Сегодня: Понедельник 27 Сентябрь 2021 г.

Экослёт V: как это было

4 Май 2021 г.
С сентября 2020 года по апрель 2021 года в Калужской области на территории бизнес-парка «Грачи» прошли 10 смен «Международного экологического слёта школьников «Подари планете жизнь». Их участниками стали локальные группы учащихся муниципальных образований региона. Свои делегации на экослёт направили образовательные учреждения Барятинского, Боровского, Жиздринского, Малоярославецкого, Медынского, Мосальского, Износковского районов и города Калуги. Для ребят была проведена познавательно-развлекательная программа. В общей сложности в ней приняли участие 138 детей.

Экослёт «Подари планете жизнь» проводит для школьников Автономная некоммерческая организация «Экологическая и патриотическая инициатива». В Калужской области данный «проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов». О реализации грантового мероприятия рассказал директор АНО «ЭПИ» Михаил Чупринин:

-Весной 2020 года наш проект «Международного экологического слёта школьников «Подари планете жизнь» одержал победу в первом конкурсе Фонда президентских грантов. Он предполагал проведение этой осенью массового мероприятия, которое объединило бы на одной площадке около 150 детей и взрослых из Калужского региона, Рязанской области и гостей из Республики Беларусь. Однако разразившаяся пандемия коронавирусной инфекции и возникшие в результате неё ограничения внесли свои коррективы в наши планы. Мы были вынуждены поменять сроки, место проведения и формат нашего юбилейного, пятого экослёта. По согласованию с Фоном президентских грантов, экологический слёт «Подари планете жизнь» проходил позже запланированных дат и не в Куйбышевском районе, гостеприимно принимавшем юных защитников природы на протяжении вот уже 4-х лет, а в Жуковском. Он проводился на территории бизнес-парка «Грачи», с которым АНО «ЭПИ» также давно и тесно сотрудничает, и имел вид экопросветительских смен, организованных для локальных групп учащихся школ. Причём только нашего региона. Представители Беларуси и Рязанщины участвовать в экослёте по понятным причинам не смогли. С учётом новых условий нам также пришлось скорректировать программу мероприятия. Но мы постарались сохранить её разнообразие и главную изюминку – профориентационную составляющую от Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, нашего партнёра.

Программа слёта «Подари планете жизнь» включала в себя мероприятия, направленные на экопросвещение, патриотическое воспитание, профориентацию, знакомство с интересными людьми, развитие творчества и активный отдых. Она строилась на познавательных лекциях и увлекательных викторинах, поражающих воображение экскурсиях и неожиданных выставках, экологических и патриотических киносеансах, творческих мастер-классах и литературных экспериментах, естественнонаучных занятиях и приводящих к одному важному выводу круглых столах… Как всё было – в нашем обзоре о пятом экослёте.

Начинались экосмены, конечно же, с доброго приветствия. Поприветствовать школьников, интересующихся такой важной и актуальной темой, как защита окружающей среды, приезжал гость из регионального министерства природных ресурсов и экологии, при поддержке которого АНО «Экологическая и патриотическая инициатива» ежегодно проводит экослёт. Приветственные слова от имени «зелёного ведомства» передавал ребятам и желал им пронести любовь к родному краю через всю жизнь эксперт Минприроды Сергей Егоркин. Покидать участников экологического слёта Сергей Максимович не спешил. Он выступал перед юной аудиторией с эколекцией о видах альтернативной энергетики и наилучших доступных технологиях, применяемых при реализации национального проекта «Экология». В завершение сотрудник министерства вручал внимательным слушателям подарки. Командам дарили книжные новинки от областного ведомства. Библиотеки школ пополнились «Чёрной книгой Калужской области» (о сосудистых растениях, представляющих экономическую и экологическую угрозу региону), первым томом «Атласа малых рек Калужской области» (относящихся к Днепровскому бассейну) и иллюстрированным изданием «Памятников природы Калужской области (содержащим сведения о 60-ти уникальных природных объектах и комплексах региона). Самые активные участники дискуссии награждались набором открыток, брошюрами и сувенирами (глиняными совушками Бородатая неясыть – экосимволами региона 2019 года).

Участники экослёта открыли для себя существование Художественного музея мусора «Му Му». Здесь выставлены оригинальные вещи, сделанные талантливыми художниками из ненужного хлама. Музейная экспозиция постоянно пополняется. Она насчитывает более пятисот экспонатов, привезённых со всего мира. Создатели «Му Му» считают, что в их музее «посетитель должен обязательно УЗНАТЬ нечто новое и важное, УДИВИТЬСЯ — ПОРАДОВАТЬСЯ таланту авторов и тому, как легко можно сделать свою собственную жизнь ярче, и УЛЫБНУТЬСЯ всему неожиданному!» Так и вышло! Посещение школьниками из районов «территории разумного потребления и творчества» сопровождалось возгласами: «Ух ты!», «Не может быть!», «Вы только посмотрите!» и уточняющими вопросами: «Из чего, из чего сделан этот… предмет?».

