Сегодня: воскресенье 26 мая 2019 г.

С Христом не страшно. Как справиться с постоянным чувством тревоги

13 мая 2019 г.
Даже в светлые радостные дни Пасхи современный человек пребывает в состоянии постоянного угнетения: надо быстрее куда-то бежать, что-то делать.

Он никак не может остановиться, торопится, волнуется, всюду опаздывает. Как справиться с постоянным чувством тревоги и хотя бы в пасхальные дни переключиться на более важные жизненные смыслы?

В Страстную седмицу в Церкви читались отрывки из Евангелия о последних днях Христа на земле, о том, что предшествовало Его смерти. И внимая Богослужению, нам становились более понятными слова святых отцов о том, что в пост мы учились умирать, чтобы в Пасху совоскреснуть с Христом: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь».

Мы умирали в том смысле, что отказывались от каких-то своих личных приоритетов, желаний, интересов. Святые отцы многократно повторяли, что источником всякого греха для любого человека является стремление избежать страданий и стремление получить наслаждение. Вся торговля, маркетинг, вся индустрия человеческих удовольствий завязаны именно на этом: либо помочь человеку отрешиться от того, что его угнетает, либо, наоборот, дать ему максимум возможного удовольствия, «хлеба и зрелищ».

Господь отверг оба эти искушения. Он взошел на крест, претерпел смерть ради того, чтобы дать нам возможность воскреснуть. И мы учимся не поддаваться этим желаниям, а как мертвый не боится страданий, не стремится к наслаждению, так и мы в дни Великого поста старались по мере сил не уклоняться от креста, не искать греховных наслаждений. Мы учились и продолжаем учиться следовать спасительным путем — за Христом, через исполнение Его заповедей, которые нам открыты в Евангелии.

А когда человек не находит себе покоя, когда все его дни забиты делами, он мчится куда-то вперед, хочет все успеть — это значит, что он надеется только на себя. Здесь уже не остается места промыслу Божию. Мы же должны действовать иным способом, в первую очередь — через доверие Богу, потому что все, что с нами происходит, находится не в нашей власти. Все это зависит от Бога. Если мы в силах изменить то, что нам мешает, доставляет дискомфорт, неудовольствие, то будем это делать. Если в ботинок попал камешек, надо снять ботинок и вытряхнуть его, а не идти и мучиться от боли.

Но есть такие обстоятельства, которые находятся не в нашей власти. Тогда надо смириться перед Богом, понять, что Он послал это, зная обо мне и любя меня, для моего спасения. Надо принять это как горькое, но лекарство, и потерпеть, потому что роптать на Бога бессмысленно и бесполезно. Можно просить Христа, чтобы Он освободил нас от этого. Как Сам Он молил в Гефсимании: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия. Но не яко же Аз хочу, но яко же Ты». Так же и мы должны поступать, если нам предстоит что-то неприятное, что находится не в нашей власти.

В Евангелии Господь неоднократно говорит о том, что толку, что мы чрезмерно суетимся, погружаемся в житейские заботы, которые, по выражению святого Василия Великого, как сорняки забивают слово Божие, делают его бесплодным в жизни человека. Достаточно для каждого дня своей заботы.

Святой Паисий Святогорец говорит, что ныне люди стали как машины, целые дни отдают работе, чтобы потом сказать, что «я не хуже других, у меня тоже есть дом, автомобиль, есть во что одеться, что на стол поставить, я благоустроен и счастлив». «Но где же здесь счастье?», — спрашивает святой. Свойство человека таково, что решив одну проблему, он ставит перед собой другую. Существует своеобразная пирамида потребностей. Первый этаж — это базовые потребности: поесть, попить, обеспечить себе безопасность и уровень комфорта как у всех. И чем выше человек поднимается, тем больше у него потребностей. Вначале потребность в хлебе, потом в масле, потом в икре, потом — в соловьиных язычках. И остановиться уже невозможно.

