Сегодня: Среда 30 Апрель 2025 г.

Осадок ...

«Идёт война, направленная на уничтожение нашего народа. И ни один мирянин, тем более священник, не имеет права молчать. Если мы будем молчать, нас просто уничтожат».

Патриарх Алексий II

Закончился праздничный митинг на площади Победы, закончились праздничные трансляции ТВ из Москвы. И по доброй традиции мы всей улицей стали собираться около дома Петровича, чтобы за хорошим застольем под «фронтовые» сто граммов отметить этот святой для нас день, обсудить мировые и местные проблемы. А поговорить, к сожалению, было о чем. Впервые, в год 70-летия Победы, многие из нашей дружной компании не пошли на городской митинг, а только посетили городские братские могилы и возложили на них цветы. Причем, сделали это не по состоянию здоровья, а по нежеланию принимать участие в объявленных властями акциях.

Мы с Иванычем прошествовали и отстояли весь митинг. Правда, ничего не было видно из-за спин, да и слышно было не очень. Но мы услышали, как в завершении митинга ведущая, проводя акцию «Я голосую за мир», провожая белые шары в воздух, прокричала: «Пусть в небо БЕЛЫЕ шары и голуби взлетают! Мир во всем мире и Победу возвещают!...». Немного удивленные цветом Победы, мы пошли к праздничному застолью делиться впечатлениями.

По традиции, в тишине склонив головы, мы помянули павших на полях сражений и тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, но честно выполнил свой долг перед Родиной. После этого за столом потекла беседа. Успокаивали Петровича, заслуженного учителя истории и обществоведения, больше всех из нас сокрушавшегося тем, что в городе отмечают День Победы, разрывая связь поколений. Мы весь месяц перед праздником поддерживали его, просили не принимать близко к сердцу, но только ультиматум дочки (работника бюджетной сферы) смог остановить его от похода к властям с протестами. Дескать, уже один есть такой, приклеили ему ярлык «Склочник», скоро будет искать работу. И запретила дочка Петровичу мешать внуку посещать репетиции «белой» акции, а то наживем неприятности. Мы с Иванычем убеждали Петровича, что акция с белыми шарами на празднике заняла всего несколько минут. Но тут всегда тихий сосед не сдержался. Он прочел нам целую лекцию о том, как сейчас у нас отнимают право на Победу, подменяя символы праздника. Он напомнил нам, что «дьявол кроется в мелочах», и рассказал, что трехминутной акции на площади предшествовали «Уроки мира», на которых деятели от культуры озвучивали детям идею будущей акции, задавали детям вопрос: за что они голосуют: за мир или войну? Неужели была надежда, что дети проголосуют за войну? Он, к сожалению, не читал об «Уроках Победы», где бы детям рассказывали о самоотверженности советского народа, о его готовности защищать Родину и уничтожать захватчиков. Реклама акции полтора месяца висела на сайте администрации, на афишах, была опубликована в газете. Две недели на репетициях детям по три раза повторяли, что белые шары символизируют Победу, и в этом их поддерживают все присутствующие на площади. Что вынесли дети с этих репетиций? Больше всего возмущало Петровича, что мимо проходили люди, и им было все равно, что происходит на сцене, каким цветом окрашена Победа. Сосед обратился к нам с вопросом, какой цвет у Победы? Мы хором ответили: « Красный!» Услышав такой ответ, он обрадовался и спросил: «Почему?». Мы промолчали. А он продолжал: потому что Красная Армия под красными знаменами с красной звездой после парада на Красной площади освобождала мир от коричневой чумы. Что Вечный огонь - символ нашей памяти павшим - красного цвета. Что война - это огонь, кровь от ран на полях сражений, кровавые мозоли тружеников тыла, кровавые слезы узников. А что предложили и разрекламировали нам акцией белых шаров «Я голосую за мир»? Да, это минуты, но люди, участвовавшие в акции, сначала купили белые шары, пронесли белые шары через весь город, простояли с белыми шарами весь митинг, чтобы выпустить их, символизируя Победу в конце митинга. «А чё, здорово было, как на Болотной!», - сказал уже хорошо каленый бывший активный оппозиционер Михеич. «Я за колонной школьников пристроился, все шли только с белыми шарами, мне приятно». Петрович не унимался: а знаете ли вы, что белая повязка в годы войны была элементом формы полицаев на оккупированной территории, что не зря говорят в народе «побелел от страха». Скажите, какую нашу традицию мы передали молодежи на акции белых шаров, какую связь поколений мы установили? Какое единство с народами бывшего СССР сохранили? Они помнят и чтят другое. Выговорившись, сосед вспомнил фрагмент фильма «Освобождение. Последний штурм», где в телефон маршалу Жукову (М.Ульянов) докладывает Чуйков:

