Сегодня: Пятница 29 Март 2024 г.

Мы слишком надеемся на материальное

25 Январь 2023 г.
Многие современные люди возлагают слишком большие надежды на материальное благополучие.

Им кажется, что главное — иметь большие доходы, счет в банке с внушительной суммой, дорогую машину, большой дом, квартиру с впечатляющим ремонтом, брендовую одежду и т. п. По их мнению, материальное — это и есть основная жизненная опора, гарантия, что в жизни не произойдет чего-то ужасного, что у них всегда будет и крыша над головой, и кусок хлеба с толстым слоем масла. Впрочем, эта «болезнь» не нова: как только у человека появилось хоть какое-то имущество, у него сразу стали возникать помыслы к его приумножению. Примеров тому много и в Ветхом, и в Новом Заветах. Есть и философские предостережения: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!.. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего» (Еккл. 5: 9, 14).

Христос в Евангелии также указывает на опасность неправильного отношения к материальному. «Смотрите, — говорит Он, — берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». И далее Он рассказал притчу о богатом человеке, который собрал хороший урожай. Он не стал делиться с теми, кто пребывал в нищете и терпел голод, и не вспомнил о тех, кто трудился на него. Он задался одним вопросом: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих?» И принимает решение перестроить свои хранилища, чтобы убрать туда «весь хлеб … и все добро». Построив такой план, он делает заключение: «Скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но совсем по-другому распорядился Бог. Он «сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Заканчивая эту притчу, Христос отметил: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 15-21).

Хочу сразу уточнить: я не собираюсь утверждать, что материальное в жизни не имеет значения. Совершенно очевидно, что в этой земной жизни нам нужна крыша над головой, одежда, пища. Речь идет не о том, что материальное не нужно, а о приоритетах. О той иллюзии, что человек, имеющий хорошее материальное положение, обеспечил себе гарантии земного благополучия и обезопасил себя от неприятностей, и ему не придется думать о том, что завтра съесть, на что купить ботинки и т. д.

Человек, считающий главным хорошую материальную обеспеченность и строящий свою жизнь по этим убеждениям, глубоко ошибается. Земной достаток не гарантирует благополучия ему ни в этой жизни, ни в той, что ждет каждого за чертою смерти. Попробуем разобраться на примере.

Человек имеет способности работать с детьми и подростками, но, окончив школу, он выбирает то направление дальнейшего обучения, где считает можно больше заработать. Ему кажется, что таким образом он обеспечивает себе безбедное существование на всю жизнь. Получив образование, он занимается делом, к которому у него не лежит сердце и нет того интереса, который заставлял бы по-настоящему отдаваться делу, быть полезным для других, помогать людям, развивать науку, опробовать новые педагогические методики. Например, он занимается настройкой компьютерных программ. Но каждый день он «общается» с железом и нет никакого личностного развития, нет живого творческого контакта с человеком. Вдобавок, развитие искусственного интеллекта вообще вытесняет всякое творчество. Специалист по компьютерам механически переписывает уже созданные программы или, следуя инструкциям, выдаваемым ИИ, не думая нажимает кнопки.

Иное дело учитель школы. Да, он зарабатывает меньше, но у него — живое общение с детьми. И пусть из года в год он преподает один предмет, но к нему приходят разные дети и они по-разному реагируют на услышанное. И когда узнают что-то новое, это вызывает у них восторг. А это и есть жизнь, творящая добро. Кроме того, мы живем в мире, где все быстро меняется, и та специальность, которая так недавно была востребованной, престижной, давала возможность получать действительно большую зарплату, может очень быстро потерять все свои позиции. Она вообще может оказаться на периферии всего рынка труда или вовсе исчезнуть из-за технического развития. И тот, кто ради большой зарплаты пошел не своим путем, может остаться невостребованным. А его способности к другой деятельности, которые были от природы, из-за того, что не получали никакого развития в течение долгого времени, не развились, а то и совсем угасли. То есть, нет никаких гарантий долгого безбедного существования, о котором мечтал человек, выбирая профессию.

