16 мая
16 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл совершил Литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских на
Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви
обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый
отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры!
Только что отец Кирилл сказал очень правильные слова о том,
что новомученики и исповедники — как защитники Родины. Когда в Великую
Отечественную войну погибали за Родину и воины, и мирные жители, они отдавали
жизнь свою не только за землю, за воду, за воздух, за деревья. И не за фабрики,
заводы или мосты они отдавали свою жизнь, ведь и фабрики, и заводы, и мосты с
легкостью взрывались и нашими партизанами, и нашими войсками при отступлении,
когда нужно было помешать врагу действовать эффективно.
Что же тогда есть Родина? Родину осознавали как некую
великую святыню, а потому и были готовы отдать за нее жизнь. Родина
воспринималась, во-первых, как место, овеянное памятью о родных и предках,
населявших ее на протяжении веков, и, во-вторых, как место, где сформировалась
нация, вернее, то лучшее, что этой нации присуще, ведь худшему не поклоняются и
за худшее не отдают жизнь. Жизнь отдают за лучшее. А самым лучшим было то, что
жило в сердцах защитников земли нашей, даже тех, кто не держал в руках оружие,
но кто всячески содействовал победе, зная, что именно на этом месте, несмотря
на огромные скорби, гонения на Церковь и репрессии, пребывает нечто возвышенное
и святое. В сердцах и умах людей была некая доминанта, ради которой они были
готовы и жизнь свою отдать. А поскольку эту доминанту нельзя осязать, значит,
она принадлежит миру не физическому, а духовному.
На современном языке мы нередко пытаемся описать этот
феномен как некую систему ценностей. Слова, безусловно, ущербные, потому что за
какую-то искусственную систему ценностей никто бы жизнь свою отдавать не стал.
Отдавали именно за эту невидимую, неосязаемую духовную силу, за духовную
сердцевину народной жизни, когда при слове «Родина» у людей слезы катились из
глаз, при всем понимании того, что в жизни Родины было столько тяжкого и даже
безобразного. В этом смысле подвиг тех, кто погиб на войне, защищая Отечество,
и подвиг тех, кто в мирное время погибал за ту же самую духовную сердцевину
жизни нашего народа, соединяются воедино. Это некий общий подвиг, и, может
быть, без одного не было бы и другого. Если бы новомученики и исповедники
отказались от веры, от Христа, от Церкви, если бы они встали в ряды хулителей,
то, может быть, и у народа не хватило бы духовной силы сопротивляться врагу.
Поэтому с религиозной точки зрения жизнь, отданная за Родину, за ту самую
духовную сердцевину, и подвиг новомучеников соединяются в великую жертву Богу,
принесенную за спасение нашего Отечества.
В сегодняшнем Евангелии мы находим слова, которые было бы
сложно понять здесь, в Бутово, человеку невоцерковленному: «И овцы за Мной
идут, потому что слышат Мой голос, и Я даю им жизнь вечную, и никто из них не
погибнет» (см. Ин. 10:27-28). Скептики, взирая на страшные расстрельные холмы,
могут сказать: «Как же так? Шли овцы на голос, а жизни-то нет, и погибли…» Эту
трагедию человеческой смерти, где бы она ни происходила, невозможно осмыслить с
точки зрения здравого смысла, вне Пасхальной вести. Господь говорит, что никто
из тех, кому дана жизнь вечная, никто из овец, кто слышит Его голос и идет за
Ним, не погибнет никогда. Это значит, что смерти нет. Это значит, что каждый
идущий за Богом обретает бессмертие. Не мнимое бессмертие, выражаемое в
поэтических категориях обезбоженной мысли, но реальное бессмертие, реальную
вечную жизнь. Она действительно существует, и каждый, кто слышит голос и идет
за Пастырем и Спасителем, обретает эту вечную жизнь.
Иначе были бы абсолютно непонятны и многомиллионные жертвы
нашего народа в Великой Отечественной войне, и многотысячные жертвы ни в чем не
повинных православных христиан, ставших на защиту веры в поруганном Отечестве.
Все это было бы невозможно охватить разумом. Если исключить из нашей жизни
Пасхальное измерение, то все теряет смысл, ибо подвержено и осмеянию, и
разрушению. Но бессмертие, которое Христос дарует нам через Свое воскресение,
абсолютно меняет систему координат, абсолютно меняет систему жизненных
ориентиров. Человек живет вечно тогда, когда он идет за Богом.
А что же люди, которые не идут за Богом, которые не живут в
соответствии с Его законом, которые творят зло? Что же эти сотни мучителей и
палачей, которые убивали здесь ни в чем не повинных людей? Что же те, кто
подписывал страшные расстрельные списки? Что же те, кто развязал войну против
нашего Отечества, бросив в топку миллионы и миллионы жизней? Они тоже
бессмертны? Нет! То, что их ждет за гробом, нельзя назвать жизнью. Страшная
вечная мука — это не жизнь. Не жизнь там, за гробом, у тех, кто попрал
Божественный закон, кто сознательно ему противоборствует, кто соблазняет людей,
кто пытается повести за собой миллионы, чтобы погубить их и для этой жизни, и
для жизни грядущего века.
Пасхальное Евангельское чтение у гробниц новомучеников и
исповедников помогает нам понять смысл дивных слов Спасителя о том, что каждый,
кто идет за Ним и слушает голос Его, наследует жизнь вечную. И дай Бог всем нам
не по заслугам нашим, а по милости Божией, по вере нашей, сподобиться этой
вечной жизни с теми, кто погиб за правду, кто погиб за Родину, кто жизнь свою
отдал за други своя. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.