Корпоративные добровольцы мусоровывозящей компании ООО «Реммонтаж» из Кирова провели для ребят серию экологических занятий. На экоуроке «Давайте разделять!» участники экослёта узнали о способах обращения с отходами и важности раздельного сбора отходов для максимального вовлечения ТКО в процесс переработки. Сотрудники ООО «Реммонтаж» поделились своим опытом организации РСО в образовательных учреждениях нескольких районов области – Кировском, Барятинском, Людиновском. Они также представили двухконтейнерную систему РСО, внедряемую на территории Калужской области региональным экологическим оператором. КРЭО предлагает населению разделять отходы на сухие (чистые) и мокрые (грязные). Для сухих отходов на контейнерных площадках в муниципалитетах региона устанавливаются новые, окрашенные в ярко оранжевый цвет. Сюда предлагают отправлять стекло, пластик, макулатуру, металл. Главное условие – эти фракции должны быть чистыми. Остальное – пищевые отходы, средства гигиены и грязная упаковка – должны выбрасываться в привычный контейнер. Практикум помог проверить, насколько детям понятны принципы РСО. Продемонстрировать новые знания о разделении отходов учащиеся смогли на территории бизнес-парка, где для этого установлена необходимая инфраструктура.

Экоурок «С нами недолго, но надолго!» посвящался проблеме производства и накопления полиэтиленовых отходов, в частности пакетов. ПП производятся в огромных количествах (5 триллионов штук ежегодно) из важнейших невосстанавливаемых природных ресурсов – газа и нефти. Средняя «полезная жизнь» ПП всего 20 минут. Однако она не заканчивается, когда ПП выбрасывают в мусорное ведро и отвозят на полигон для захоронения. ПП долговечны и с трудом разлагаются. Срок разложения ПП в разы больше срока службы: от 150 до 500 лет. Под воздействием солнечного излучения полиэтилен делится на маленькие токсические кусочки. 60% ПП практически не подлежит переработке. При сжигании ПП выделяют вредные вещества. Оглянитесь, ПП загрязняют окружающую среду, заполонив населённые пункты, леса, поля, водоёмы. Существуют ли способы спасения планеты от замусоривания использованными полиэтиленовыми пакетами? Один из них доступен каждому. Нужно лишь сократить использование пластика в повседневной жизни. Например, взять за правило и ходить в магазин с ещё годным пакетом или многоразовой экосумкой, которую можно купить или изготовить самостоятельно.

Кстати, не откладывая на потом, ребятам предложили обзавестись хозяйственной сумкой, известной как авоська. Все без исключения участники экосмен с большим интересом поучаствовали в мастер-классе по её изготовлению. В сложенном виде она занимает очень мало места, и поэтому её удобно брать с собой. В стильные авоськи участники экослёта превращали старые футболки. Их специально собирали организаторы в течение года. Получилось здорово! Свои собственноручно изготовленные сумки, нужные в хозяйстве и очень экологичные, дети забрали с собой. «Будем в таких классных авоськах носить «сменку» в школу или принадлежности для ИЗО!» - решили девчонки, глядя на себя в зеркало. «А мы мамам подарим для походов в магазин!» - заявили мальчишки.

Как школьники усвоили полученную информацию, проверили с помощью эковикторины. Её тема звучала так: «Чтобы в дело шли отходы для спасения природы». Она состояла из 20 вопросов о глобальной угрозе всему живому на планете Земля – загрязнении отходами от жизнедеятельности человечества – и путях выхода из катастрофической ситуации. Самый дорогой из них (по количеству жетонов, конечно же) звучал так: в чём заключается главная трудность раздельного сбора отходов? Логически рассуждая, участники отвечали, что не везде есть контейнеры для РСО, установка необходимой инфраструктуры требует затрат, многие люди не знают об РСО, а узнав, просто не хотят разделять и перекладывают эту возникшую обязанность на других. Причина этого нежелания – собственная ЛЕНЬ. Таков общий вывод.

И действительно. РСО можно сравнить с уроком. Делать его ох как не хочется, но надо! Причем в отличие от школьных уроков он не закончится после выпускного вечера. Войдя однажды в наш быт, РСО останется с нами на всю жизнь. У него не будет выходных, праздников, отпусков. И брать на себя ответственность за его выполнение решает каждый человек самостоятельно. Всё зависит от того, как ему подскажет совесть.

В программу был включён просмотр документального фильма режиссёра и журналиста Кандиды Бреди «Мусор». Эта картина – репортаж о том, как наша планета обрастает отходами производства и потребления. Мусор в большинстве стран мира просто вывозится. Очень часто куда-то. Не на специально отведённые для этого участки. Он не обрабатывается и не перерабатывается, загрязняя огромные территории, попадая в водоёмы и леса. Уничтожая природу. Путешествие по самым загрязненным уголкам Земли совершает известный британский актёр Джереми Айронс. Лауреат премии «Оскар» и ряда других престижных наград показал огромные мусорные горы, источающие зловоние и яд для всего живого. Однако на них пасутся домашние животные, и они служат пристанищем для многих людей, пытающихся найти среди отходов что-нибудь съедобное или годное для продажи. Киносеанс сопровождался обсуждением. От всего увиденного у юных зрителей из средней полосы России, не понаслышке знающих о проблеме утилизации ТКО, сложилось такое же, как и у иностранного кинопутешественника, жуткое впечатление. «Это ужасно!», - говорили шокированные дети. И весь этот ужас с гибнущей природой сотворил человек, её венец. Жутко, стыдно, безнадежно... Безнадежно? Или есть ещё шанс всё исправить?