Пока мы бегаем за материальным как самым главным, пропускаем слишком много действительно важного для нас и сами становимся черствыми. Выбирать интересную профессию, потому что у нас способности к этой сфере, правильно. Выбирать ту область, где мы можем принести наибольшую пользу людям, безусловно, хороший вариант. Выбирать что-то, где человек может честно заработать себе на жизнь, тоже правильно. А вот гнаться только за большими деньгами, забывая обо всем другом — вариант очень сомнительный, со всех точек зрения.

Ничего нельзя предугадать на десятилетия. Двоечник и школьный хулиган через несколько лет вдруг оказывается талантливым врачом и примерным семьянином. Девочка, которую еле тянули из класса в класс, оказывается прекрасной рукодельницей, и на ее свитера ручной работы желающие записываются в очередь. А кто-то, у кого и родительские связи были, и учеба вроде бы удавалась, и семья вроде бы хорошо сложилась, и работа нормальная была, вдруг в зрелом возрасте, не пережив какие-то испытания судьбы, с которыми другие справились, катится по наклонной вниз. И никто бы этого не смог предсказать еще некоторое время назад.

Человек не может не думать о материальном. Это очевидно. Но вот не связывать все свои надежды в жизни только с материальным благополучием может. Может помнить и о том, что жизнь другого человека — ценность, а не средство для того, чтобы мы получили материальную пользу. Еще в Ветхом Завете Господь предупреждал человека: «Чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8: 17-18).

В заключение приведу высказывание богомудрого старца Оптиной пустыни Моисея Путилова: «Известно нам, от Писания Святого, что созданы мы не для того, чтоб только есть вкусно, да жить приятно, и гулять и веселиться без памяти. Мы созданы на дела благая, и средством коих в краткой сей жизни стяжаваем вечную блаженную жизнь, к которой все благодатию Божиею призваны. Так здешний век наш есть время непрестанных дел телесных и душевных, а будущий век приятие по делам».

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: moscow-live
Источник


Мы слишком надеемся на материальное

25 Январь 2023 г.
Многие современные люди возлагают слишком большие надежды на материальное благополучие.

Им кажется, что главное — иметь большие доходы, счет в банке с внушительной суммой, дорогую машину, большой дом, квартиру с впечатляющим ремонтом, брендовую одежду и т. п. По их мнению, материальное — это и есть основная жизненная опора, гарантия, что в жизни не произойдет чего-то ужасного, что у них всегда будет и крыша над головой, и кусок хлеба с толстым слоем масла. Впрочем, эта «болезнь» не нова: как только у человека появилось хоть какое-то имущество, у него сразу стали возникать помыслы к его приумножению. Примеров тому много и в Ветхом, и в Новом Заветах. Есть и философские предостережения: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!.. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего» (Еккл. 5: 9, 14).

Христос в Евангелии также указывает на опасность неправильного отношения к материальному. «Смотрите, — говорит Он, — берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». И далее Он рассказал притчу о богатом человеке, который собрал хороший урожай. Он не стал делиться с теми, кто пребывал в нищете и терпел голод, и не вспомнил о тех, кто трудился на него. Он задался одним вопросом: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих?» И принимает решение перестроить свои хранилища, чтобы убрать туда «весь хлеб … и все добро». Построив такой план, он делает заключение: «Скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но совсем по-другому распорядился Бог. Он «сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Заканчивая эту притчу, Христос отметил: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12: 15-21).

Хочу сразу уточнить: я не собираюсь утверждать, что материальное в жизни не имеет значения. Совершенно очевидно, что в этой земной жизни нам нужна крыша над головой, одежда, пища. Речь идет не о том, что материальное не нужно, а о приоритетах. О той иллюзии, что человек, имеющий хорошее материальное положение, обеспечил себе гарантии земного благополучия и обезопасил себя от неприятностей, и ему не придется думать о том, что завтра съесть, на что купить ботинки и т. д.

