Сегодня: понедельник 28 мая 2018 г.

«Переступили через нас…»

28 декабря 2017 г.
Вдовы легендарных баскетболистов подали в суд на создателей фильма «Движение вверх»
Владимир Малышев
28.12.2017
«Переступили через нас…»
Об этом было объявлено на пресс-конференции, которая прошла в петербургском агентстве «Росбалт». В ней приняли участие вдова легендарного тренера сборной СССР Владимира Кондрашина – Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова – вдова баскетболиста Александра Белова, автора финального броска, который принес нашей сборной победу.

Родственники участников легендарного матча Олимпиады 1972 года в Мюнхене, когда сборная СССР впервые завоевала «золото» в баскетболе, заявили, что возмущены фильмом студии «ТРИТЭ» «Движение вверх», рассказывающим об этой победе и ее героях.

Фильм скоро выходит на экраны по всей России, и, судя по показанным по телевидению роликам и отзывам зрителей после пробных просмотров, он уже вызвал их восторженную реакцию, а некоторые говорили, что не могли сдержать слез от эмоций. Однако, выступая на пресс-конференции, Александра Овчинникова сказала: «Мы тоже плачем. Мы плачем из-за того, что через нас перешагнули и пошли дальше своим путем, невзирая ни на что». По ее словам, судя по сценарию фильма, Александра Белова в нем представляют смертельно больным уже во время Олимпиады 1972 года. Он предлагает руку и сердце советской баскетболистке, едет в США, там советские спортсмены якобы идут продавать икру; в районе типа Гарлем натыкаются на дворовую команду из чернокожих и играют с ними в баскетбол, терпят поражение, идут в бар и напиваются…

«Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять!.. Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно. <…> Лично мне очень больно за всё за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется…» – заявила Овчинникова.

Она привела в пример попытки снять картину о Льве Яшине, когда, по ее словам, вдова Яшина «зарубила» более 17 сценариев, но с ней советовались и предложили на выбор тридцать актеров для исполнения главной роли.

«А здесь? Поставили перед фактом, что снимают фильм. Когда мы просили убрать какие-то моменты, ответили: "Нет, иначе фильм получится плохой". Теперь получился хороший фильм, я за них очень рада, но нам плакать хочется», – снова повторила Овчинникова.

В свою очередь, Евгения Кондрашина, кстати, сама бывшая баскетболистка, полагает, что авторы сценария ни разу не бывали на баскетболе и совершенно точно не видели Владимира Кондрашина во время игры. По ее словам, в сценарии был момент, когда Кондрашин «отключился» во время полуфинальной — и якобы договорной — игры с Кубой, потом пришел в себя и спросил, кто же победил. Кроме того, в фильме используется образ больного с детства церебральным параличом сына Кондрашиных, инвалида-колясочника Юры. К финалу картины Юра «от радости начинает ходить», а его отец пытается спекулировать валютой, чтобы обеспечить ему операцию, хотя на самом деле сын Кондрашина прикован к инвалидной коляске до сих пор.

«Мы узнали о фильме в 2016 году. Позвонил Иван Едешко (член сборной, олимпийский чемпион и участник событий 1972 года). Спросил, принесли ли нам сценарий. Я говорю, нет, первый раз слышу. У меня аж волосы на голове зашевелились. Он говорит: "Почитайте, увидите". Мы были в ожидании. Нам привезли сценарий сотрудники "ТРИТЭ", оставили толстый том.

Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово, – рассказала Евгения Кондрашина. – Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью – победа в Мюнхене. Всё остальное – не то.

И о нас пишут, будто мы суды затеяли из-за денег. Да мы бы сами, наверное, заплатили деньги, чтобы этого не появилось в свет. <…> Переступили через нас… Они ничего не исправили, и мы решили, что не хотим, чтобы наши имена использовались в фильме».

Еще до выхода фильма на экран родственники пытались добиться изменения сценария, приведения его в соответствие с жизненной правдой. «Родственники пытались довести до студии позиции, что негоже, мотивируясь желанием какого-то коммерческого успеха, вставлять все что ни попадя в этот фильм, и людям, имена которых неотъемлемо связаны с олимпийской победой, приписывать совершенное нелепые, глупые, алогичные поступки, которые не вяжутся со здравым смыслом», – пояснил Вадим Тимошевский – юрист, представляющий интересы родственников. По его словам, договор с родственниками студия попыталась заключить, когда фильм уже был отснят на две трети, договор предлагалось подписать в таком виде, что родственники отказываются от любых претензий к создателям фильма.

