Сегодня: Понедельник 10 Май 2021 г.

Постовые будни

18 Апрель 2021 г.
Многие знают, что пост — особое аскетическое делание. Но, как выяснилось, не все понимают его предназначение.

Часто можно услышать, что воздержание от еды в пост не так уж важно. Оправдываясь в нарушении поста, говорят: «Главное, не есть ближнего!» Конечно, пост не подразумевает голодание и вымещение злобы на родных: еще в XI веке святитель Леонтий Ростовский писал: «Четыредесятница — это время воздержания от пищи, кто сколько может». В то же время, действительно, воздержание от скоромного — не самоцель поста. Но неужели воздержание в пище — лишняя мера? Нет. Дальше святитель Леонтий добавляет: «Когда воздерживаемся, тогда смиряемся. Когда смиряемся, тогда сокрушаемся». Думаю, стоит обратить особое внимание на эти слова.

Почему, когда человек воздерживается в еде, он смиряется? Допустим, он ощутил, что ему тяжело отказаться от вкусной пищи или дольше стоять на богослужении. Вместо этого хочется одного, другого, третьего. Когда христианин ощущает это, он думает: «Вот тебе и царь природы, который зависит от вкусной котлеты, бокала вина, кусочка тортика». Невинные на первый взгляд желания оказываются страстными зависимостями.

Однажды женщина каялась преподобному Амвросию Оптинскому в том, что она курит. На это старец ответил: «Не в том грех, что ты куришь, а в том, что ты не курить не можешь». Понятно, что люди не могут жить без пищи, сна, воды и др. Однако всегда можно отличить естественные потребности от страстей. Если человек не способен отказаться от любимых лакомств, развлечений, определенных напитков — это греховная зависимость.

Как говорил преподобный Максим Исповедник, любой грех совершается из стремления к неправедному наслаждению. Святой объясняет, что праведное наслаждение есть результат наших усилий, а когда мы стремимся к наслаждению вне трудов, то уподобляемся Адаму, который вкусил запретный плод, чтобы стать таким же, как Бог. Он и был к этому призван, но через труд работы над собой. Человек понадеялся на себя, решил быстро и легко достичь результата, а в итоге лишился всего, что имел.

Для человека — живого существа, обладающего не только телом, но бессмертной душой и духом — самой полной и совершенной радостью является благодать Божия. Поскольку многие люди опытно не знают этого подлинного, правильного наслаждения, они стремятся заменить его низменными мимолетными радостями. Оттого человек постоянно неудовлетворен жизнью, ему всегда чего-то не хватает. Только святые, познавшие благодатную радость, были счастливы даже в самых тяжелых испытаниях, ведь с ними пребывал Сам Христос.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что, если бы мы ощутили полноту действия благодати Божией, поняли бы, какое блаженство ожидает нас в Царствии Божием, то готовы были бы в яме со змеями сидеть, чтобы этой радости не лишиться.

Всякое ли воздержание от скоромной пищи и развлечений смиряет? Ведь спортсмены, ограничивающие себя в еде ради поддержания формы, или люди, желающие сохранить фигуру, укрепить здоровье, тоже много от чего воздерживаются. Действительно, организация режима питания, умеренность в еде положительно влияют на самочувствие человека, но цель поста не в этом.

В Православии любой аскетический подвиг необходим для того, чтобы приблизиться к Христу. Правильное воздержание, по словам святителя Леонтия, должно вести к смирению. Ограничение в пище обнаруживает зависимость человека от страстей и помогает ему обратиться к Богу, но само по себе оно может и не привести к смирению. Если человек не понимает, что его пост — средство для покаяния, он и, выдержав сорок дней поста, останется без духовных результатов.

Более того, даже возвышенный аскетический подвиг можно обратить себе во вред, если своим постом гордиться! Достаточно вспомнить фарисея, который соблюл все формальности поста, но забыл о его содержании (Лк. 18:10–14). Потому православные христиане и читают в эти дни молитву преподобного Ефрема Сирина. В ней они испрашивают у Господа дар видеть свои грехи («да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния») и не превозноситься над окружающими («и не осужда́ти бра́та моего́»).

Святитель Иоанн Златоуст называл пост временем «молитвы, милостыни, бдения, слез, исповеди». Все это человек способен делать, если смирится. «Когда смиряемся, — заключает святитель Леонтий, — тогда и сокрушаемся». Воздержание от некоторых видов пищи и от развлечений помогает увидеть свои многочисленные зависимости. Следующий шаг — обращение к Богу, ведь без Него, своими силами человек не способен освободиться от рабства греху.

Пост помогает человеку познать собственную немощь и увидеть силу Божию, которая в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: pixabay.com
Источник


Постовые будни

18 Апрель 2021 г.
Многие знают, что пост — особое аскетическое делание. Но, как выяснилось, не все понимают его предназначение.

Часто можно услышать, что воздержание от еды в пост не так уж важно. Оправдываясь в нарушении поста, говорят: «Главное, не есть ближнего!» Конечно, пост не подразумевает голодание и вымещение злобы на родных: еще в XI веке святитель Леонтий Ростовский писал: «Четыредесятница — это время воздержания от пищи, кто сколько может». В то же время, действительно, воздержание от скоромного — не самоцель поста. Но неужели воздержание в пище — лишняя мера? Нет. Дальше святитель Леонтий добавляет: «Когда воздерживаемся, тогда смиряемся. Когда смиряемся, тогда сокрушаемся». Думаю, стоит обратить особое внимание на эти слова.

Почему, когда человек воздерживается в еде, он смиряется? Допустим, он ощутил, что ему тяжело отказаться от вкусной пищи или дольше стоять на богослужении. Вместо этого хочется одного, другого, третьего. Когда христианин ощущает это, он думает: «Вот тебе и царь природы, который зависит от вкусной котлеты, бокала вина, кусочка тортика». Невинные на первый взгляд желания оказываются страстными зависимостями.

Однажды женщина каялась преподобному Амвросию Оптинскому в том, что она курит. На это старец ответил: «Не в том грех, что ты куришь, а в том, что ты не курить не можешь». Понятно, что люди не могут жить без пищи, сна, воды и др. Однако всегда можно отличить естественные потребности от страстей. Если человек не способен отказаться от любимых лакомств, развлечений, определенных напитков — это греховная зависимость.

Как говорил преподобный Максим Исповедник, любой грех совершается из стремления к неправедному наслаждению. Святой объясняет, что праведное наслаждение есть результат наших усилий, а когда мы стремимся к наслаждению вне трудов, то уподобляемся Адаму, который вкусил запретный плод, чтобы стать таким же, как Бог. Он и был к этому призван, но через труд работы над собой. Человек понадеялся на себя, решил быстро и легко достичь результата, а в итоге лишился всего, что имел.

Для человека — живого существа, обладающего не только телом, но бессмертной душой и духом — самой полной и совершенной радостью является благодать Божия. Поскольку многие люди опытно не знают этого подлинного, правильного наслаждения, они стремятся заменить его низменными мимолетными радостями. Оттого человек постоянно неудовлетворен жизнью, ему всегда чего-то не хватает. Только святые, познавшие благодатную радость, были счастливы даже в самых тяжелых испытаниях, ведь с ними пребывал Сам Христос.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что, если бы мы ощутили полноту действия благодати Божией, поняли бы, какое блаженство ожидает нас в Царствии Божием, то готовы были бы в яме со змеями сидеть, чтобы этой радости не лишиться.

Всякое ли воздержание от скоромной пищи и развлечений смиряет? Ведь спортсмены, ограничивающие себя в еде ради поддержания формы, или люди, желающие сохранить фигуру, укрепить здоровье, тоже много от чего воздерживаются. Действительно, организация режима питания, умеренность в еде положительно влияют на самочувствие человека, но цель поста не в этом.

В Православии любой аскетический подвиг необходим для того, чтобы приблизиться к Христу. Правильное воздержание, по словам святителя Леонтия, должно вести к смирению. Ограничение в пище обнаруживает зависимость человека от страстей и помогает ему обратиться к Богу, но само по себе оно может и не привести к смирению. Если человек не понимает, что его пост — средство для покаяния, он и, выдержав сорок дней поста, останется без духовных результатов.

Более того, даже возвышенный аскетический подвиг можно обратить себе во вред, если своим постом гордиться! Достаточно вспомнить фарисея, который соблюл все формальности поста, но забыл о его содержании (Лк. 18:10–14). Потому православные христиане и читают в эти дни молитву преподобного Ефрема Сирина. В ней они испрашивают у Господа дар видеть свои грехи («да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния») и не превозноситься над окружающими («и не осужда́ти бра́та моего́»).

Святитель Иоанн Златоуст называл пост временем «молитвы, милостыни, бдения, слез, исповеди». Все это человек способен делать, если смирится. «Когда смиряемся, — заключает святитель Леонтий, — тогда и сокрушаемся». Воздержание от некоторых видов пищи и от развлечений помогает увидеть свои многочисленные зависимости. Следующий шаг — обращение к Богу, ведь без Него, своими силами человек не способен освободиться от рабства греху.

Пост помогает человеку познать собственную немощь и увидеть силу Божию, которая в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: pixabay.com
Источник