-Гитлеровцы выбросили белый флаг, начали сдаваться.

-Повтори (неповторимая интонация великого актера)

-Гитлеровцы выбросили в рейхстаге белый флаг, сдаются.

И Петрович со слезами на глазах попросил считать это тостом за Победу, за то, чтобы и наши внуки «Помнили»…

После эмоционального выступления Петровича беседа приобрела специфическую направленность. Алексеич, большой поклонник современных гаджетов, пустился в рассуждения о том, как белые шары, выпущенные на площади Победы, доставят адресатам белых голубей. Видимо, нитки шаров являются продуктами нанопромышленности и являются высокотехнологичными устройствами, которые уже сегодня доставят голубей с обращениями к ветеранам и сверстникам по заданным адресам. Особое внимание вызывали у него белые шары, задачей которых является доставка обращений будущим поколениям. «Интересно, сколько лет и в каких слоях атмосферы они будут летать, дожидаясь адресатов», - не унимался он. Но тут аналитический пыл Алексеича охладил Михеич: «Да я уже завтра начну подметать и собирать послания в урны во дворах окрестных домов. Хорошо бы сильный ветер подул, чтоб их унесло в лес. Эти послания будут либо гнить в лесах и полях, либо окажутся на свалке».

Тут мы с Иванычем вспомнили, что не увидели на акции «Бессмертный полк» Семеныча, который готовился к ней. Семеныч трепетно относится к памяти павшего отца, бережно хранит его фотографии и письма с фронта. Семеныч не хотел ничего объяснять, но после очередного тоста не выдержал и поделился. Он, прочитав в газете о хореографической композиции с участием «Бессмертного полка», тайком от нас сходил на репетиции, ужаснулся и отказался от посещения митинга. Его удивило желание устраивать под песню перестроения с портретами павших. Но больше всего его возмутило отношение школьников – участников акции - к портретам павших на репетициях. Они фехтовали ими, делали опахала, стучали портретом по ноге, в общем, делали все, что могут делать дети с любой палкой, оказавшейся у них в руках. Мы успокоили его, это не были портреты родственников этих детей, ребят просто привлекли к акции. В ответ Семеныч обратил наше внимание на то, что подобное отношение к акции, когда держащие портрет участника Великой Отечественной войны равнодушны к образу, убивает смысл и душу акции, и превращает ее в фальшивый флешмоб для социальных сетей. Семеныч также возмутился песней, под которую проходили репетиции. Это песня Зары «Это просто война». Семеныча возмутила строка песни «Это просто война, что мальчишку нашла…». «Мой отец, имея возможность взять бронь, добровольцем пошел не на «Просто войну» – на войну Отечественную, Родину защищать, а вот об этом в песне ни слова», - негодовал он. Удивили его также слова: «Оборвались те строчки пулей снайпера-девки, что напротив зеленки притаилась в ветвях…». Как часто бывает, Петрович, знаток истории, все разъяснил. Это песня о войне в Чечне. Именно с той войны пришло слово «зеленка» в его нынешнем значении. Также Петрович просветил нас, сообщив, что в гитлеровской армии на передовой женщин не было, это было запрещено. Мы вспомнили репортажи по телевизору, восхитились людьми на акции «Бессмертный полк». Осудили Семеныча который не принял участия в шествии. Приняли решение обязательно на следующий год принять в ней участие. Поддержали соседа в осуждении хореографической композиции под неподходящую на наш, непросвещенный взгляд песню. Уговорили соседа принести портрет отца, вынесли семейные альбомы с фотографиями дедов, и все вместе спели для них самую уместную, по нашему скромному убеждению, песню из фильма «Офицеры» со словами:

Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят,
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
И с пути свернуть.

