Сегодня: понедельник 22 июля 2019 г.

Тайна скрытого таланта

4 мая 2019 г.
Психология как наука исследует жизнь души. Такой анализ приводит к неожиданным выводам, подтверждающим непреложность духовных законов.

Так, методика самопознания американских психологов «Окно Джохари» описывает в человеке четыре зоны. Первая — это то, что известно о наших личностных качествах нам и окружающим; вторая — что знаем мы, но скрываем от других; третья — что мы в себе не видим, но замечают прочие, и четвертая — неведомое для людей и самого человека.

Но что скрыто от людей, то известно Богу. Самая таинственная область — четвертая. Что к ней можно отнести? Поведение в экстремальных ситуациях или же духовную меру каждого из нас. В притче о талантах Господин раздает таланты рабам «каждому по силе его» (Мф. 25:15).

В определении подвига стоит довериться Господу без сомнения. Наш жизненный крест исключительный, специально подобранный для нас по нашим возможностям. Одни претерпевают болезни, другие достойно переносят одиночество, прочие смиряются в семье. Более того, встреча с человеком, мелкая неурядица, чья-то просьба — это не проходящий эпизод, а постоянно представляющаяся возможность проявить верность Христу и через это спасать свою душу.

В книге «Отеческие советы» архимандрит Ефрем Святогорец рассказывает, как послушник за несколько часов обрел вечную жизнь. Он беседовал с духовником, и тот уснул. Помыслы внушали послушнику уйти без благословения, но каждый раз он отвергал их, проведя полночи в ожидании. Господь после этого показал старцу, что его ученик удостоился за стойкость великой награды.

Вспомнить притчу о талантах Церковь предлагает нам в Великий вторник. Как понять этот образ? Это не только, как принято считать, наши способности к творчеству, проявлению личностных качеств.

Талантом, данным нам от Спасителя, является благодать. Приумножается она путем совершения добрых дел, важнейшим из которых является проповедь Евангелия. И в первую очередь — это должно быть не словесное поучение, а пример жизни, в которой осуществлены заповеди Христовы (Мф. 5:16).

Читаемые в начале Страстной седмицы притчи о мудрых девах и талантах, история со смоковницей внутренне взаимосвязаны. Они служат для христианина напоминанием о цели совершаемых им подвигов. Встреча с Богом — вот к чему мы должны стремиться не только в течение поста, но и на протяжении всей своей жизни. Главным условием готовности к ней являются совершенные человеком добрые дела. Они подобны маслу в светильниках нашей веры.

К благим поступкам относится и борьба с греховными привычками. Через святоотеческие писания Господь подсказывает нам, как увеличить таланты, развить в себе духовный капитал — это борьба со страстями. Святые отцы указывают, что эффективный способ этой борьбы — это развитие в себе противоположных добродетелей. Это похоже на шахматную партию. Враг выдвигает вперед фигуру, а мы выстраиваем защиту. Подобно это и нападению змеи. Противник пытается отравить человека грехом, а он через покаяние и устремление воли ко Христу как бы принимает противоядие.

Преподобный Паисий Святогорец пишет, что Бог дает каждому силы души, которыми мы полностью вольны распоряжаться. Зачастую человек подчиняет их лукавым духам и этим развивает в себе страсти. Но у нас есть другой путь — через борьбу со страстями приближаться к Богу. Чем сильнее мы стремимся к Нему, тем ярче в нас сияют добродетели.

Для души полезнее плакать о грехах и думать о всепрощении Божием, чем предаваться печали. Через эту борьбу со страстью в нас развивается добродетель. Человек, привыкший к многословию, пусть большее внимание уделит молитве. По словам святого Паисия, лучше общаться со Христом и приобретать благодать, чем растрачивать себя на праздные разговоры и после чувствовать опустошенность.