«Понимая, что какой-то компромисс со студией невозможен, мы были вынуждены обратиться с иском. Нам было сказано, что больших успехов в суде вы не добьетесь… Мы подали иск, чтобы совершить все зависящее от нас – чтобы совесть была чиста», – рассказал юрист. По его словам, иск был принят с третьего раза, а та «масса глупостей, которая была представлена нам в первом сценарии, она же осталась в 23-м варианте сценария», по которому и был снят фильм.

«Цинизм суда заключается в следующем: хотите, чтобы в сценарии были запрещены имена – пожалуйста! Представитель студии "ТРИТЭ" принес 23-й вариант сценария, где фамилия Кондрашин была изменена на фамилию Гаранжин». Также, отметил он, были изменены и другие имена. Суд первой инстанции отказал истцам, потому что они не доказали «факт создания фильма». Но решение еще не вступило в законную силу. Сейчас апелляционная жалоба ждет изучения в Московском городском суде.

Конечно, не изучив самым тщательным образом все варианты сценария и все перипетии переговоров родственников с киностудией, со стороны трудно судить, как все в точности обстояло на самом деле при сьемках картины «Движение вверх». Автор этих строк сам в юности играл в Ленинграде в баскетбол, и был лично знаком с Владимиром Петровичем Кондрашиным, много раз видел его на баскетбольной площадке, как игрока местного «Спартака» и как тренера еще юношеских команд; и должен сказать, что персонаж фильма в изображении актера Машкова на него абсолютно не похож. Настоящий Кондрашин был совсем другим: по фактуре, по стати, по манере себя вести. Игроки и болельщики любовно называли его просто Петрович. Он был небольшого роста, что для баскетбола – большой недостаток, но играл так, что стал замечательным баскетболистом. Все, кто увлекался в Ленинграде баскетболом в то время или был болельщиком, запомнили его фантастически меткие броски в корзину двумя руками из-за головы с центра поля. Под его руководством сборная СССР не только одержала легендарную победу в финале мюнхенской Олимпиады над американцами, но еще два года спустя выиграла чемпионат мира в Пуэрто-Рико, а ленинградский «Спартак» стал чемпионом страны в 1975 году.

Разумеется, понятно желание авторов фильма «приукрасить» реальность некоторыми придуманными драматическими эпизодами, однако можно ли это делать, когда речь идет не о придуманных фантазией сценариста персонажах, а о реально существовавших людях? Мало того – о настоящих спортивных героях нашей страны?

Увы, плакать вдовам героев Мюнхена приходилось и до съемок фильма, и не один раз. Конец жизни Владимир Кондрашин – почетный гражданин Санкт–Петербурга – провел в крошечной квартирке на Васильевском острове, в ней осталась и его семья – вдова с сыном, который прикован к инвалидному креслу, хотя дом был совершенно не приспособлен для пребывания инвалидов. Когда их посетил корреспондент, то был поражен и написал: «Не часто встретишь здание с таким крошечным лифтом и узкой, немногим больше метра в ширину, лестницей, которая еще и вьется короткими крутыми пролетами. Передвигаться по ней на инвалидной коляске нереально, даже если нужно только на третий этаж. Зато внутри квартиры – храм баскетбола. Призы, медали, мячи, фотографии… Их могло быть больше, но в 1990 году квартиру Кондрашиных "обчистили". Воры похитили массу ценных и памятных вещей».

Городские власти обещали дать семье национального героя новую квартиру, но так ничего и не сделали.

Новую квартиру ему не дали ни при жизни, ни после его смерти – его семье. Пришлось самим баскетболистам по всей стране пускать шапку по кругу, чтобы помочь семье Кондрашина. Деньги на квартиру собрали лишь спустя 14 лет после смерти великого тренера.

Но и это было еще не все. Несколько лет назад вандалы осквернили могилы Александра Белова, умершего в возрасте всего 26 лет, и Владимира Кондрашина, которые похоронены на Северном кладбище Петербурга. Негодяи выломали голову и руки легендарного баскетболиста, запечатленные скульптором в момент золотого мюнхенского броска.

«С памятника мужа отломали земной шар из прутьев в виде мяча», – с горечью вспоминала супруга тренера. Разоренные захоронения восстановил баскетбольный клуб «Спартак»...