Потапыч, ответственный работник культуры из области, объяснил стремление чиновников к акциям. Например, прошел «Бессмертный полк» по городу. Люди массово вышли, прошли. И что? Кто герой? Народ, что ли? А вот хореографическая композиция другое дело: у нее есть режиссер, хореограф, ответственный работник, поддержавший ее. Словом, есть, чем отчитаться, кого отметить и наградить. А то, что многократные репетиции с портретами незнакомых людей исказили смысл, убили душу акции «Бессмертный полк», это, собственно, и неважно.

Неуместность песни всколыхнула старый спор о тиражируемой голубиной бело-голубой эмблеме 70-летия Победы, на которой единственным традиционным символом Победы является Георгиевская ленточка. На эмблеме отсутствуют привычные для нас символы: Вечный огонь, Неизвестный солдат, Знамя Победы, красная звезда, красная ленточка. Мы за столом так и не смирились с новым символом Победы - белым голубем. На белого голубя особенно нападал Михалыч, бывший офицер, отказавшийся от посещения митинга в знак молчаливого протеста. Он возмущался тем, что школы, детские сады города украшены ко Дню Победы белыми голубям. Он не был против голубя мира, но на его взгляд, он уместен 1 Мая и 21 сентября во Всемирный День мира, но не в День Победы, особенно учитывая фактическое исчезновение красной звезды из атрибутов праздника, а ведь на многих наградах времен войны она - главный символ. За нее сегодня в некоторых «особенных» европейских странах могут и в тюрьму заключить. А у нас в городе количество белых голубей в сотни раз превосходит количество звезд. Исчезновение привычных символов разрывает, не унимался Михалыч, не только связь поколений, но и связь с народами бывшего СССР. Ведь им не очень понятен символизм основной российской эмблемы 70-летия Победы, где преобладает не привычный с детства красный цвет, а бело-голубые тона.

Тема песни и эмблемы затронула всех за живое и не обошла тетю Мотю, большого поклонника всех сериалов. Она вдруг взяла слово. «Что же мы хотим? Раньше фильм о войне был фильмом о подвиге народа через подвиг одного человека, о горе народном через горе отдельных людей. А сейчас фильмы о войне - это адаптированные на нашу среду американские фильмы. В фильмах выпячена сексуальная, именно сексуальная линия, заглушается всенародность войны, навязывается мнение, что один снайпер или снайперша, одна супер-пупер-диверсионная группа в перерывах между занятием любовью могли решить исход войны, но что-то не сложилось. Раньше я плакала, а сейчас жду, кто и кого на какой минуте соблазнит. Новые фильмы уводят нас, и прежде всего молодежь, от трагедии и масштабов Великой Отечественной войны, от её всенародной беды».

«И наша местная культура недалеко ушла, - в сердцах сказала тетя Мотя и поведала нам, как сходила она с внучкой на молодежную акцию в ККЗ. На акции в исполнении ребят 14-16 лет в классической кировской манере сверстникам была показана «драматургическая повесть», лейтмотивом которой была любовь на войне. Пересказать все содержание тетя Мотя не смогла, но привела особенно запомнившиеся цитаты, повергшие ее в шок:

- Ты скажи, он хоть симпатичный, дух твой? Высокий? А то я мелких не люблю!

- Вы что, меня обидеть хотите?

- Я тебе сейчас обижу!

- Не слушай ее. Она всяких любит. И крупных, и мелких, и даже одноглазых!

- Понимала бы чего, малявка!

- Сама малявка!

- Я не понимаю, почему Клавдия так разоралась. Может, ей Григорий понравился?

- Ты совсем рехнулась? Клавдия к мужчинам безразлична!