С большим воодушевлением на экосменах слёта «Подари планете жизнь» работала «МуМушная» творческая мастерская. Под руководством администраторов музея «Му Му» участники экослёта научились делать броши и фоторамки. В качестве материала для создания украшений использовались обрезки кожи. Потратив совсем немного времени, дети украсили свой внешний вид яркими дольками арбуза, цветочками, хамелеонами, слониками, китами и другими забавными вещицами. Что касается декоративных обрамлений для фотографий, то они изготавливались в современном стиле стимпанк, синтезирующем отголоски старины и достижения высоких технологий. Представьте себе эдакое сочетание викторианства и научной фантастики! Подсохнув от грунта и краски, стимпанковские поделки юных мастеров, изобилующие гайками, болтами, ключами и всякой всячиной, выглядели как настоящие произведения искусства!

Мини-эковыставка «Джинсовые переделки» наглядно продемонстрировала мальчишкам и девчонкам, как рукоделие помогает сберечь ресурсы, давая ненужным вещам вторую жизнь. А ещё вылечиться от скуки! Именно так произошло со мной – автором представленных работ. В период коронавирусной пандемии мне пришла мысль занять себя шитьём, что было весьма полезно для саморазвития! Вспомнив школьные уроки швейного дела и включив фантазию, я научилась перекраивать отслужившие своё джинсы в фартуки, передники, сумки, рюкзаки и юбки разных модификаций. Вышло оригинально!

Что такое экология (наука об условиях существования и взаимоотношениях всего живого в окружающем мире) дети прекрасно осведомлены. А вот с предметом экологии души они не сталкивались. Необычный разговор об охране духовного состояния человека и его влиянии на отношение к природе и к ближним с подрастающим поколением на круглом столе завёл директор АНО «ЭПИ» Михаил Чупринин. Михаил Владимирович говорил с ребятами о том, что человек с добрыми помыслами не станет разрушать царящую вокруг гармонию и красоту: он не будет губить деревья, бросать мусор мимо урны, плевать шелуху из-под семечек возле скамейки, на которой сидит, обдавать грязью матерщины. Экология души несомненно влияет на экологию среды обитания. О ней тоже нужно заботиться, содержа свой внутренний мир в чистоте. Тогда и вокруг будет чисто.

-Я, наверное, постарел! Так много узнал! Оказывается, ни один произведённый на планете полиэтиленовый пакет ещё не разложился, стекло вообще не разлагается, для захоронения отходов существует специальное место, полигон называется, а ругательные слова – тот же мусор, только внутричеловеческий, - поделился учащийся Барятинской школы.

Традиционно особое внимание организаторы экологического слёта уделили теме патриотического воспитания молодёжи. С участниками смен на экослёте они читали вслух литературные произведения, призывающие нас быть достойными памяти павших защитников Отечества. В читательском марафоне участвовал очерк «Яма», написанный в ходе поисковой экспедиции. Его автор поисковик, писатель, а с недавних пор и журналист Сергей Мачинский, являющийся призёром и дипломантом престижных конкурсов всероссийского уровня. Каждый озвученный ребячьими голосами абзац пробирал до дрожи. Не верите, почитайте о том, как воины наши – мужчины и женщины – смерть на войне принимали и какую цену заплатили за Победу: «395 человек, 395 судеб, сваленные в яму, засыпанные землей и поросшие лесом… Два месяца почти каждый день мы смотрели в их глаза, в пустые глазницы надвинутых на лоб ржавых, рассыпающихся от времени касок, истлевших горелых танкошлемов. Два месяца выносил их на руках, разбирая по косточкам, простой мужик Саня Першин. Два месяца, как на свидание с ритуалом… Саркофаг бы стеклянный над этой ямой сделать. И водить всех сюда с первого класса. И водить весь мир. А своих – в первую очередь. Чтоб смотрели в глаза эти и клятву, как присягу давали, не врать, не лицемерить, не предавать. А как нарушишь, так и будешь во сне каждый день возвращаться к яме этой. Долго не отпустит она». Но эссе не просто читали, его обсуждали, разбирая по предложениям, по фразам, по мыслям, высказанным автором произведения, поднимая важные, животрепещущие темы. Кто такие поисковики и в чём они видят своё предназначение? Почему на войне павших в одной яме хоронили? Как много молодых воевало и что значит умереть молодым? Мешала ли религия в бой за Родину идти? Не заменили ли мы патриотизм чем-то другим, себе, живым, удобным и понятным? Много вопросов возникало. Ответы детей, их рассуждения давали надежду, что мы не свернём с пути памяти. Кроме того, состоялся просмотр фильма «Который год лежу я здесь на рубеже». Он тоже о поиске – их, чьи останки ждут возвращения домой, и себя, настоящего. Его сняли по стихотворению Юрия Аруцева на любительской студии села Извольск Износковского района. В главной роли выступил Учитель Извольской школы Роман Тимофеев. Именно с большой буквы. Роман живёт и работает там, где родился. Много занимается с детьми внеурочно. Воспитывать патриотов – задача, которую он перед собой ставит. А в завершение – показ презентаций памятных мест Калужской области, связанных с Великой Отечественной войной. Ребята увидели братские могилы, памятники и мемориалы своей малой Родины. Полная информация о них собрана на сайте АНО «ЭПИ» - «ЭКОПАТРИОТ».

Будущая профессия – сложный выбор, определяющий судьбу. Как его сделать? Нужно соприкоснуться с той сферой деятельности, которой хотел бы заниматься! Такую возможность участникам экологического слёта «Подари планете жизнь» предоставил КГУ им. К.Э. Циолковского. Направив на экослёт профессорско-преподавательский состав и студентов Института естествознания, Калужский государственный университет показал школьникам, чему обучаются в престижнейшем вузе региона по таким естественнонаучным направлениям, как химия, биология и география.
Студенческая команда младших и старших курсов КГУ сначала под руководством своих преподавателей, а затем вполне самостоятельно, провела для школьников из районов занятия с полевой химической лабораторией и электронным микроскопом, а также географическую игру с экологическим и туристическим уклоном.