Основная проблема идеологии коммунистов в том и заключалась, что они думали, что обеспечив всех базовыми потребностями, мы построим справедливое общество, где все будут развивать себя, заниматься культурой, заботиться друг о друге. Они не учли того, что человек ненасытен. Получив хлеб, он захочет масла, получив масло, он захочет икру и так до бесконечности. И человек опять будет беспокоиться, что у него мало денег, мало собственности, плохо идет бизнес.

То ему не хватало на «жигули», потом на «мерседес», потом на «бентли». Потом на частный самолет не будет хватать. Если человек ищет земного насыщения, земных удовольствий — этот поиск будет бесконечным, и он все время будет разочаровываться в этом, потому что это не будет приносить ему достаточного удовлетворения. Так будет продолжаться до тех пор, пока человек не найдет настоящего удовлетворения, которое ему может дать только Бог.

Вспомним слова пророка Давида, который призывал «уклониться от зла и сотворить благо». Мы, умирая для этого мира, уклоняемся от зла. А «сотворить благо» — это приобщиться к Воскресшему Христу, принять от Него пасхальную радость, понять, что только Господь для нас является Источником жизни — и временной, и вечной. И вся наша суета ничего не может добавить или улучшить в нашей жизни, если на это не будет воли Божией.

Потому что мы можем сколько угодно много суетиться, но «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он даст сон» (Пс. 126, 1-2). Во всех своих делах надо полагаться на Господа, на все просить Его благословения и помощи, тогда наши земные дела всегда будут разрешаться нам во благо.

В то же время никогда, даже в дни праздника, нельзя останавливаться в работе над своей душой. Надо помнить, что враг не дремлет и готов подловить нас, если увидит рассеянными. Святой нашего времени — святитель Иоанн Шанхайский, призывал свою паству в светлые пасхальные дни: «умертвим же мы все в себе наши грехи и похоти, дабы жить вечно со Христом и, не боясь смерти, устами и сердцем ныне взывать: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного живота вечнаго начало».

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник



С Христом не страшно. Как справиться с постоянным чувством тревоги

13 мая 2019 г.
Даже в светлые радостные дни Пасхи современный человек пребывает в состоянии постоянного угнетения: надо быстрее куда-то бежать, что-то делать.

Он никак не может остановиться, торопится, волнуется, всюду опаздывает. Как справиться с постоянным чувством тревоги и хотя бы в пасхальные дни переключиться на более важные жизненные смыслы?

В Страстную седмицу в Церкви читались отрывки из Евангелия о последних днях Христа на земле, о том, что предшествовало Его смерти. И внимая Богослужению, нам становились более понятными слова святых отцов о том, что в пост мы учились умирать, чтобы в Пасху совоскреснуть с Христом: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь».

Мы умирали в том смысле, что отказывались от каких-то своих личных приоритетов, желаний, интересов. Святые отцы многократно повторяли, что источником всякого греха для любого человека является стремление избежать страданий и стремление получить наслаждение. Вся торговля, маркетинг, вся индустрия человеческих удовольствий завязаны именно на этом: либо помочь человеку отрешиться от того, что его угнетает, либо, наоборот, дать ему максимум возможного удовольствия, «хлеба и зрелищ».

Господь отверг оба эти искушения. Он взошел на крест, претерпел смерть ради того, чтобы дать нам возможность воскреснуть. И мы учимся не поддаваться этим желаниям, а как мертвый не боится страданий, не стремится к наслаждению, так и мы в дни Великого поста старались по мере сил не уклоняться от креста, не искать греховных наслаждений. Мы учились и продолжаем учиться следовать спасительным путем — за Христом, через исполнение Его заповедей, которые нам открыты в Евангелии.

