Сегодня: Понедельник 10 Май 2021 г.

О томимых духовной жаждой

6 Март 2021 г.
Сегодня достаточно популярна формула: «Нажми на кнопку — получишь результат». Современный человек не привык долго ждать. Ему проще совершить набор действий и получить то, что желает. Но не во всех сферах можно быстро добиться цели. Особенно это касается духовной жизни.

На словах многие люди понимают, что надежда на быстрое получение духовных достижений не только напрасна, но и опасна. Подобным образом дьявол соблазнил праматерь Еву: «Вкусите… и вы будете, как боги» (Быт. 3:5). Верующие знают, что «царский» путь духовной жизни заключается в многотрудном подвиге, жизни по заповедям Божиим, однако на деле результат хочется получить немедленно.

Порой мы слышим: «Стараюсь молиться, на службах регулярно бывать, пощусь, когда положено, почему же я не ощущаю благодати Духа Святого?» Ответ прост: мы своими действиями не можем заставить Бога делать то, что хотим. А может, мы хотим то, что нам не полезно? Человек может трудиться над исполнением воли Божией, а ниспосылает благодать только Бог, и она постоянно и только внешне может не проявляться. Возьмем, к примеру, пасмурный день. Выйдя на улицу, мы солнца не видим — что, оно не греет, не освещает в этот момент землю? И греет, и освещает постоянно. Так и в духовной жизни. Бог с нами всегда, благодать Господня нас освящает постоянно, только нельзя гарантировать: сделай первое, второе, третье — и вот ты получил очередную порцию благодати и ощутил ее, как теплую воду из-под крана.

Дух Святой — Бог. Мы не можем познать саму Ипостась, но можем познавать Духа Святого через Его действия. В Библии они описаны разным образом. Например, в беседе с Никодимом Господь говорит о Духе Святом как о ветре, который приходит и исчезает независимо от нашего желания. Так и «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). Он появляется в нашей жизни и действует, просвещая нас. На Апостолов Дух Святой сошел в виде шумного ветра и огненных языков (см. Деян. 2:2—4). Образ огня многогранен: он и греет, и освещает, и попаляет тернии. Так Дух Святой попаляет грехи человека, очищая наше сердце. Распространенный образ Духа Святого — вода. Этот образ Господь использует в Своих словах. Он нередко беседует с людьми в жаркой пустыне. Для жителей тех мест вода — великая ценность.

Когда Иисус Христос начинает разговор с самарянкой, Он употребляет тот же образ. Вода, за которой пришла женщина, послужила поводом для разговора. Если бы Господь сразу обратился к женщине со словами о заповедях, она, возможно, не стала бы слушать Спасителя. Господь говорит с женщиной на языке понятных ей образов, примеров. Иисус Христос сравнивает благодать Святого Духа с живой водой: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что у святых благодать, которую дает им Бог, постоянно умножается. Как говорится в притче о талантах, они, подобно верным рабам, приумножают дары, полученные от Бога (см. Мф. 25:14—29). Господь ниспосылает им эти дары в еще большей степени, как людям, способным принять таланты и пустить их в оборот.

Каждый человек получает от Бога хотя бы один духовный талант. Необходимо постараться принести им пользу себе и ближним. Ведь если человек трудится для спасения души, то приносит благо не только себе, но и окружающим.

Как говорил преподобный Серафим Саровский, верующие люди должны приумножать в себе благодать Божию, а для этого использовать молитву, милостыню, бдение, пост или иное служение: у кого что лучше получается. Необходимо начать подвиг с тех дел, к которым есть расположение и для которых есть возможности. Так для монахов главными средствами аскетического подвига становятся послушание, пост и молитва. Есть отшельники, которые навсегда уходят из мира в пустыню. Поскольку все мы, православные христиане, «составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5), то молитва таких подвижников обо всем мире благотворно отражается и на нас.

Миряне могут приносить пользу, воспитывая детей в вере, оказывая помощь ближним, творя милостыню, проявляя заботу о тех, кто в ней нуждается. Иногда семейные верующие люди жалуются: «Все время занимает работа, забота о детях, муже/жене. Не хватает времени и сил на добрые дела». В этом случае необходимо обдумать, как в этих обстоятельствах послужить Богу. Ведь и живя с семьей, можно ежедневно стремиться поступать по-христиански, бороться со своими страстями. Многие люди спаслись, идя этим путем. Когда представляется случай совершить доброе дело, можно проявить христианское милосердие. Главное, не остаться равнодушным к Божиему призыву.

Иногда лишь через некоторое время приходит осознание, что тот или иной случай был посещением Божиим. Знаю человека, который до сих пор горько сожалеет о том, что не выполнил просьбу друга: не побывал у него, когда тому было тяжело. Друг вскоре умер. Несмотря на многие годы, прошедшие с того момента, совесть человека доныне обжигает его воспоминаниями о добром деле, которое он тогда не совершил.