Наблюдение со стороны за встречей студентов и школьников доставило организаторам экослёта огромное удовольствие. «Химики» заинтересовали ребят широкими возможностями экспресс-лаборатории, которая позволила выполнить эксперименты по осуществлению контроля воды, воздуха, почвы и продуктов питания. Недостатка в добровольцах студенты не испытывали. Участники команды из Ерденевской школы Малоярославецкого района так активно «рвались в бой», что разыгрывали на считалочке, кому какие виды опытов достанутся. А воспитанники Духовно-просветительского центра «Покров» из Боровска вообще возмутились, почему преподавание химии начинается так поздно, с восьмого класса. Им, 5-6-классникам, хотелось бы приступить к её изучению гораздо раньше. «Биологи» показали учащимся микромир. С помощью современного оптического прибора дети увидели фиксированные бактериальные и растительные препараты, ну, и, конечно же, микроорганизмы. А ещё они убедились в том, что иголки у растений, взять, к примеру, алое, растут не только снаружи, но и внутри. Как вам такое! С «географами» участники слёта выяснили, сколько административных единиц входит в состав Калужской области, как в регионе развивается ситуация с охраной редких животных и растений, чем славится Калужская земля. Юные калужане твёрдо усвоили, что наш регион – не только колыбель космонавтики, но и туристическая Мекка, куда приезжают, чтобы соприкоснуться с военной историей, красотой первозданной природы, «зелёными технологиями» производства, современным арт-искусством.

Учащимся Кременской школы Медынского района повезло встретиться с кандидатом географических наук, доцентом кафедры химии Калужского госуниверситета Виталием Меленчуком. Виталий Игоревич провёл для школьников занятие по топонимике, которое помогло совершенно по-иному взглянуть на географические названия (топонимы) населенных пунктов, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние. Вот, откуда произошло название Калуги – столицы нашей Калужской области? Существует много разных версий. Прежде всего, считается, что наш областной центр так называется в честь реки Калужки, протекающей рядом. Во многих славянских языках слова «калуга», «калужа», «лужа» означает «грязь», «топь» или «болото». Другое значение: «коло» означает «круг», «округа», то есть место рядом с лужей или болотом. А откуда взялось имя у «самой русской реки» Оки, которая является крупнейшей из правых притоков Волги? Происхождение названия таково: Ока — славянизированная форма от финского слова река. То есть Ока – есть река!

Занятия от КГУ школьным командам очень понравились. Вот реакция учащейся школы №1 города Жиздры: «Воодушевил практикум по химии. Проведённые нами анализы показали, что предельно допустимая концентрация вредных веществ в исследованных нами объектах не превышена. Можно спокойно есть купленные в магазинах фрукты и овощи, пить воду из-под крана. Студенты-биологи привезли банку «живой среды» из водохранилища. В микроскоп мы полюбовались на микроскопических рачков, обитающих в наших водоёмах. Ой, они такие замечательные! Эти циклопы и дафнии! Занятия с географами напомнили нам, что география – не простая наука. Она не только описывает Землю, физически, но и объясняет происходящие на ней явления».

Остались довольны и студенты: «Школьники проявляли большой интерес и к химическим опытам, и к микроскопу, и к занятиям по географии. Глаза ребят горели любопытством и жаждой познания, когда они брали в руки идентификационные трубки и тест-полоски, наблюдали за цветными реакциями, настраивали оптический прибор и ловили в воде микроскопические объекты исследования, решали задачи и высказывали своё мнение. И вопросы, вопросы... Они сыпались на нас, как из рога изобилия. Самый трудный – руки на опытах всегда трястись от волнения будут?».

Не обошлось на экослёте, конечно же, и без развлечений. Участники экосмен прошли квест «Бардак в квартире». Попав в замкнутое помещение и получив задание выбраться оттуда, они вспомнили, чему их учили в школе. А именно: алфавит, поговорки, теорию смешивания цветов. Ну и, конечно же, проявили смекалку, наблюдательность и находчивость. Кроме того, ребята посетили Центр активного отдыха «ИГрачи». В «ИГрачах» они рубились в воздушный хоккей, осваивали детские игровые автоматы, съезжали с горки, лазили по лабиринтам, висели на грушах, катались на машинках, купались в сухом бассейне – словом, делали всё, что можно только придумать в детстве для веселья! Хваталки, каталки, бесилки и кричалки работали на полную!

Завершались смены экологического слёта с ноткой грусти, но в торжественной обстановке. На фоне огромного плаката «Подари планете жизнь» с яркими детскими рисунками на экологическую тематику командам вручались Благодарственные письма за участие в образовательно-познавательной программе АНО «Экологическая и патриотическая инициатива». «ЭКОПАТРИОТЫ» благодарили юных друзей за их неравнодушное отношение к делу защиты окружающей среды и призывали: «Мир вокруг нас прекрасен! Давайте удивляться ему, узнавать и любить его, прикасаясь к нему только сердцем!» Каждый участник экослёта отправился домой с уверенностью в том, что его вклад в устойчивое развитие общества имеет значение, и традиционной экослётовской атрибутикой на память – футболками и значками.