- А в Григория она могла влюбиться! Он такой красивый!

- Ты что, Клавдия к мужчинам безразлична! Тем более – война!

- Ты еще совсем маленькая и ничего не смыслишь. Нет такой женщины, которая к мужчине безразлична. Война-не война, любовь, она всех и всегда касается. Подрастешь, поймешь!

«Да успокойтесь, старичье», - вмешалась в разговор Филипповна, бывшая учительница. - На административных зданиях все праздничные дни провисели плакаты, на которых Победа была написана с маленькой буквы. А вы обсуждаете символы, цвет, шарики... Много вы видели праздничных символов на фасадах зданий ул. Пролетарская? Раз, два и обчелся: Нижний завод (замечательный плакат), маленький флажок на магазине «АгроАвто», ККЗ, гостиница, администрация, ТЦ «Весна», ИП Ратникова. Плакатов и красных флагов не было даже на зданиях муниципальных и государственных учреждений. И предложила тост: за нашу Великую Победу!

Учитывая «раскрученность» молодежной акции, акции «Я голосую за мир», хореографической композиции «Бессмертный полк» одобрение и поддержку их культурной и педагогической общественностью района, мы, сидящие за столом, почувствовали свою ущербность. Свое вопиющее ханжество, сохранившееся со времен СССР, свою отсталость и невежество в восприятии традиционных духовно-нравственных ценностей, которые с такой самоотдачей и самоотверженностью передают молодежи, и от нашего имени тоже, организаторы и вдохновители праздников. Понимая всю свою духовную и нравственную несостоятельность, свое недопонимание, что и как необходимо передавать будущим поколениям, мы искренним тостом пожелали всем создателям праздника побед во всевозможных конкурсах и фестивалях, новых грамот и орденов. А себе пожелали хранить то святое и настоящее, что связывает нас с прошлым и позволяет надеяться на будущее, и по возможности вопреки современным тенденциям передать внукам.


Опубликовано в газете "Знамя труда" 29 мая 2015 г.



Осадок ...

«Идёт война, направленная на уничтожение нашего народа. И ни один мирянин, тем более священник, не имеет права молчать. Если мы будем молчать, нас просто уничтожат».

Патриарх Алексий II

Закончился праздничный митинг на площади Победы, закончились праздничные трансляции ТВ из Москвы. И по доброй традиции мы всей улицей стали собираться около дома Петровича, чтобы за хорошим застольем под «фронтовые» сто граммов отметить этот святой для нас день, обсудить мировые и местные проблемы. А поговорить, к сожалению, было о чем. Впервые, в год 70-летия Победы, многие из нашей дружной компании не пошли на городской митинг, а только посетили городские братские могилы и возложили на них цветы. Причем, сделали это не по состоянию здоровья, а по нежеланию принимать участие в объявленных властями акциях.

Мы с Иванычем прошествовали и отстояли весь митинг. Правда, ничего не было видно из-за спин, да и слышно было не очень. Но мы услышали, как в завершении митинга ведущая, проводя акцию «Я голосую за мир», провожая белые шары в воздух, прокричала: «Пусть в небо БЕЛЫЕ шары и голуби взлетают! Мир во всем мире и Победу возвещают!...». Немного удивленные цветом Победы, мы пошли к праздничному застолью делиться впечатлениями.