Если в жизни бывали такие горестные моменты, все же не стоит опускать руки. В тот раз не откликнулись на Божий призыв — необходимо ждать следующего и в другой ситуации постараться следовать евангельским заповедям.

Важно, чтобы постоянно шел практический процесс научения вере. Он стоял на первом месте, а не поиск внешних средств, которые «все устроят» без человеческих усилий. К сожалению, их нередко видят в чтении определенного количества молитв, внешних формах поста и таким образом придают действительно душеполезным занятиям поверхностный характер, забывая о внутреннем содержании этих аскетических средств.

Вспомним, что женщина-самарянка просто шла за водой, ни о какой встрече с Богом не помышляла, но все изменилось после ее разговора с Христом. Она бросила водонос и побежала в город за людьми. Святой Иоанн Златоуст говорит, что она презрела житейские дела, потому что обрела более важное. И нас святитель призывает «при слышании о духовных предметах» оторваться от житейской суеты, иначе увязнем в ней.

По силам ли это современному человеку, который вынужден заниматься семьей, детьми, работой, уделять время многочисленным обязанностям? Как не погрязнуть в повседневности? Господь сказал, что шесть дней человек может заниматься делами, а седьмой день необходимо посвятить Богу (см. Исх. 20:8—11). Кроме того, стоит учиться непрестанному вниманию к своей душе во время исполнения любых житейских дел: всегда пребывать пред лицом Божиим.

Самарянке удалось возвыситься духом над повседневностью. У нее загорелось сердце от слов Спасителя. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37), — говорит Господь. Если человек ищет Бога, не удовлетворен земным, понимает, что цель жизни не может заключаться в земном, он — духовно жаждущий, и ему, как самарянке, будет дарована встреча с Христом.

Состояние это — состояние готовности принять Христа. Необязательно это должно проявляться внешне. Как видно из Евангелия, человек может быть грешником, мытарем, блудницей, разбойником, самарянкой. Речь идет прежде всего о душевном расположении жаждущего, о силе его веры и смирении. Эту готовность не видит сам человек, но Бог видит. Самарянка не искала Христа, но Господь обнаружил ее внутреннюю духовную жажду и помог ей обрести Небесное Царство.

Скоро Великий пост, и мы должны это время провести с пользой для своей души. В дни поста обязательно надо побывать в храме, подготовиться к исповеди и причаститься Святых Христовых Тайн, а дома почитать Евангелие и духовную литературу. Это поможет нам настроиться и достойно встретить праздник Пасхи Христовой. А тогда, правильно проведя пост, мы почувствуем изменения, которые произошли в нас действием Благодати Божией.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: public domain
Источник


О томимых духовной жаждой

6 Март 2021 г.
Сегодня достаточно популярна формула: «Нажми на кнопку — получишь результат». Современный человек не привык долго ждать. Ему проще совершить набор действий и получить то, что желает. Но не во всех сферах можно быстро добиться цели. Особенно это касается духовной жизни.

На словах многие люди понимают, что надежда на быстрое получение духовных достижений не только напрасна, но и опасна. Подобным образом дьявол соблазнил праматерь Еву: «Вкусите… и вы будете, как боги» (Быт. 3:5). Верующие знают, что «царский» путь духовной жизни заключается в многотрудном подвиге, жизни по заповедям Божиим, однако на деле результат хочется получить немедленно.

Порой мы слышим: «Стараюсь молиться, на службах регулярно бывать, пощусь, когда положено, почему же я не ощущаю благодати Духа Святого?» Ответ прост: мы своими действиями не можем заставить Бога делать то, что хотим. А может, мы хотим то, что нам не полезно? Человек может трудиться над исполнением воли Божией, а ниспосылает благодать только Бог, и она постоянно и только внешне может не проявляться. Возьмем, к примеру, пасмурный день. Выйдя на улицу, мы солнца не видим — что, оно не греет, не освещает в этот момент землю? И греет, и освещает постоянно. Так и в духовной жизни. Бог с нами всегда, благодать Господня нас освящает постоянно, только нельзя гарантировать: сделай первое, второе, третье — и вот ты получил очередную порцию благодати и ощутил ее, как теплую воду из-под крана.

Дух Святой — Бог. Мы не можем познать саму Ипостась, но можем познавать Духа Святого через Его действия. В Библии они описаны разным образом. Например, в беседе с Никодимом Господь говорит о Духе Святом как о ветре, который приходит и исчезает независимо от нашего желания. Так и «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). Он появляется в нашей жизни и действует, просвещая нас. На Апостолов Дух Святой сошел в виде шумного ветра и огненных языков (см. Деян. 2:2—4). Образ огня многогранен: он и греет, и освещает, и попаляет тернии. Так Дух Святой попаляет грехи человека, очищая наше сердце. Распространенный образ Духа Святого — вода. Этот образ Господь использует в Своих словах. Он нередко беседует с людьми в жаркой пустыне. Для жителей тех мест вода — великая ценность.