Человек, считающий главным хорошую материальную обеспеченность и строящий свою жизнь по этим убеждениям, глубоко ошибается. Земной достаток не гарантирует благополучия ему ни в этой жизни, ни в той, что ждет каждого за чертою смерти. Попробуем разобраться на примере.

Человек имеет способности работать с детьми и подростками, но, окончив школу, он выбирает то направление дальнейшего обучения, где считает можно больше заработать. Ему кажется, что таким образом он обеспечивает себе безбедное существование на всю жизнь. Получив образование, он занимается делом, к которому у него не лежит сердце и нет того интереса, который заставлял бы по-настоящему отдаваться делу, быть полезным для других, помогать людям, развивать науку, опробовать новые педагогические методики. Например, он занимается настройкой компьютерных программ. Но каждый день он «общается» с железом и нет никакого личностного развития, нет живого творческого контакта с человеком. Вдобавок, развитие искусственного интеллекта вообще вытесняет всякое творчество. Специалист по компьютерам механически переписывает уже созданные программы или, следуя инструкциям, выдаваемым ИИ, не думая нажимает кнопки.

Иное дело учитель школы. Да, он зарабатывает меньше, но у него — живое общение с детьми. И пусть из года в год он преподает один предмет, но к нему приходят разные дети и они по-разному реагируют на услышанное. И когда узнают что-то новое, это вызывает у них восторг. А это и есть жизнь, творящая добро. Кроме того, мы живем в мире, где все быстро меняется, и та специальность, которая так недавно была востребованной, престижной, давала возможность получать действительно большую зарплату, может очень быстро потерять все свои позиции. Она вообще может оказаться на периферии всего рынка труда или вовсе исчезнуть из-за технического развития. И тот, кто ради большой зарплаты пошел не своим путем, может остаться невостребованным. А его способности к другой деятельности, которые были от природы, из-за того, что не получали никакого развития в течение долгого времени, не развились, а то и совсем угасли. То есть, нет никаких гарантий долгого безбедного существования, о котором мечтал человек, выбирая профессию.

Пока мы бегаем за материальным как самым главным, пропускаем слишком много действительно важного для нас и сами становимся черствыми. Выбирать интересную профессию, потому что у нас способности к этой сфере, правильно. Выбирать ту область, где мы можем принести наибольшую пользу людям, безусловно, хороший вариант. Выбирать что-то, где человек может честно заработать себе на жизнь, тоже правильно. А вот гнаться только за большими деньгами, забывая обо всем другом — вариант очень сомнительный, со всех точек зрения.

Ничего нельзя предугадать на десятилетия. Двоечник и школьный хулиган через несколько лет вдруг оказывается талантливым врачом и примерным семьянином. Девочка, которую еле тянули из класса в класс, оказывается прекрасной рукодельницей, и на ее свитера ручной работы желающие записываются в очередь. А кто-то, у кого и родительские связи были, и учеба вроде бы удавалась, и семья вроде бы хорошо сложилась, и работа нормальная была, вдруг в зрелом возрасте, не пережив какие-то испытания судьбы, с которыми другие справились, катится по наклонной вниз. И никто бы этого не смог предсказать еще некоторое время назад.

Человек не может не думать о материальном. Это очевидно. Но вот не связывать все свои надежды в жизни только с материальным благополучием может. Может помнить и о том, что жизнь другого человека — ценность, а не средство для того, чтобы мы получили материальную пользу. Еще в Ветхом Завете Господь предупреждал человека: «Чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8: 17-18).

В заключение приведу высказывание богомудрого старца Оптиной пустыни Моисея Путилова: «Известно нам, от Писания Святого, что созданы мы не для того, чтоб только есть вкусно, да жить приятно, и гулять и веселиться без памяти. Мы созданы на дела благая, и средством коих в краткой сей жизни стяжаваем вечную блаженную жизнь, к которой все благодатию Божиею призваны. Так здешний век наш есть время непрестанных дел телесных и душевных, а будущий век приятие по делам».

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: moscow-live
Источник