А когда человек не находит себе покоя, когда все его дни забиты делами, он мчится куда-то вперед, хочет все успеть — это значит, что он надеется только на себя. Здесь уже не остается места промыслу Божию. Мы же должны действовать иным способом, в первую очередь — через доверие Богу, потому что все, что с нами происходит, находится не в нашей власти. Все это зависит от Бога. Если мы в силах изменить то, что нам мешает, доставляет дискомфорт, неудовольствие, то будем это делать. Если в ботинок попал камешек, надо снять ботинок и вытряхнуть его, а не идти и мучиться от боли.

Но есть такие обстоятельства, которые находятся не в нашей власти. Тогда надо смириться перед Богом, понять, что Он послал это, зная обо мне и любя меня, для моего спасения. Надо принять это как горькое, но лекарство, и потерпеть, потому что роптать на Бога бессмысленно и бесполезно. Можно просить Христа, чтобы Он освободил нас от этого. Как Сам Он молил в Гефсимании: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия. Но не яко же Аз хочу, но яко же Ты». Так же и мы должны поступать, если нам предстоит что-то неприятное, что находится не в нашей власти.

В Евангелии Господь неоднократно говорит о том, что толку, что мы чрезмерно суетимся, погружаемся в житейские заботы, которые, по выражению святого Василия Великого, как сорняки забивают слово Божие, делают его бесплодным в жизни человека. Достаточно для каждого дня своей заботы.

Святой Паисий Святогорец говорит, что ныне люди стали как машины, целые дни отдают работе, чтобы потом сказать, что «я не хуже других, у меня тоже есть дом, автомобиль, есть во что одеться, что на стол поставить, я благоустроен и счастлив». «Но где же здесь счастье?», — спрашивает святой. Свойство человека таково, что решив одну проблему, он ставит перед собой другую. Существует своеобразная пирамида потребностей. Первый этаж — это базовые потребности: поесть, попить, обеспечить себе безопасность и уровень комфорта как у всех. И чем выше человек поднимается, тем больше у него потребностей. Вначале потребность в хлебе, потом в масле, потом в икре, потом — в соловьиных язычках. И остановиться уже невозможно.

Основная проблема идеологии коммунистов в том и заключалась, что они думали, что обеспечив всех базовыми потребностями, мы построим справедливое общество, где все будут развивать себя, заниматься культурой, заботиться друг о друге. Они не учли того, что человек ненасытен. Получив хлеб, он захочет масла, получив масло, он захочет икру и так до бесконечности. И человек опять будет беспокоиться, что у него мало денег, мало собственности, плохо идет бизнес.

То ему не хватало на «жигули», потом на «мерседес», потом на «бентли». Потом на частный самолет не будет хватать. Если человек ищет земного насыщения, земных удовольствий — этот поиск будет бесконечным, и он все время будет разочаровываться в этом, потому что это не будет приносить ему достаточного удовлетворения. Так будет продолжаться до тех пор, пока человек не найдет настоящего удовлетворения, которое ему может дать только Бог.

Вспомним слова пророка Давида, который призывал «уклониться от зла и сотворить благо». Мы, умирая для этого мира, уклоняемся от зла. А «сотворить благо» — это приобщиться к Воскресшему Христу, принять от Него пасхальную радость, понять, что только Господь для нас является Источником жизни — и временной, и вечной. И вся наша суета ничего не может добавить или улучшить в нашей жизни, если на это не будет воли Божией.

Потому что мы можем сколько угодно много суетиться, но «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он даст сон» (Пс. 126, 1-2). Во всех своих делах надо полагаться на Господа, на все просить Его благословения и помощи, тогда наши земные дела всегда будут разрешаться нам во благо.

В то же время никогда, даже в дни праздника, нельзя останавливаться в работе над своей душой. Надо помнить, что враг не дремлет и готов подловить нас, если увидит рассеянными. Святой нашего времени — святитель Иоанн Шанхайский, призывал свою паству в светлые пасхальные дни: «умертвим же мы все в себе наши грехи и похоти, дабы жить вечно со Христом и, не боясь смерти, устами и сердцем ныне взывать: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного живота вечнаго начало».

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник