Сегодня: Воскресенье 14 Июль 2024 г.

Росток редко похож на плод

19 Май 2023 г.
Сейчас весна. Владельцы участков готовят грядки, выбирают, где будет расти укроп, а где кабачки, какое место на огороде лучше подойдет для выращивания помидор, а какое гороха.

И вот бороздки сделаны, семена в земле — через некоторое время можно ждать первых всходов. Понятно, что, думая об урожае, огородники обычно представляют себе крепкие хрустящие огурчики, крупную тыкву, свежую и сочную морковь. Но не оранжевая морковка сразу вырастет на грядке, а это будет через некоторое время после посадки. И не красный спелый помидор или желтый красивый перец появятся из земли, для этого потребуется время.

Сначала появятся молодые ростки. И если не знать, как они выглядят, то чаще всего вообще трудно догадаться, что вот из этого крохотного росточка вырастет тыква, а из этого — свекла. В то же время некоторые растения узнаваемы практически сразу, в очень «юном» возрасте. Например, укроп. Зелень недавно показалась, а все-таки во многом напоминает взрослое растение.

Это очень похоже на то, как происходит многое в нашей жизни. Мы нередко забываем, что ростки нечасто напоминают плоды не только в огородных делах. Начиная какое-то крупное дело, которое требует времени, труда, человек обычно мысленно представляет результат этого дела — итог, к которому он хотел бы прийти. Это совершенно нормально. Неправильно ждать, что сразу будет именно плод, как мы его себе представляем. Такие ожидания оправданны только лишь в раннем детском возрасте.

Студент начинает учиться выбранной профессии. Он планирует, что будет заниматься интересным делом, решать творческие задачи, предлагать идеи, взаимодействовать с интересными людьми. Но оказывается, что нужно изучать предметы по учебному плану, что среди изучаемого многое нужно просто зазубрить. Он не понимает, зачем нужна значительная часть того, что приходится осваивать. И творчества пока совсем не видит, и интересного ему находится не так уж много. Многие начинают задумываться, то ли они для себя выбрали, своим ли делом стали заниматься? Есть те, кто уже готов бросить учебу и искать себе другое дело.

Вот в это время полезно вспомнить: росток порой вообще не похож на плод. Но если не будет ростка, то и плода не будет. Росток может быть гораздо менее красив и интересен внешне, но без него не обойтись. Например, пробивающееся из земли крохотное зеленое растение явно менее эффектно, чем большая оранжевая тыква, но просто плод тыквы сам по себе из земли вырасти не может. И если зеленого росточка не будет, не будет ни чудных желтых цветов, ни крупных, красивых, вкусных плодов.

Так и в студенческой жизни. Учебные предметы создают необходимую базу знаний будущего профессионала. Даже если сейчас молодой человек не понимает, зачем ему нужно знать что-то и обрести именно такие навыки и умения, это вовсе не означает, что в будущем, в работе, ему это не понадобится. Важно осознать, что та или иная учебная система никогда не возникала на пустом месте, а формировалась многими поколениями педагогов и специалистов, под влиянием различных факторов, чьих-то открытий или даже ошибок. Образование человек обычно получает достаточно широкое, это и дает некоторую свободу в выборе конкретной деятельности. Жизнь человека — вещь мало предсказуемая и студент никак не может предугадать, что ждет его в будущем, в том числе не может предугадать свой же выбор, который не раз еще придется делать, среди прочего и в профессиональной сфере.

Кроме того, чтобы самостоятельно что-то создавать, чего-то достичь в выбранной области деятельности, человек должен обладать знаниями о том, что уже создано, сделано до него, какие знания накоплены, какой опыт наработан. Добрый плод будет, если не заглушить росток, не испортить его, не вырвать, не забросить без полива и прополки, а ухаживать за молодым растением, а это требует терпения, труда, знаний.

Бывает, что человек сам что-то хочет освоить, чему-то научиться. Собраны книги или подобраны обучающие занятия в интернете. Есть рядом и те, кто может и готов помочь. Это его наводит на ожидание результатов — успехов в рукоделии или формирование и развитие в себе каких-то качеств, умения и т. д. Он начинает заниматься с интересом и желанием, но через некоторое время расстраивается, потому что его результаты оказываются несравнимы с тем, что он прочитал где-то в книге, видел в интернете, по телевизору или рассказали знакомые.