Оксана Баркова,
координатор проектов АНО «ЭПИ».


Экослёт V: как это было

4 Май 2021 г.
С сентября 2020 года по апрель 2021 года в Калужской области на территории бизнес-парка «Грачи» прошли 10 смен «Международного экологического слёта школьников «Подари планете жизнь». Их участниками стали локальные группы учащихся муниципальных образований региона. Свои делегации на экослёт направили образовательные учреждения Барятинского, Боровского, Жиздринского, Малоярославецкого, Медынского, Мосальского, Износковского районов и города Калуги. Для ребят была проведена познавательно-развлекательная программа. В общей сложности в ней приняли участие 138 детей.

Экослёт «Подари планете жизнь» проводит для школьников Автономная некоммерческая организация «Экологическая и патриотическая инициатива». В Калужской области данный «проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов». О реализации грантового мероприятия рассказал директор АНО «ЭПИ» Михаил Чупринин:

-Весной 2020 года наш проект «Международного экологического слёта школьников «Подари планете жизнь» одержал победу в первом конкурсе Фонда президентских грантов. Он предполагал проведение этой осенью массового мероприятия, которое объединило бы на одной площадке около 150 детей и взрослых из Калужского региона, Рязанской области и гостей из Республики Беларусь. Однако разразившаяся пандемия коронавирусной инфекции и возникшие в результате неё ограничения внесли свои коррективы в наши планы. Мы были вынуждены поменять сроки, место проведения и формат нашего юбилейного, пятого экослёта. По согласованию с Фоном президентских грантов, экологический слёт «Подари планете жизнь» проходил позже запланированных дат и не в Куйбышевском районе, гостеприимно принимавшем юных защитников природы на протяжении вот уже 4-х лет, а в Жуковском. Он проводился на территории бизнес-парка «Грачи», с которым АНО «ЭПИ» также давно и тесно сотрудничает, и имел вид экопросветительских смен, организованных для локальных групп учащихся школ. Причём только нашего региона. Представители Беларуси и Рязанщины участвовать в экослёте по понятным причинам не смогли. С учётом новых условий нам также пришлось скорректировать программу мероприятия. Но мы постарались сохранить её разнообразие и главную изюминку – профориентационную составляющую от Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, нашего партнёра.

Программа слёта «Подари планете жизнь» включала в себя мероприятия, направленные на экопросвещение, патриотическое воспитание, профориентацию, знакомство с интересными людьми, развитие творчества и активный отдых. Она строилась на познавательных лекциях и увлекательных викторинах, поражающих воображение экскурсиях и неожиданных выставках, экологических и патриотических киносеансах, творческих мастер-классах и литературных экспериментах, естественнонаучных занятиях и приводящих к одному важному выводу круглых столах… Как всё было – в нашем обзоре о пятом экослёте.

Начинались экосмены, конечно же, с доброго приветствия. Поприветствовать школьников, интересующихся такой важной и актуальной темой, как защита окружающей среды, приезжал гость из регионального министерства природных ресурсов и экологии, при поддержке которого АНО «Экологическая и патриотическая инициатива» ежегодно проводит экослёт. Приветственные слова от имени «зелёного ведомства» передавал ребятам и желал им пронести любовь к родному краю через всю жизнь эксперт Минприроды Сергей Егоркин. Покидать участников экологического слёта Сергей Максимович не спешил. Он выступал перед юной аудиторией с эколекцией о видах альтернативной энергетики и наилучших доступных технологиях, применяемых при реализации национального проекта «Экология». В завершение сотрудник министерства вручал внимательным слушателям подарки. Командам дарили книжные новинки от областного ведомства. Библиотеки школ пополнились «Чёрной книгой Калужской области» (о сосудистых растениях, представляющих экономическую и экологическую угрозу региону), первым томом «Атласа малых рек Калужской области» (относящихся к Днепровскому бассейну) и иллюстрированным изданием «Памятников природы Калужской области (содержащим сведения о 60-ти уникальных природных объектах и комплексах региона). Самые активные участники дискуссии награждались набором открыток, брошюрами и сувенирами (глиняными совушками Бородатая неясыть – экосимволами региона 2019 года).

Участники экослёта открыли для себя существование Художественного музея мусора «Му Му». Здесь выставлены оригинальные вещи, сделанные талантливыми художниками из ненужного хлама. Музейная экспозиция постоянно пополняется. Она насчитывает более пятисот экспонатов, привезённых со всего мира. Создатели «Му Му» считают, что в их музее «посетитель должен обязательно УЗНАТЬ нечто новое и важное, УДИВИТЬСЯ — ПОРАДОВАТЬСЯ таланту авторов и тому, как легко можно сделать свою собственную жизнь ярче, и УЛЫБНУТЬСЯ всему неожиданному!» Так и вышло! Посещение школьниками из районов «территории разумного потребления и творчества» сопровождалось возгласами: «Ух ты!», «Не может быть!», «Вы только посмотрите!» и уточняющими вопросами: «Из чего, из чего сделан этот… предмет?».