Когда Иисус Христос начинает разговор с самарянкой, Он употребляет тот же образ. Вода, за которой пришла женщина, послужила поводом для разговора. Если бы Господь сразу обратился к женщине со словами о заповедях, она, возможно, не стала бы слушать Спасителя. Господь говорит с женщиной на языке понятных ей образов, примеров. Иисус Христос сравнивает благодать Святого Духа с живой водой: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что у святых благодать, которую дает им Бог, постоянно умножается. Как говорится в притче о талантах, они, подобно верным рабам, приумножают дары, полученные от Бога (см. Мф. 25:14—29). Господь ниспосылает им эти дары в еще большей степени, как людям, способным принять таланты и пустить их в оборот.

Каждый человек получает от Бога хотя бы один духовный талант. Необходимо постараться принести им пользу себе и ближним. Ведь если человек трудится для спасения души, то приносит благо не только себе, но и окружающим.

Как говорил преподобный Серафим Саровский, верующие люди должны приумножать в себе благодать Божию, а для этого использовать молитву, милостыню, бдение, пост или иное служение: у кого что лучше получается. Необходимо начать подвиг с тех дел, к которым есть расположение и для которых есть возможности. Так для монахов главными средствами аскетического подвига становятся послушание, пост и молитва. Есть отшельники, которые навсегда уходят из мира в пустыню. Поскольку все мы, православные христиане, «составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5), то молитва таких подвижников обо всем мире благотворно отражается и на нас.

Миряне могут приносить пользу, воспитывая детей в вере, оказывая помощь ближним, творя милостыню, проявляя заботу о тех, кто в ней нуждается. Иногда семейные верующие люди жалуются: «Все время занимает работа, забота о детях, муже/жене. Не хватает времени и сил на добрые дела». В этом случае необходимо обдумать, как в этих обстоятельствах послужить Богу. Ведь и живя с семьей, можно ежедневно стремиться поступать по-христиански, бороться со своими страстями. Многие люди спаслись, идя этим путем. Когда представляется случай совершить доброе дело, можно проявить христианское милосердие. Главное, не остаться равнодушным к Божиему призыву.

Иногда лишь через некоторое время приходит осознание, что тот или иной случай был посещением Божиим. Знаю человека, который до сих пор горько сожалеет о том, что не выполнил просьбу друга: не побывал у него, когда тому было тяжело. Друг вскоре умер. Несмотря на многие годы, прошедшие с того момента, совесть человека доныне обжигает его воспоминаниями о добром деле, которое он тогда не совершил.

Если в жизни бывали такие горестные моменты, все же не стоит опускать руки. В тот раз не откликнулись на Божий призыв — необходимо ждать следующего и в другой ситуации постараться следовать евангельским заповедям.

Важно, чтобы постоянно шел практический процесс научения вере. Он стоял на первом месте, а не поиск внешних средств, которые «все устроят» без человеческих усилий. К сожалению, их нередко видят в чтении определенного количества молитв, внешних формах поста и таким образом придают действительно душеполезным занятиям поверхностный характер, забывая о внутреннем содержании этих аскетических средств.

Вспомним, что женщина-самарянка просто шла за водой, ни о какой встрече с Богом не помышляла, но все изменилось после ее разговора с Христом. Она бросила водонос и побежала в город за людьми. Святой Иоанн Златоуст говорит, что она презрела житейские дела, потому что обрела более важное. И нас святитель призывает «при слышании о духовных предметах» оторваться от житейской суеты, иначе увязнем в ней.

По силам ли это современному человеку, который вынужден заниматься семьей, детьми, работой, уделять время многочисленным обязанностям? Как не погрязнуть в повседневности? Господь сказал, что шесть дней человек может заниматься делами, а седьмой день необходимо посвятить Богу (см. Исх. 20:8—11). Кроме того, стоит учиться непрестанному вниманию к своей душе во время исполнения любых житейских дел: всегда пребывать пред лицом Божиим.

Самарянке удалось возвыситься духом над повседневностью. У нее загорелось сердце от слов Спасителя. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37), — говорит Господь. Если человек ищет Бога, не удовлетворен земным, понимает, что цель жизни не может заключаться в земном, он — духовно жаждущий, и ему, как самарянке, будет дарована встреча с Христом.

Состояние это — состояние готовности принять Христа. Необязательно это должно проявляться внешне. Как видно из Евангелия, человек может быть грешником, мытарем, блудницей, разбойником, самарянкой. Речь идет прежде всего о душевном расположении жаждущего, о силе его веры и смирении. Эту готовность не видит сам человек, но Бог видит. Самарянка не искала Христа, но Господь обнаружил ее внутреннюю духовную жажду и помог ей обрести Небесное Царство.

Скоро Великий пост, и мы должны это время провести с пользой для своей души. В дни поста обязательно надо побывать в храме, подготовиться к исповеди и причаститься Святых Христовых Тайн, а дома почитать Евангелие и духовную литературу. Это поможет нам настроиться и достойно встретить праздник Пасхи Христовой. А тогда, правильно проведя пост, мы почувствуем изменения, которые произошли в нас действием Благодати Божией.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: public domain
Источник