Оказывается, что нужно не только освоить несколько способов делать разные петли в вязании крючком, но и «набить» в этом руку, добиться уверенности, автоматизма в движении — время уходит на это, приходит усталость, а ощущения творческого процесса нет. Оказывается, что нужно не только выполнять упражнения по книге или перед экраном, если речь идет о физической культуре, но и вообще следить за режимом, вести более здоровый образ жизни, и без этого дойти до желаемых результатов не получится. Вдруг обнаруживается, что не так-то просто развить в себе желаемые черты характера или избавиться от недостатков, и промежуточный вариант может совсем не радовать.

И здесь важно вспомнить: ростки могут не походить на плоды, чаще всего так и бывает, но без ростков нет плодов. Если бросить вязание еще на этапе овладения навыком делать разные виды петель, по-настоящему красивых, неповторимых авторских работ, сделанных нашими руками, просто не будет. Если бросить спорт, потому что в первые же недели не появились те результаты, которых хотелось, они никогда не появятся. Если прекратить работу над собой, потому что желаемые качества не появились почти мгновенно, они никогда не появятся.

Не менее важно понимать, те ли ростки появились. Важно не начать холить сорняки, которые приняли за растения тыквы или огурцов. Побег мал и почти незаметен, но все-таки это должен быть зачаток именно того, что мы хотим получить. Например, стараясь сформировать в себе сдержанность, нужно понимать, что это качество придет не сразу, что первые проявления этой добродетели (если мы только начинаем работать над собой в этом направлении) будут почти незаметными, будут расстраивать нас тем, что пока далеки от желаемого идеала. И одновременно нужно понимать, как легко перепутать росточки: например, вместо сдержанности, к которой стремились, в итоге появится надменность, гордость от того, что у нас когда-то где-то получилось сдержаться, т. е. правильному стебельку мы расти не дадим — все ограничится единичными случаями, где мы не вспылили, не стали проявлять все свои отрицательные эмоции долго, громко, прилюдно. Но при этом взрастим в себе ненужные качества — в нас разрастутся гордость, тщеславие от мнимых достижений.

Или же, желая заняться спортом, чтобы улучшить осанку, укрепить здоровье, «нарастить» мышцы, человек увлечется разрекламированными, но непроверенными схемами питания с добавками, начнет выполнять упражнения, которые, возможно, и подходят кому-то, но в его ситуации (в его возрасте, с его состоянием здоровья и др. особенностями) врачами не рекомендуются. Он не только не получит пользы — его здоровье может ухудшиться, и он приобретет хронические болезни. Это тоже следствие того, что человек стал взращивать совсем не те ростки, плодом от которых должно произойти укрепление здоровья.

В жизни важно отличать хорошие побеги от дурных и не путать их, и не менее важно понимать: без всходов плодов не будет.

В связи со всем сказанным напрашивается очень важный вывод: нельзя браться за серьезное дело без опытного руководителя. Прямо и точно об этом говорит святой авва Дорофей: «Премудрый Соломон говорит в Притчах: «Имже несть управления, падают, аки листвие; спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11: 14). Видите ли, братия, силу сего изречения? Видите ли, чему учит нас Святое Писание? Оно увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием».

В этих словах, конечно, преподобный говорит о духовном делании, но в человеческой жизни обучение в любой сфере проходит почти по одинаковым схемам. Ученику обязательно нужны подсказки и указания опытного преподавателя, который все в нужный момент расскажет и объяснит, предотвратит разочарование или потерю заинтересованности. В молодом возрасте мудрость и жизненная практичность не сразу осознается, постоянные занятия могут вызывать скуку и раздражение, но этот симбиоз опытности и неопытности просто необходим для развития в любой области. Именно умение отличить полезный росток от будущего плевела может предотвратить множество бед в будущем для новичка, чья неофитская энергия бьет через край и является основой движения и развития.

И еще: вспомнился роман-сказка Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», такой замечательный и поучительный. И захотелось хотя бы частично его перечитать. Незнайка пусть и сказочный персонаж, но является яркой иллюстрацией по затронутой теме: очень легко увлекается новыми занятиями, но не любит прикладывать усилия для достижения цели, а его противоположность — Знайка, умный, воспитанный и начитанный, рассудительный, уравновешенный. Кто какие качества взрастил в себе, такие плоды и получил в результате.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Unsplash
Источник


Росток редко похож на плод

19 Май 2023 г.
Сейчас весна. Владельцы участков готовят грядки, выбирают, где будет расти укроп, а где кабачки, какое место на огороде лучше подойдет для выращивания помидор, а какое гороха.