«Переступили через нас…»

28 декабря 2017 г.
Вдовы легендарных баскетболистов подали в суд на создателей фильма «Движение вверх»
Владимир Малышев
28.12.2017
«Переступили через нас…»
Об этом было объявлено на пресс-конференции, которая прошла в петербургском агентстве «Росбалт». В ней приняли участие вдова легендарного тренера сборной СССР Владимира Кондрашина – Евгения Кондрашина и Александра Овчинникова – вдова баскетболиста Александра Белова, автора финального броска, который принес нашей сборной победу.

Родственники участников легендарного матча Олимпиады 1972 года в Мюнхене, когда сборная СССР впервые завоевала «золото» в баскетболе, заявили, что возмущены фильмом студии «ТРИТЭ» «Движение вверх», рассказывающим об этой победе и ее героях.

Фильм скоро выходит на экраны по всей России, и, судя по показанным по телевидению роликам и отзывам зрителей после пробных просмотров, он уже вызвал их восторженную реакцию, а некоторые говорили, что не могли сдержать слез от эмоций. Однако, выступая на пресс-конференции, Александра Овчинникова сказала: «Мы тоже плачем. Мы плачем из-за того, что через нас перешагнули и пошли дальше своим путем, невзирая ни на что». По ее словам, судя по сценарию фильма, Александра Белова в нем представляют смертельно больным уже во время Олимпиады 1972 года. Он предлагает руку и сердце советской баскетболистке, едет в США, там советские спортсмены якобы идут продавать икру; в районе типа Гарлем натыкаются на дворовую команду из чернокожих и играют с ними в баскетбол, терпят поражение, идут в бар и напиваются…

«Саша в 1972 году был гением баскетбола, молодым, очень перспективным, о нем можно было такое снять!.. Красивое что-то. Саша и так мало прожил. А здесь его уже в 1972 году делают смертельно больным. Это очень неприятно. <…> Лично мне очень больно за всё за это. Там показывают его личную жизнь, я была против, чтобы про него что-то выдумывали. На что мне ответили, что, мол, у него и до вас было много девушек, вы якобы не единственная. Мне, честно говоря, плакать хочется…» – заявила Овчинникова.

Она привела в пример попытки снять картину о Льве Яшине, когда, по ее словам, вдова Яшина «зарубила» более 17 сценариев, но с ней советовались и предложили на выбор тридцать актеров для исполнения главной роли.

«А здесь? Поставили перед фактом, что снимают фильм. Когда мы просили убрать какие-то моменты, ответили: "Нет, иначе фильм получится плохой". Теперь получился хороший фильм, я за них очень рада, но нам плакать хочется», – снова повторила Овчинникова.

В свою очередь, Евгения Кондрашина, кстати, сама бывшая баскетболистка, полагает, что авторы сценария ни разу не бывали на баскетболе и совершенно точно не видели Владимира Кондрашина во время игры. По ее словам, в сценарии был момент, когда Кондрашин «отключился» во время полуфинальной — и якобы договорной — игры с Кубой, потом пришел в себя и спросил, кто же победил. Кроме того, в фильме используется образ больного с детства церебральным параличом сына Кондрашиных, инвалида-колясочника Юры. К финалу картины Юра «от радости начинает ходить», а его отец пытается спекулировать валютой, чтобы обеспечить ему операцию, хотя на самом деле сын Кондрашина прикован к инвалидной коляске до сих пор.

«Мы узнали о фильме в 2016 году. Позвонил Иван Едешко (член сборной, олимпийский чемпион и участник событий 1972 года). Спросил, принесли ли нам сценарий. Я говорю, нет, первый раз слышу. У меня аж волосы на голове зашевелились. Он говорит: "Почитайте, увидите". Мы были в ожидании. Нам привезли сценарий сотрудники "ТРИТЭ", оставили толстый том.

Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово, – рассказала Евгения Кондрашина. – Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью – победа в Мюнхене. Всё остальное – не то.

И о нас пишут, будто мы суды затеяли из-за денег. Да мы бы сами, наверное, заплатили деньги, чтобы этого не появилось в свет. <…> Переступили через нас… Они ничего не исправили, и мы решили, что не хотим, чтобы наши имена использовались в фильме».

Еще до выхода фильма на экран родственники пытались добиться изменения сценария, приведения его в соответствие с жизненной правдой. «Родственники пытались довести до студии позиции, что негоже, мотивируясь желанием какого-то коммерческого успеха, вставлять все что ни попадя в этот фильм, и людям, имена которых неотъемлемо связаны с олимпийской победой, приписывать совершенное нелепые, глупые, алогичные поступки, которые не вяжутся со здравым смыслом», – пояснил Вадим Тимошевский – юрист, представляющий интересы родственников. По его словам, договор с родственниками студия попыталась заключить, когда фильм уже был отснят на две трети, договор предлагалось подписать в таком виде, что родственники отказываются от любых претензий к создателям фильма.