Побуждая верующих к жизни по Евангелию, святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит названия страстей и противоположных им добродетелей: объедение — воздержание, любодеяние — целомудрие, сребролюбие — нестяжание, гнев — кротость, терпение, печаль — оплакивание грехов, уныние — трезвение, тщеславие — смирение, гордость — любовь. Если мы, видя в себе грех, начинаем вести с ним борьбу, тогда у нас развивается добродетель, а для Бога такой подвиг наиболее ценен. Преподобный Паисий, говоря о ценности борьбы с грехом, отмечает, что мы больше уважаем тех, кто, расплатившись с родительскими долгами, смог заработать свой капитал, чем тех, кто уберег наследственное имущество.

Необходимо постепенно расширять «ассортимент» добродетелей. Для этого христианин должен контролировать собственную жизнь, быть бдительным и использовать любую возможность, чтобы исполнить евангельский закон. Например, одному человеку не составляет труда простить обидчика, но в то же время нравится осуждать окружающих, другой непривередлив в еде, но часто обижается на судьбу. Анализируя жизнь, обнаруживая в себе грехи, мы открываем новое поле для выращивания семян добродетелей.

Но как начать борьбу, если страсти не очевидны? И в этом нам посылается подсказка через слова святых отцов, а порой и через научные знания. Возвращаясь к методу «Окно Джохари», мы видим обозначенный важный духовный принцип. Что нас раздражает в людях, обязательно присутствует и в нас самих. Правда, это может находиться в нас в обертке «иного цвета», но закон все равно сохраняется. Видя грех другого человека, мы должны обратить внимание на себя — нет ли в нас склонности к совершению подобного греха. Например, увидели человека в состоянии алкогольного опьянения, как отреагировали? А что, мы сами спиртного не пробовали? Через ближнего Господь указывает на негативное воздействие греха на человека. Не только ближний, но и мы такие, когда действует в нас страсть. Это может быть интернет-зависимость, просиживание у телевизора, привычка к вкусной еде. В чем человек осуждает других — то и является его собственным недостатком.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник


Тайна скрытого таланта

4 мая 2019 г.
Психология как наука исследует жизнь души. Такой анализ приводит к неожиданным выводам, подтверждающим непреложность духовных законов.

Так, методика самопознания американских психологов «Окно Джохари» описывает в человеке четыре зоны. Первая — это то, что известно о наших личностных качествах нам и окружающим; вторая — что знаем мы, но скрываем от других; третья — что мы в себе не видим, но замечают прочие, и четвертая — неведомое для людей и самого человека.

Но что скрыто от людей, то известно Богу. Самая таинственная область — четвертая. Что к ней можно отнести? Поведение в экстремальных ситуациях или же духовную меру каждого из нас. В притче о талантах Господин раздает таланты рабам «каждому по силе его» (Мф. 25:15).

В определении подвига стоит довериться Господу без сомнения. Наш жизненный крест исключительный, специально подобранный для нас по нашим возможностям. Одни претерпевают болезни, другие достойно переносят одиночество, прочие смиряются в семье. Более того, встреча с человеком, мелкая неурядица, чья-то просьба — это не проходящий эпизод, а постоянно представляющаяся возможность проявить верность Христу и через это спасать свою душу.

В книге «Отеческие советы» архимандрит Ефрем Святогорец рассказывает, как послушник за несколько часов обрел вечную жизнь. Он беседовал с духовником, и тот уснул. Помыслы внушали послушнику уйти без благословения, но каждый раз он отвергал их, проведя полночи в ожидании. Господь после этого показал старцу, что его ученик удостоился за стойкость великой награды.

Вспомнить притчу о талантах Церковь предлагает нам в Великий вторник. Как понять этот образ? Это не только, как принято считать, наши способности к творчеству, проявлению личностных качеств.

Талантом, данным нам от Спасителя, является благодать. Приумножается она путем совершения добрых дел, важнейшим из которых является проповедь Евангелия. И в первую очередь — это должно быть не словесное поучение, а пример жизни, в которой осуществлены заповеди Христовы (Мф. 5:16).