По традиции, в тишине склонив головы, мы помянули павших на полях сражений и тех, кто не дожил до сегодняшнего дня, но честно выполнил свой долг перед Родиной. После этого за столом потекла беседа. Успокаивали Петровича, заслуженного учителя истории и обществоведения, больше всех из нас сокрушавшегося тем, что в городе отмечают День Победы, разрывая связь поколений. Мы весь месяц перед праздником поддерживали его, просили не принимать близко к сердцу, но только ультиматум дочки (работника бюджетной сферы) смог остановить его от похода к властям с протестами. Дескать, уже один есть такой, приклеили ему ярлык «Склочник», скоро будет искать работу. И запретила дочка Петровичу мешать внуку посещать репетиции «белой» акции, а то наживем неприятности. Мы с Иванычем убеждали Петровича, что акция с белыми шарами на празднике заняла всего несколько минут. Но тут всегда тихий сосед не сдержался. Он прочел нам целую лекцию о том, как сейчас у нас отнимают право на Победу, подменяя символы праздника. Он напомнил нам, что «дьявол кроется в мелочах», и рассказал, что трехминутной акции на площади предшествовали «Уроки мира», на которых деятели от культуры озвучивали детям идею будущей акции, задавали детям вопрос: за что они голосуют: за мир или войну? Неужели была надежда, что дети проголосуют за войну? Он, к сожалению, не читал об «Уроках Победы», где бы детям рассказывали о самоотверженности советского народа, о его готовности защищать Родину и уничтожать захватчиков. Реклама акции полтора месяца висела на сайте администрации, на афишах, была опубликована в газете. Две недели на репетициях детям по три раза повторяли, что белые шары символизируют Победу, и в этом их поддерживают все присутствующие на площади. Что вынесли дети с этих репетиций? Больше всего возмущало Петровича, что мимо проходили люди, и им было все равно, что происходит на сцене, каким цветом окрашена Победа. Сосед обратился к нам с вопросом, какой цвет у Победы? Мы хором ответили: « Красный!» Услышав такой ответ, он обрадовался и спросил: «Почему?». Мы промолчали. А он продолжал: потому что Красная Армия под красными знаменами с красной звездой после парада на Красной площади освобождала мир от коричневой чумы. Что Вечный огонь - символ нашей памяти павшим - красного цвета. Что война - это огонь, кровь от ран на полях сражений, кровавые мозоли тружеников тыла, кровавые слезы узников. А что предложили и разрекламировали нам акцией белых шаров «Я голосую за мир»? Да, это минуты, но люди, участвовавшие в акции, сначала купили белые шары, пронесли белые шары через весь город, простояли с белыми шарами весь митинг, чтобы выпустить их, символизируя Победу в конце митинга. «А чё, здорово было, как на Болотной!», - сказал уже хорошо каленый бывший активный оппозиционер Михеич. «Я за колонной школьников пристроился, все шли только с белыми шарами, мне приятно». Петрович не унимался: а знаете ли вы, что белая повязка в годы войны была элементом формы полицаев на оккупированной территории, что не зря говорят в народе «побелел от страха». Скажите, какую нашу традицию мы передали молодежи на акции белых шаров, какую связь поколений мы установили? Какое единство с народами бывшего СССР сохранили? Они помнят и чтят другое. Выговорившись, сосед вспомнил фрагмент фильма «Освобождение. Последний штурм», где в телефон маршалу Жукову (М.Ульянов) докладывает Чуйков:

-Гитлеровцы выбросили белый флаг, начали сдаваться.

-Повтори (неповторимая интонация великого актера)

-Гитлеровцы выбросили в рейхстаге белый флаг, сдаются.

И Петрович со слезами на глазах попросил считать это тостом за Победу, за то, чтобы и наши внуки «Помнили»…

После эмоционального выступления Петровича беседа приобрела специфическую направленность. Алексеич, большой поклонник современных гаджетов, пустился в рассуждения о том, как белые шары, выпущенные на площади Победы, доставят адресатам белых голубей. Видимо, нитки шаров являются продуктами нанопромышленности и являются высокотехнологичными устройствами, которые уже сегодня доставят голубей с обращениями к ветеранам и сверстникам по заданным адресам. Особое внимание вызывали у него белые шары, задачей которых является доставка обращений будущим поколениям. «Интересно, сколько лет и в каких слоях атмосферы они будут летать, дожидаясь адресатов», - не унимался он. Но тут аналитический пыл Алексеича охладил Михеич: «Да я уже завтра начну подметать и собирать послания в урны во дворах окрестных домов. Хорошо бы сильный ветер подул, чтоб их унесло в лес. Эти послания будут либо гнить в лесах и полях, либо окажутся на свалке».

Тут мы с Иванычем вспомнили, что не увидели на акции «Бессмертный полк» Семеныча, который готовился к ней. Семеныч трепетно относится к памяти павшего отца, бережно хранит его фотографии и письма с фронта. Семеныч не хотел ничего объяснять, но после очередного тоста не выдержал и поделился. Он, прочитав в газете о хореографической композиции с участием «Бессмертного полка», тайком от нас сходил на репетиции, ужаснулся и отказался от посещения митинга. Его удивило желание устраивать под песню перестроения с портретами павших. Но больше всего его возмутило отношение школьников – участников акции - к портретам павших на репетициях. Они фехтовали ими, делали опахала, стучали портретом по ноге, в общем, делали все, что могут делать дети с любой палкой, оказавшейся у них в руках. Мы успокоили его, это не были портреты родственников этих детей, ребят просто привлекли к акции. В ответ Семеныч обратил наше внимание на то, что подобное отношение к акции, когда держащие портрет участника Великой Отечественной войны равнодушны к образу, убивает смысл и душу акции, и превращает ее в фальшивый флешмоб для социальных сетей. Семеныч также возмутился песней, под которую проходили репетиции. Это песня Зары «Это просто война». Семеныча возмутила строка песни «Это просто война, что мальчишку нашла…». «Мой отец, имея возможность взять бронь, добровольцем пошел не на «Просто войну» – на войну Отечественную, Родину защищать, а вот об этом в песне ни слова», - негодовал он. Удивили его также слова: «Оборвались те строчки пулей снайпера-девки, что напротив зеленки притаилась в ветвях…». Как часто бывает, Петрович, знаток истории, все разъяснил. Это песня о войне в Чечне. Именно с той войны пришло слово «зеленка» в его нынешнем значении. Также Петрович просветил нас, сообщив, что в гитлеровской армии на передовой женщин не было, это было запрещено. Мы вспомнили репортажи по телевизору, восхитились людьми на акции «Бессмертный полк». Осудили Семеныча который не принял участия в шествии. Приняли решение обязательно на следующий год принять в ней участие. Поддержали соседа в осуждении хореографической композиции под неподходящую на наш, непросвещенный взгляд песню. Уговорили соседа принести портрет отца, вынесли семейные альбомы с фотографиями дедов, и все вместе спели для них самую уместную, по нашему скромному убеждению, песню из фильма «Офицеры» со словами:

Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят,
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
И с пути свернуть.

Потапыч, ответственный работник культуры из области, объяснил стремление чиновников к акциям. Например, прошел «Бессмертный полк» по городу. Люди массово вышли, прошли. И что? Кто герой? Народ, что ли? А вот хореографическая композиция другое дело: у нее есть режиссер, хореограф, ответственный работник, поддержавший ее. Словом, есть, чем отчитаться, кого отметить и наградить. А то, что многократные репетиции с портретами незнакомых людей исказили смысл, убили душу акции «Бессмертный полк», это, собственно, и неважно.

Неуместность песни всколыхнула старый спор о тиражируемой голубиной бело-голубой эмблеме 70-летия Победы, на которой единственным традиционным символом Победы является Георгиевская ленточка. На эмблеме отсутствуют привычные для нас символы: Вечный огонь, Неизвестный солдат, Знамя Победы, красная звезда, красная ленточка. Мы за столом так и не смирились с новым символом Победы - белым голубем. На белого голубя особенно нападал Михалыч, бывший офицер, отказавшийся от посещения митинга в знак молчаливого протеста. Он возмущался тем, что школы, детские сады города украшены ко Дню Победы белыми голубям. Он не был против голубя мира, но на его взгляд, он уместен 1 Мая и 21 сентября во Всемирный День мира, но не в День Победы, особенно учитывая фактическое исчезновение красной звезды из атрибутов праздника, а ведь на многих наградах времен войны она - главный символ. За нее сегодня в некоторых «особенных» европейских странах могут и в тюрьму заключить. А у нас в городе количество белых голубей в сотни раз превосходит количество звезд. Исчезновение привычных символов разрывает, не унимался Михалыч, не только связь поколений, но и связь с народами бывшего СССР. Ведь им не очень понятен символизм основной российской эмблемы 70-летия Победы, где преобладает не привычный с детства красный цвет, а бело-голубые тона.