Корпоративные добровольцы мусоровывозящей компании ООО «Реммонтаж» из Кирова провели для ребят серию экологических занятий. На экоуроке «Давайте разделять!» участники экослёта узнали о способах обращения с отходами и важности раздельного сбора отходов для максимального вовлечения ТКО в процесс переработки. Сотрудники ООО «Реммонтаж» поделились своим опытом организации РСО в образовательных учреждениях нескольких районов области – Кировском, Барятинском, Людиновском. Они также представили двухконтейнерную систему РСО, внедряемую на территории Калужской области региональным экологическим оператором. КРЭО предлагает населению разделять отходы на сухие (чистые) и мокрые (грязные). Для сухих отходов на контейнерных площадках в муниципалитетах региона устанавливаются новые, окрашенные в ярко оранжевый цвет. Сюда предлагают отправлять стекло, пластик, макулатуру, металл. Главное условие – эти фракции должны быть чистыми. Остальное – пищевые отходы, средства гигиены и грязная упаковка – должны выбрасываться в привычный контейнер. Практикум помог проверить, насколько детям понятны принципы РСО. Продемонстрировать новые знания о разделении отходов учащиеся смогли на территории бизнес-парка, где для этого установлена необходимая инфраструктура.

Экоурок «С нами недолго, но надолго!» посвящался проблеме производства и накопления полиэтиленовых отходов, в частности пакетов. ПП производятся в огромных количествах (5 триллионов штук ежегодно) из важнейших невосстанавливаемых природных ресурсов – газа и нефти. Средняя «полезная жизнь» ПП всего 20 минут. Однако она не заканчивается, когда ПП выбрасывают в мусорное ведро и отвозят на полигон для захоронения. ПП долговечны и с трудом разлагаются. Срок разложения ПП в разы больше срока службы: от 150 до 500 лет. Под воздействием солнечного излучения полиэтилен делится на маленькие токсические кусочки. 60% ПП практически не подлежит переработке. При сжигании ПП выделяют вредные вещества. Оглянитесь, ПП загрязняют окружающую среду, заполонив населённые пункты, леса, поля, водоёмы. Существуют ли способы спасения планеты от замусоривания использованными полиэтиленовыми пакетами? Один из них доступен каждому. Нужно лишь сократить использование пластика в повседневной жизни. Например, взять за правило и ходить в магазин с ещё годным пакетом или многоразовой экосумкой, которую можно купить или изготовить самостоятельно.

Кстати, не откладывая на потом, ребятам предложили обзавестись хозяйственной сумкой, известной как авоська. Все без исключения участники экосмен с большим интересом поучаствовали в мастер-классе по её изготовлению. В сложенном виде она занимает очень мало места, и поэтому её удобно брать с собой. В стильные авоськи участники экослёта превращали старые футболки. Их специально собирали организаторы в течение года. Получилось здорово! Свои собственноручно изготовленные сумки, нужные в хозяйстве и очень экологичные, дети забрали с собой. «Будем в таких классных авоськах носить «сменку» в школу или принадлежности для ИЗО!» - решили девчонки, глядя на себя в зеркало. «А мы мамам подарим для походов в магазин!» - заявили мальчишки.

Как школьники усвоили полученную информацию, проверили с помощью эковикторины. Её тема звучала так: «Чтобы в дело шли отходы для спасения природы». Она состояла из 20 вопросов о глобальной угрозе всему живому на планете Земля – загрязнении отходами от жизнедеятельности человечества – и путях выхода из катастрофической ситуации. Самый дорогой из них (по количеству жетонов, конечно же) звучал так: в чём заключается главная трудность раздельного сбора отходов? Логически рассуждая, участники отвечали, что не везде есть контейнеры для РСО, установка необходимой инфраструктуры требует затрат, многие люди не знают об РСО, а узнав, просто не хотят разделять и перекладывают эту возникшую обязанность на других. Причина этого нежелания – собственная ЛЕНЬ. Таков общий вывод.

И действительно. РСО можно сравнить с уроком. Делать его ох как не хочется, но надо! Причем в отличие от школьных уроков он не закончится после выпускного вечера. Войдя однажды в наш быт, РСО останется с нами на всю жизнь. У него не будет выходных, праздников, отпусков. И брать на себя ответственность за его выполнение решает каждый человек самостоятельно. Всё зависит от того, как ему подскажет совесть.

В программу был включён просмотр документального фильма режиссёра и журналиста Кандиды Бреди «Мусор». Эта картина – репортаж о том, как наша планета обрастает отходами производства и потребления. Мусор в большинстве стран мира просто вывозится. Очень часто куда-то. Не на специально отведённые для этого участки. Он не обрабатывается и не перерабатывается, загрязняя огромные территории, попадая в водоёмы и леса. Уничтожая природу. Путешествие по самым загрязненным уголкам Земли совершает известный британский актёр Джереми Айронс. Лауреат премии «Оскар» и ряда других престижных наград показал огромные мусорные горы, источающие зловоние и яд для всего живого. Однако на них пасутся домашние животные, и они служат пристанищем для многих людей, пытающихся найти среди отходов что-нибудь съедобное или годное для продажи. Киносеанс сопровождался обсуждением. От всего увиденного у юных зрителей из средней полосы России, не понаслышке знающих о проблеме утилизации ТКО, сложилось такое же, как и у иностранного кинопутешественника, жуткое впечатление. «Это ужасно!», - говорили шокированные дети. И весь этот ужас с гибнущей природой сотворил человек, её венец. Жутко, стыдно, безнадежно... Безнадежно? Или есть ещё шанс всё исправить?