Читаемые в начале Страстной седмицы притчи о мудрых девах и талантах, история со смоковницей внутренне взаимосвязаны. Они служат для христианина напоминанием о цели совершаемых им подвигов. Встреча с Богом — вот к чему мы должны стремиться не только в течение поста, но и на протяжении всей своей жизни. Главным условием готовности к ней являются совершенные человеком добрые дела. Они подобны маслу в светильниках нашей веры.

К благим поступкам относится и борьба с греховными привычками. Через святоотеческие писания Господь подсказывает нам, как увеличить таланты, развить в себе духовный капитал — это борьба со страстями. Святые отцы указывают, что эффективный способ этой борьбы — это развитие в себе противоположных добродетелей. Это похоже на шахматную партию. Враг выдвигает вперед фигуру, а мы выстраиваем защиту. Подобно это и нападению змеи. Противник пытается отравить человека грехом, а он через покаяние и устремление воли ко Христу как бы принимает противоядие.

Преподобный Паисий Святогорец пишет, что Бог дает каждому силы души, которыми мы полностью вольны распоряжаться. Зачастую человек подчиняет их лукавым духам и этим развивает в себе страсти. Но у нас есть другой путь — через борьбу со страстями приближаться к Богу. Чем сильнее мы стремимся к Нему, тем ярче в нас сияют добродетели.

Для души полезнее плакать о грехах и думать о всепрощении Божием, чем предаваться печали. Через эту борьбу со страстью в нас развивается добродетель. Человек, привыкший к многословию, пусть большее внимание уделит молитве. По словам святого Паисия, лучше общаться со Христом и приобретать благодать, чем растрачивать себя на праздные разговоры и после чувствовать опустошенность.

Побуждая верующих к жизни по Евангелию, святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит названия страстей и противоположных им добродетелей: объедение — воздержание, любодеяние — целомудрие, сребролюбие — нестяжание, гнев — кротость, терпение, печаль — оплакивание грехов, уныние — трезвение, тщеславие — смирение, гордость — любовь. Если мы, видя в себе грех, начинаем вести с ним борьбу, тогда у нас развивается добродетель, а для Бога такой подвиг наиболее ценен. Преподобный Паисий, говоря о ценности борьбы с грехом, отмечает, что мы больше уважаем тех, кто, расплатившись с родительскими долгами, смог заработать свой капитал, чем тех, кто уберег наследственное имущество.

Необходимо постепенно расширять «ассортимент» добродетелей. Для этого христианин должен контролировать собственную жизнь, быть бдительным и использовать любую возможность, чтобы исполнить евангельский закон. Например, одному человеку не составляет труда простить обидчика, но в то же время нравится осуждать окружающих, другой непривередлив в еде, но часто обижается на судьбу. Анализируя жизнь, обнаруживая в себе грехи, мы открываем новое поле для выращивания семян добродетелей.

Но как начать борьбу, если страсти не очевидны? И в этом нам посылается подсказка через слова святых отцов, а порой и через научные знания. Возвращаясь к методу «Окно Джохари», мы видим обозначенный важный духовный принцип. Что нас раздражает в людях, обязательно присутствует и в нас самих. Правда, это может находиться в нас в обертке «иного цвета», но закон все равно сохраняется. Видя грех другого человека, мы должны обратить внимание на себя — нет ли в нас склонности к совершению подобного греха. Например, увидели человека в состоянии алкогольного опьянения, как отреагировали? А что, мы сами спиртного не пробовали? Через ближнего Господь указывает на негативное воздействие греха на человека. Не только ближний, но и мы такие, когда действует в нас страсть. Это может быть интернет-зависимость, просиживание у телевизора, привычка к вкусной еде. В чем человек осуждает других — то и является его собственным недостатком.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник