятых решений администрацией, а не для донесения и отстаивания чаяний и мольб населения. После заседания таких советов могут появляться и совсем нелепые благоустроенные места. Например: может до двух метров расширится тротуар проходимостью 20 человек в час в базарный день, рождая лужи и лишая автотранспорт обочины для парковки, возникнуть танцпол под рекламным плакатом, на который не ступает нога жителей, а тротуары и пешеходные переходы, ведущие в школу, так и будут упираться или утопать в воде и грязи, несмотря на многолетние просьбы жителей.

Доступное - это когда можно ступить! Комфортное – когда в дождь и распутицу удобно идти! Лужи, грязь, навалы снега не должны стоять преградой между жителями и комфортной средой. В одном мы едины: скверы и парки, украшающие наш город, станут по-настоящему доступными и востребованными, если к ним со всех уголков города протянутся хорошие дороги, удобные тротуары, которые зимой будут хорошо почищены. Начинать властям, по-нашему разумению, стоило именно с дорог и тротуаров, а то получается, доступное недоступно.

Собрания наши проходят иногда бурно, иногда мирно. Михеич все требует написать петицию по итогам наших дискуссий, но даже ему не удается придумать, кому ее направить. В ООН, президенту, в правительство? Проблемы, о которых мы говорим, наши местные, а способа их решить у нас, простых жителей, нет, нас не просто не слышат, нам возражают согласованным депутатским, административным, партийным и «общественным» «ОДОБРЯМСОМ», с успехом тиражируемым в ангажированных СМИ.

Помог нам Потапыч, что значит житель большого города. Он кратко сформулировал наши проблемы. Все наши жалобы, претензии и несбывшиеся ожидания от отсутствия согласованного с обществом плана развития территории и проектами по его реализации, с четко расставленными приоритетами, расписанными по финансам и годам. Наличие такой схемы позволило бы населению с пониманием относиться к действиям власти. Знание приоритетов развития позволит четко организовать общественный контроль, который будет способствовать гармоничному сочетанию развития центра и периферии, не позволит «поставить телегу впереди кобылы», сначала благоустройство, потом - ливнёвка. Действенный общественный контроль за исполнением плана позволил бы снять не всегда объективные претензии к администрации. Единая схема позволит активистам привлекать ресурсы и для самостоятельного обустройства территории в рамках общей стратегии.

Вдохновленные таким простым решением, мы постановили обратиться к депутатам различных уровней с просьбой законодательно в рамках развития «Комфортной городской среды» обязать муниципальные власти разработать целостные проекты создания такой среды с учетом перспектив развития населенных пунктов, и только после согласования, экспертизы и определения приоритетов с общественными территориальными организациями выделять деньги на ее реализацию. Данное предложение не позволит вкладывать бюджетные деньги в недоступные островки благоустройства с постоянным их совершенствованием.


Примеры:
Как быть пешеходам?
Тротуар не для пешеходов
Море волнуется
А как же пешеходы?
«Прекрасный» тротуар
Создавая комфорт и уют, зеленые «сопли» из чаши текут
В пору запускать лягушек
Лужа нам не помеха, по газону обойдем
Никого не волнует утопающая в воде братская могила
Опаньки… перехода нет
Грязь после чистки пл.Победы скапливается на тротуаре
С весны не убрана грязь вдоль одного из бордюров на пл.Победы