С большим воодушевлением на экосменах слёта «Подари планете жизнь» работала «МуМушная» творческая мастерская. Под руководством администраторов музея «Му Му» участники экослёта научились делать броши и фоторамки. В качестве материала для создания украшений использовались обрезки кожи. Потратив совсем немного времени, дети украсили свой внешний вид яркими дольками арбуза, цветочками, хамелеонами, слониками, китами и другими забавными вещицами. Что касается декоративных обрамлений для фотографий, то они изготавливались в современном стиле стимпанк, синтезирующем отголоски старины и достижения высоких технологий. Представьте себе эдакое сочетание викторианства и научной фантастики! Подсохнув от грунта и краски, стимпанковские поделки юных мастеров, изобилующие гайками, болтами, ключами и всякой всячиной, выглядели как настоящие произведения искусства!

Мини-эковыставка «Джинсовые переделки» наглядно продемонстрировала мальчишкам и девчонкам, как рукоделие помогает сберечь ресурсы, давая ненужным вещам вторую жизнь. А ещё вылечиться от скуки! Именно так произошло со мной – автором представленных работ. В период коронавирусной пандемии мне пришла мысль занять себя шитьём, что было весьма полезно для саморазвития! Вспомнив школьные уроки швейного дела и включив фантазию, я научилась перекраивать отслужившие своё джинсы в фартуки, передники, сумки, рюкзаки и юбки разных модификаций. Вышло оригинально!

Что такое экология (наука об условиях существования и взаимоотношениях всего живого в окружающем мире) дети прекрасно осведомлены. А вот с предметом экологии души они не сталкивались. Необычный разговор об охране духовного состояния человека и его влиянии на отношение к природе и к ближним с подрастающим поколением на круглом столе завёл директор АНО «ЭПИ» Михаил Чупринин. Михаил Владимирович говорил с ребятами о том, что человек с добрыми помыслами не станет разрушать царящую вокруг гармонию и красоту: он не будет губить деревья, бросать мусор мимо урны, плевать шелуху из-под семечек возле скамейки, на которой сидит, обдавать грязью матерщины. Экология души несомненно влияет на экологию среды обитания. О ней тоже нужно заботиться, содержа свой внутренний мир в чистоте. Тогда и вокруг будет чисто.

-Я, наверное, постарел! Так много узнал! Оказывается, ни один произведённый на планете полиэтиленовый пакет ещё не разложился, стекло вообще не разлагается, для захоронения отходов существует специальное место, полигон называется, а ругательные слова – тот же мусор, только внутричеловеческий, - поделился учащийся Барятинской школы.

Традиционно особое внимание организаторы экологического слёта уделили теме патриотического воспитания молодёжи. С участниками смен на экослёте они читали вслух литературные произведения, призывающие нас быть достойными памяти павших защитников Отечества. В читательском марафоне участвовал очерк «Яма», написанный в ходе поисковой экспедиции. Его автор поисковик, писатель, а с недавних пор и журналист Сергей Мачинский, являющийся призёром и дипломантом престижных конкурсов всероссийского уровня. Каждый озвученный ребячьими голосами абзац пробирал до дрожи. Не верите, почитайте о том, как воины наши – мужчины и женщины – смерть на войне принимали и какую цену заплатили за Победу: «395 человек, 395 судеб, сваленные в яму, засыпанные землей и поросшие лесом… Два месяца почти каждый день мы смотрели в их глаза, в пустые глазницы надвинутых на лоб ржавых, рассыпающихся от времени касок, истлевших горелых танкошлемов. Два месяца выносил их на руках, разбирая по косточкам, простой мужик Саня Першин. Два месяца, как на свидание с ритуалом… Саркофаг бы стеклянный над этой ямой сделать. И водить всех сюда с первого класса. И водить весь мир. А своих – в первую очередь. Чтоб смотрели в глаза эти и клятву, как присягу давали, не врать, не лицемерить, не предавать. А как нарушишь, так и будешь во сне каждый день возвращаться к яме этой. Долго не отпустит она». Но эссе не просто читали, его обсуждали, разбирая по предложениям, по фразам, по мыслям, высказанным автором произведения, поднимая важные, животрепещущие темы. Кто такие поисковики и в чём они видят своё предназначение? Почему на войне павших в одной яме хоронили? Как много молодых воевало и что значит умереть молодым? Мешала ли религия в бой за Родину идти? Не заменили ли мы патриотизм чем-то другим, себе, живым, удобным и понятным? Много вопросов возникало. Ответы детей, их рассуждения давали надежду, что мы не свернём с пути памяти. Кроме того, состоялся просмотр фильма «Который год лежу я здесь на рубеже». Он тоже о поиске – их, чьи останки ждут возвращения домой, и себя, настоящего. Его сняли по стихотворению Юрия Аруцева на любительской студии села Извольск Износковского района. В главной роли выступил Учитель Извольской школы Роман Тимофеев. Именно с большой буквы. Роман живёт и работает там, где родился. Много занимается с детьми внеурочно. Воспитывать патриотов – задача, которую он перед собой ставит. А в завершение – показ презентаций памятных мест Калужской области, связанных с Великой Отечественной войной. Ребята увидели братские могилы, памятники и мемориалы своей малой Родины. Полная информация о них собрана на сайте АНО «ЭПИ» - «ЭКОПАТРИОТ».

Будущая профессия – сложный выбор, определяющий судьбу. Как его сделать? Нужно соприкоснуться с той сферой деятельности, которой хотел бы заниматься! Такую возможность участникам экологического слёта «Подари планете жизнь» предоставил КГУ им. К.Э. Циолковского. Направив на экослёт профессорско-преподавательский состав и студентов Института естествознания, Калужский государственный университет показал школьникам, чему обучаются в престижнейшем вузе региона по таким естественнонаучным направлениям, как химия, биология и география.
Студенческая команда младших и старших курсов КГУ сначала под руководством своих преподавателей, а затем вполне самостоятельно, провела для школьников из районов занятия с полевой химической лабораторией и электронным микроскопом, а также географическую игру с экологическим и туристическим уклоном.