И вот бороздки сделаны, семена в земле — через некоторое время можно ждать первых всходов. Понятно, что, думая об урожае, огородники обычно представляют себе крепкие хрустящие огурчики, крупную тыкву, свежую и сочную морковь. Но не оранжевая морковка сразу вырастет на грядке, а это будет через некоторое время после посадки. И не красный спелый помидор или желтый красивый перец появятся из земли, для этого потребуется время.

Сначала появятся молодые ростки. И если не знать, как они выглядят, то чаще всего вообще трудно догадаться, что вот из этого крохотного росточка вырастет тыква, а из этого — свекла. В то же время некоторые растения узнаваемы практически сразу, в очень «юном» возрасте. Например, укроп. Зелень недавно показалась, а все-таки во многом напоминает взрослое растение.

Это очень похоже на то, как происходит многое в нашей жизни. Мы нередко забываем, что ростки нечасто напоминают плоды не только в огородных делах. Начиная какое-то крупное дело, которое требует времени, труда, человек обычно мысленно представляет результат этого дела — итог, к которому он хотел бы прийти. Это совершенно нормально. Неправильно ждать, что сразу будет именно плод, как мы его себе представляем. Такие ожидания оправданны только лишь в раннем детском возрасте.

Студент начинает учиться выбранной профессии. Он планирует, что будет заниматься интересным делом, решать творческие задачи, предлагать идеи, взаимодействовать с интересными людьми. Но оказывается, что нужно изучать предметы по учебному плану, что среди изучаемого многое нужно просто зазубрить. Он не понимает, зачем нужна значительная часть того, что приходится осваивать. И творчества пока совсем не видит, и интересного ему находится не так уж много. Многие начинают задумываться, то ли они для себя выбрали, своим ли делом стали заниматься? Есть те, кто уже готов бросить учебу и искать себе другое дело.

Вот в это время полезно вспомнить: росток порой вообще не похож на плод. Но если не будет ростка, то и плода не будет. Росток может быть гораздо менее красив и интересен внешне, но без него не обойтись. Например, пробивающееся из земли крохотное зеленое растение явно менее эффектно, чем большая оранжевая тыква, но просто плод тыквы сам по себе из земли вырасти не может. И если зеленого росточка не будет, не будет ни чудных желтых цветов, ни крупных, красивых, вкусных плодов.

Так и в студенческой жизни. Учебные предметы создают необходимую базу знаний будущего профессионала. Даже если сейчас молодой человек не понимает, зачем ему нужно знать что-то и обрести именно такие навыки и умения, это вовсе не означает, что в будущем, в работе, ему это не понадобится. Важно осознать, что та или иная учебная система никогда не возникала на пустом месте, а формировалась многими поколениями педагогов и специалистов, под влиянием различных факторов, чьих-то открытий или даже ошибок. Образование человек обычно получает достаточно широкое, это и дает некоторую свободу в выборе конкретной деятельности. Жизнь человека — вещь мало предсказуемая и студент никак не может предугадать, что ждет его в будущем, в том числе не может предугадать свой же выбор, который не раз еще придется делать, среди прочего и в профессиональной сфере.

Кроме того, чтобы самостоятельно что-то создавать, чего-то достичь в выбранной области деятельности, человек должен обладать знаниями о том, что уже создано, сделано до него, какие знания накоплены, какой опыт наработан. Добрый плод будет, если не заглушить росток, не испортить его, не вырвать, не забросить без полива и прополки, а ухаживать за молодым растением, а это требует терпения, труда, знаний.

Бывает, что человек сам что-то хочет освоить, чему-то научиться. Собраны книги или подобраны обучающие занятия в интернете. Есть рядом и те, кто может и готов помочь. Это его наводит на ожидание результатов — успехов в рукоделии или формирование и развитие в себе каких-то качеств, умения и т. д. Он начинает заниматься с интересом и желанием, но через некоторое время расстраивается, потому что его результаты оказываются несравнимы с тем, что он прочитал где-то в книге, видел в интернете, по телевизору или рассказали знакомые.