«Понимая, что какой-то компромисс со студией невозможен, мы были вынуждены обратиться с иском. Нам было сказано, что больших успехов в суде вы не добьетесь… Мы подали иск, чтобы совершить все зависящее от нас – чтобы совесть была чиста», – рассказал юрист. По его словам, иск был принят с третьего раза, а та «масса глупостей, которая была представлена нам в первом сценарии, она же осталась в 23-м варианте сценария», по которому и был снят фильм.

«Цинизм суда заключается в следующем: хотите, чтобы в сценарии были запрещены имена – пожалуйста! Представитель студии "ТРИТЭ" принес 23-й вариант сценария, где фамилия Кондрашин была изменена на фамилию Гаранжин». Также, отметил он, были изменены и другие имена. Суд первой инстанции отказал истцам, потому что они не доказали «факт создания фильма». Но решение еще не вступило в законную силу. Сейчас апелляционная жалоба ждет изучения в Московском городском суде.

Конечно, не изучив самым тщательным образом все варианты сценария и все перипетии переговоров родственников с киностудией, со стороны трудно судить, как все в точности обстояло на самом деле при сьемках картины «Движение вверх». Автор этих строк сам в юности играл в Ленинграде в баскетбол, и был лично знаком с Владимиром Петровичем Кондрашиным, много раз видел его на баскетбольной площадке, как игрока местного «Спартака» и как тренера еще юношеских команд; и должен сказать, что персонаж фильма в изображении актера Машкова на него абсолютно не похож. Настоящий Кондрашин был совсем другим: по фактуре, по стати, по манере себя вести. Игроки и болельщики любовно называли его просто Петрович. Он был небольшого роста, что для баскетбола – большой недостаток, но играл так, что стал замечательным баскетболистом. Все, кто увлекался в Ленинграде баскетболом в то время или был болельщиком, запомнили его фантастически меткие броски в корзину двумя руками из-за головы с центра поля. Под его руководством сборная СССР не только одержала легендарную победу в финале мюнхенской Олимпиады над американцами, но еще два года спустя выиграла чемпионат мира в Пуэрто-Рико, а ленинградский «Спартак» стал чемпионом страны в 1975 году.

Разумеется, понятно желание авторов фильма «приукрасить» реальность некоторыми придуманными драматическими эпизодами, однако можно ли это делать, когда речь идет не о придуманных фантазией сценариста персонажах, а о реально существовавших людях? Мало того – о настоящих спортивных героях нашей страны?

Увы, плакать вдовам героев Мюнхена приходилось и до съемок фильма, и не один раз. Конец жизни Владимир Кондрашин – почетный гражданин Санкт–Петербурга – провел в крошечной квартирке на Васильевском острове, в ней осталась и его семья – вдова с сыном, который прикован к инвалидному креслу, хотя дом был совершенно не приспособлен для пребывания инвалидов. Когда их посетил корреспондент, то был поражен и написал: «Не часто встретишь здание с таким крошечным лифтом и узкой, немногим больше метра в ширину, лестницей, которая еще и вьется короткими крутыми пролетами. Передвигаться по ней на инвалидной коляске нереально, даже если нужно только на третий этаж. Зато внутри квартиры – храм баскетбола. Призы, медали, мячи, фотографии… Их могло быть больше, но в 1990 году квартиру Кондрашиных "обчистили". Воры похитили массу ценных и памятных вещей».

Городские власти обещали дать семье национального героя новую квартиру, но так ничего и не сделали.

Новую квартиру ему не дали ни при жизни, ни после его смерти – его семье. Пришлось самим баскетболистам по всей стране пускать шапку по кругу, чтобы помочь семье Кондрашина. Деньги на квартиру собрали лишь спустя 14 лет после смерти великого тренера.

Но и это было еще не все. Несколько лет назад вандалы осквернили могилы Александра Белова, умершего в возрасте всего 26 лет, и Владимира Кондрашина, которые похоронены на Северном кладбище Петербурга. Негодяи выломали голову и руки легендарного баскетболиста, запечатленные скульптором в момент золотого мюнхенского броска.

«С памятника мужа отломали земной шар из прутьев в виде мяча», – с горечью вспоминала супруга тренера. Разоренные захоронения восстановил баскетбольный клуб «Спартак»...