Наблюдение со стороны за встречей студентов и школьников доставило организаторам экослёта огромное удовольствие. «Химики» заинтересовали ребят широкими возможностями экспресс-лаборатории, которая позволила выполнить эксперименты по осуществлению контроля воды, воздуха, почвы и продуктов питания. Недостатка в добровольцах студенты не испытывали. Участники команды из Ерденевской школы Малоярославецкого района так активно «рвались в бой», что разыгрывали на считалочке, кому какие виды опытов достанутся. А воспитанники Духовно-просветительского центра «Покров» из Боровска вообще возмутились, почему преподавание химии начинается так поздно, с восьмого класса. Им, 5-6-классникам, хотелось бы приступить к её изучению гораздо раньше. «Биологи» показали учащимся микромир. С помощью современного оптического прибора дети увидели фиксированные бактериальные и растительные препараты, ну, и, конечно же, микроорганизмы. А ещё они убедились в том, что иголки у растений, взять, к примеру, алое, растут не только снаружи, но и внутри. Как вам такое! С «географами» участники слёта выяснили, сколько административных единиц входит в состав Калужской области, как в регионе развивается ситуация с охраной редких животных и растений, чем славится Калужская земля. Юные калужане твёрдо усвоили, что наш регион – не только колыбель космонавтики, но и туристическая Мекка, куда приезжают, чтобы соприкоснуться с военной историей, красотой первозданной природы, «зелёными технологиями» производства, современным арт-искусством.

Учащимся Кременской школы Медынского района повезло встретиться с кандидатом географических наук, доцентом кафедры химии Калужского госуниверситета Виталием Меленчуком. Виталий Игоревич провёл для школьников занятие по топонимике, которое помогло совершенно по-иному взглянуть на географические названия (топонимы) населенных пунктов, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние. Вот, откуда произошло название Калуги – столицы нашей Калужской области? Существует много разных версий. Прежде всего, считается, что наш областной центр так называется в честь реки Калужки, протекающей рядом. Во многих славянских языках слова «калуга», «калужа», «лужа» означает «грязь», «топь» или «болото». Другое значение: «коло» означает «круг», «округа», то есть место рядом с лужей или болотом. А откуда взялось имя у «самой русской реки» Оки, которая является крупнейшей из правых притоков Волги? Происхождение названия таково: Ока — славянизированная форма от финского слова река. То есть Ока – есть река!

Занятия от КГУ школьным командам очень понравились. Вот реакция учащейся школы №1 города Жиздры: «Воодушевил практикум по химии. Проведённые нами анализы показали, что предельно допустимая концентрация вредных веществ в исследованных нами объектах не превышена. Можно спокойно есть купленные в магазинах фрукты и овощи, пить воду из-под крана. Студенты-биологи привезли банку «живой среды» из водохранилища. В микроскоп мы полюбовались на микроскопических рачков, обитающих в наших водоёмах. Ой, они такие замечательные! Эти циклопы и дафнии! Занятия с географами напомнили нам, что география – не простая наука. Она не только описывает Землю, физически, но и объясняет происходящие на ней явления».

Остались довольны и студенты: «Школьники проявляли большой интерес и к химическим опытам, и к микроскопу, и к занятиям по географии. Глаза ребят горели любопытством и жаждой познания, когда они брали в руки идентификационные трубки и тест-полоски, наблюдали за цветными реакциями, настраивали оптический прибор и ловили в воде микроскопические объекты исследования, решали задачи и высказывали своё мнение. И вопросы, вопросы... Они сыпались на нас, как из рога изобилия. Самый трудный – руки на опытах всегда трястись от волнения будут?».

Не обошлось на экослёте, конечно же, и без развлечений. Участники экосмен прошли квест «Бардак в квартире». Попав в замкнутое помещение и получив задание выбраться оттуда, они вспомнили, чему их учили в школе. А именно: алфавит, поговорки, теорию смешивания цветов. Ну и, конечно же, проявили смекалку, наблюдательность и находчивость. Кроме того, ребята посетили Центр активного отдыха «ИГрачи». В «ИГрачах» они рубились в воздушный хоккей, осваивали детские игровые автоматы, съезжали с горки, лазили по лабиринтам, висели на грушах, катались на машинках, купались в сухом бассейне – словом, делали всё, что можно только придумать в детстве для веселья! Хваталки, каталки, бесилки и кричалки работали на полную!

Завершались смены экологического слёта с ноткой грусти, но в торжественной обстановке. На фоне огромного плаката «Подари планете жизнь» с яркими детскими рисунками на экологическую тематику командам вручались Благодарственные письма за участие в образовательно-познавательной программе АНО «Экологическая и патриотическая инициатива». «ЭКОПАТРИОТЫ» благодарили юных друзей за их неравнодушное отношение к делу защиты окружающей среды и призывали: «Мир вокруг нас прекрасен! Давайте удивляться ему, узнавать и любить его, прикасаясь к нему только сердцем!» Каждый участник экослёта отправился домой с уверенностью в том, что его вклад в устойчивое развитие общества имеет значение, и традиционной экослётовской атрибутикой на память – футболками и значками.

Оксана Баркова,
координатор проектов АНО «ЭПИ».