Тема песни и эмблемы затронула всех за живое и не обошла тетю Мотю, большого поклонника всех сериалов. Она вдруг взяла слово. «Что же мы хотим? Раньше фильм о войне был фильмом о подвиге народа через подвиг одного человека, о горе народном через горе отдельных людей. А сейчас фильмы о войне - это адаптированные на нашу среду американские фильмы. В фильмах выпячена сексуальная, именно сексуальная линия, заглушается всенародность войны, навязывается мнение, что один снайпер или снайперша, одна супер-пупер-диверсионная группа в перерывах между занятием любовью могли решить исход войны, но что-то не сложилось. Раньше я плакала, а сейчас жду, кто и кого на какой минуте соблазнит. Новые фильмы уводят нас, и прежде всего молодежь, от трагедии и масштабов Великой Отечественной войны, от её всенародной беды».

«И наша местная культура недалеко ушла, - в сердцах сказала тетя Мотя и поведала нам, как сходила она с внучкой на молодежную акцию в ККЗ. На акции в исполнении ребят 14-16 лет в классической кировской манере сверстникам была показана «драматургическая повесть», лейтмотивом которой была любовь на войне. Пересказать все содержание тетя Мотя не смогла, но привела особенно запомнившиеся цитаты, повергшие ее в шок:

- Ты скажи, он хоть симпатичный, дух твой? Высокий? А то я мелких не люблю!

- Вы что, меня обидеть хотите?

- Я тебе сейчас обижу!

- Не слушай ее. Она всяких любит. И крупных, и мелких, и даже одноглазых!

- Понимала бы чего, малявка!

- Сама малявка!

- Я не понимаю, почему Клавдия так разоралась. Может, ей Григорий понравился?

- Ты совсем рехнулась? Клавдия к мужчинам безразлична!

- А в Григория она могла влюбиться! Он такой красивый!

- Ты что, Клавдия к мужчинам безразлична! Тем более – война!

- Ты еще совсем маленькая и ничего не смыслишь. Нет такой женщины, которая к мужчине безразлична. Война-не война, любовь, она всех и всегда касается. Подрастешь, поймешь!

«Да успокойтесь, старичье», - вмешалась в разговор Филипповна, бывшая учительница. - На административных зданиях все праздничные дни провисели плакаты, на которых Победа была написана с маленькой буквы. А вы обсуждаете символы, цвет, шарики... Много вы видели праздничных символов на фасадах зданий ул. Пролетарская? Раз, два и обчелся: Нижний завод (замечательный плакат), маленький флажок на магазине «АгроАвто», ККЗ, гостиница, администрация, ТЦ «Весна», ИП Ратникова. Плакатов и красных флагов не было даже на зданиях муниципальных и государственных учреждений. И предложила тост: за нашу Великую Победу!

Учитывая «раскрученность» молодежной акции, акции «Я голосую за мир», хореографической композиции «Бессмертный полк» одобрение и поддержку их культурной и педагогической общественностью района, мы, сидящие за столом, почувствовали свою ущербность. Свое вопиющее ханжество, сохранившееся со времен СССР, свою отсталость и невежество в восприятии традиционных духовно-нравственных ценностей, которые с такой самоотдачей и самоотверженностью передают молодежи, и от нашего имени тоже, организаторы и вдохновители праздников. Понимая всю свою духовную и нравственную несостоятельность, свое недопонимание, что и как необходимо передавать будущим поколениям, мы искренним тостом пожелали всем создателям праздника побед во всевозможных конкурсах и фестивалях, новых грамот и орденов. А себе пожелали хранить то святое и настоящее, что связывает нас с прошлым и позволяет надеяться на будущее, и по возможности вопреки современным тенденциям передать внукам.


Опубликовано в газете "Знамя труда" 29 мая 2015 г.