Оказывается, что нужно не только освоить несколько способов делать разные петли в вязании крючком, но и «набить» в этом руку, добиться уверенности, автоматизма в движении — время уходит на это, приходит усталость, а ощущения творческого процесса нет. Оказывается, что нужно не только выполнять упражнения по книге или перед экраном, если речь идет о физической культуре, но и вообще следить за режимом, вести более здоровый образ жизни, и без этого дойти до желаемых результатов не получится. Вдруг обнаруживается, что не так-то просто развить в себе желаемые черты характера или избавиться от недостатков, и промежуточный вариант может совсем не радовать.

И здесь важно вспомнить: ростки могут не походить на плоды, чаще всего так и бывает, но без ростков нет плодов. Если бросить вязание еще на этапе овладения навыком делать разные виды петель, по-настоящему красивых, неповторимых авторских работ, сделанных нашими руками, просто не будет. Если бросить спорт, потому что в первые же недели не появились те результаты, которых хотелось, они никогда не появятся. Если прекратить работу над собой, потому что желаемые качества не появились почти мгновенно, они никогда не появятся.

Не менее важно понимать, те ли ростки появились. Важно не начать холить сорняки, которые приняли за растения тыквы или огурцов. Побег мал и почти незаметен, но все-таки это должен быть зачаток именно того, что мы хотим получить. Например, стараясь сформировать в себе сдержанность, нужно понимать, что это качество придет не сразу, что первые проявления этой добродетели (если мы только начинаем работать над собой в этом направлении) будут почти незаметными, будут расстраивать нас тем, что пока далеки от желаемого идеала. И одновременно нужно понимать, как легко перепутать росточки: например, вместо сдержанности, к которой стремились, в итоге появится надменность, гордость от того, что у нас когда-то где-то получилось сдержаться, т. е. правильному стебельку мы расти не дадим — все ограничится единичными случаями, где мы не вспылили, не стали проявлять все свои отрицательные эмоции долго, громко, прилюдно. Но при этом взрастим в себе ненужные качества — в нас разрастутся гордость, тщеславие от мнимых достижений.

Или же, желая заняться спортом, чтобы улучшить осанку, укрепить здоровье, «нарастить» мышцы, человек увлечется разрекламированными, но непроверенными схемами питания с добавками, начнет выполнять упражнения, которые, возможно, и подходят кому-то, но в его ситуации (в его возрасте, с его состоянием здоровья и др. особенностями) врачами не рекомендуются. Он не только не получит пользы — его здоровье может ухудшиться, и он приобретет хронические болезни. Это тоже следствие того, что человек стал взращивать совсем не те ростки, плодом от которых должно произойти укрепление здоровья.

В жизни важно отличать хорошие побеги от дурных и не путать их, и не менее важно понимать: без всходов плодов не будет.

В связи со всем сказанным напрашивается очень важный вывод: нельзя браться за серьезное дело без опытного руководителя. Прямо и точно об этом говорит святой авва Дорофей: «Премудрый Соломон говорит в Притчах: «Имже несть управления, падают, аки листвие; спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11: 14). Видите ли, братия, силу сего изречения? Видите ли, чему учит нас Святое Писание? Оно увещевает нас не полагаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в наставляющих нас по Боге. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием».

В этих словах, конечно, преподобный говорит о духовном делании, но в человеческой жизни обучение в любой сфере проходит почти по одинаковым схемам. Ученику обязательно нужны подсказки и указания опытного преподавателя, который все в нужный момент расскажет и объяснит, предотвратит разочарование или потерю заинтересованности. В молодом возрасте мудрость и жизненная практичность не сразу осознается, постоянные занятия могут вызывать скуку и раздражение, но этот симбиоз опытности и неопытности просто необходим для развития в любой области. Именно умение отличить полезный росток от будущего плевела может предотвратить множество бед в будущем для новичка, чья неофитская энергия бьет через край и является основой движения и развития.

И еще: вспомнился роман-сказка Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», такой замечательный и поучительный. И захотелось хотя бы частично его перечитать. Незнайка пусть и сказочный персонаж, но является яркой иллюстрацией по затронутой теме: очень легко увлекается новыми занятиями, но не любит прикладывать усилия для достижения цели, а его противоположность — Знайка, умный, воспитанный и начитанный, рассудительный, уравновешенный. Кто какие качества взрастил в себе, такие плоды и получил в результате.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Unsplash
Источник