Сегодня: Воскресенье 14 Июль 2024 г.

Вознесутся верные

26 Май 2023 г.
Поздравляю с праздником Вознесения Господня, и давайте поговорим об этом празднике.

Господь воскрес и смерть побеждена. В Своем Воскресении Христос воскрешает человеческую природу. Царство Небесное вновь открыто человеку. Он вновь становится способен к жизни с Богом. Казалось бы, можно поставить точку — дело человеческого спасения завершено. Но Господь на сороковой день собирает учеников на горе Елеонской и на их глазах возносится. В чем же смысл события Вознесения Господня?

Вознесение показывает нам, что человеческая природа не просто воскрешена, но еще и вознесена к Богу — к престолу Божию. Это была задача первого Адама — привести к Богу свою человеческую природу и весь сотворенный мир. Эту грандиозную задачу поставил перед Адамом Творец, и, естественно, сам Адам без Его помощи, осуществить бы этого не смог, и Библия говорит нам, что Бог был рядом с Адамом. Но когда Адам согрешил, то грехом разрушил связь с Творцом, и уже он не мог достичь цели один, потребовалось особое участие Бога в спасении человека. Пришествие на землю Сына Божия нужно было в любом случае. Но если бы Адам не согрешил, не потребовалось бы Ему спасать нас от греха и смерти собственными страданиями и смертью.

Но Адам согрешил, не выдержал первого же искушения. И свою часть этой грандиозной задачи не выполнил. Сын Божий становится Богочеловеком Иисусом Христом, выполняет эту задачу целиком и соединяет исцеленную в Себе человеческую природу с Богом. А через сорок дней после Своего Воскресения Господь возносится на Небо вместе со Своей человеческой природой. Почему это так важно для нас? Событие Вознесения показывает нам, что человеческая природа не просто воскрешена, а дальше — может пребывать на земле сама по себе, а Бог — на Небе, сам по себе. Вознесение Богочеловека Иисуса Христа на Небо как раз показывает, что человеческая природа теперь с Богом навсегда.

До конца смысл таинственного события Вознесения Господа на Небеса с воспринятой, спасенной и прославленной человеческой природой мы в этой земной жизни постичь не можем. Исследователи Евангелия проводят параллель: никто не видел начала Воскресения Христова: Господь воскресал не при свидетелях. А финал Воскресения Господня видели Его ученики — Господь являлся им на протяжении сорока дней, говорил с ними, учил, делил трапезу, давал последние наставления перед Своим Вознесением на Небо, к Богу Отцу.

С таинством Вознесения — напротив: ученики видели только начало этого события, но не видели его финал: «и облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9). Потому что финал праздника Вознесения еще не наступил. Он будет тогда, когда Господь вернется на землю совершить Последний Суд над всей тварью. Второе Пришествие Христа и Страшный Суд будут финальной точкой завершения Божественного домостроительства человеческого спасения. А пока еще не все этапы этого Божественного действа завершены, мы все находимся в процессе спасения.

Когда Господь возносился на Небо, Он благословлял учеников. Этот глагол выражает протяженное действие, то есть Господь всегда их благословляет. Это благословение Господне теперь все время с нами, оно предназначено каждому из нас и направляет нас на путь спасения — соединения с Христом.

Если Воскресение Христа было для всех людей — вслед за Господом воскреснут все люди — и праведники, и грешники, то вознесены будут не все из воскресших. Сам Господь хочет спасти как можно больше людей, чтобы все были с Ним. Поскольку в Царстве Небесном, вместе с Богом, смогут пребывать только спасенные. Вознесение предназначено для всех спасенных — то есть для всех тех христиан, которые не отпали от Христа. Меру праведности каждого мы не знаем. По идее, мы все можем надеяться, что если мы тут потрудимся, то будем вознесены к престолу Божию с другими верующими.

Каждый будет блаженствовать в ту меру, которую он сможет воспринять. Но даже той маленькой меры, которой удостоится малейший в Царстве Небесном, ему хватит, он не будет завидовать другим. Потому что Бог готов будет ему и больше дать, но он возьмет ровно столько, сколько сможет воспринять.

Увеличить эту меру посильными подвигами каждому из нас можно прямо сейчас. Вспомним, что, когда Господь вознесся, Апостолы стояли на Елеонской горе, подняв головы в небо, провожая Своего Господа и Учителя. И вдруг предстали перед ними два сияющих Ангела и сказали: «что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Господь обязательно вернется на землю таким же образом (как Богочеловек) в последние времена, в этом не стоит сомневаться. А то время, до Его возвращения, которое нам отпущено на земле, надо не растранжирить, «глядя в небо», а потратить с пользой, чтобы подготовиться к встрече с Христом.

Поэтому после Вознесения Христа ученики возвратились в Иерусалим «в великой радости». Да, Господь пока больше не будет ходить с ними по земле, разговаривать, быть зримым, доступным. Но Он сказал Апостолам: «Я пребуду с вами до скончания века» (Мф. 28, 20). И Ангелы подтвердили, что Христос вернется зримым образом. И с Ним снова можно будет общаться воочию, лицом к лицу. И поставлена задача — быть готовыми к приходу Господина своего. Потому что Сам Он выполнил все, что поручил Ему Отец, сохранил верность Отцу в тяжелейших условиях, вплоть до смерти и смерти крестной. И ныне, после вознесения к Богу Отцу, Христос не оставляет мир, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Бога Отца.

Если в Ветхом Завете Дух Святой говорил с пророками (как сказано в Символе веры – «глаголавшего пророки»), то теперь Он пребывает во всей Церкви. Не извне говорит, не с отдельными избранными людьми — пророками, а пребывает внутри Церкви, и говорит в каждом христианине в духовную меру человека — сколько он может воспринять этого общения.

Это все — единое действие Святой Троицы. Ныне с нами Отец, Сын и Святой Дух. Это то, что мы будем праздновать в день Пятидесятницы — полное явление в мире Святой Троицы. И мы будем праздновать и радоваться не просто явлению в мир всех Трех Лиц, а полноценному действию Лиц Святой Троицы в человеческой жизни. Нас ждет радостное событие — встреча с Богом. И промежуток времени между Вознесением и Вторым Пришествием дан нам для того, чтобы подготовиться к этой встрече. Надо потрудиться над тем делом, которое каждому поручил Бог. Надо, по примеру Христа, постараться сохранить верность Богу в тех обстоятельствах жизни, которые Он каждому дал.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва
Источник


Вознесутся верные

26 Май 2023 г.
Поздравляю с праздником Вознесения Господня, и давайте поговорим об этом празднике.

Господь воскрес и смерть побеждена. В Своем Воскресении Христос воскрешает человеческую природу. Царство Небесное вновь открыто человеку. Он вновь становится способен к жизни с Богом. Казалось бы, можно поставить точку — дело человеческого спасения завершено. Но Господь на сороковой день собирает учеников на горе Елеонской и на их глазах возносится. В чем же смысл события Вознесения Господня?

Вознесение показывает нам, что человеческая природа не просто воскрешена, но еще и вознесена к Богу — к престолу Божию. Это была задача первого Адама — привести к Богу свою человеческую природу и весь сотворенный мир. Эту грандиозную задачу поставил перед Адамом Творец, и, естественно, сам Адам без Его помощи, осуществить бы этого не смог, и Библия говорит нам, что Бог был рядом с Адамом. Но когда Адам согрешил, то грехом разрушил связь с Творцом, и уже он не мог достичь цели один, потребовалось особое участие Бога в спасении человека. Пришествие на землю Сына Божия нужно было в любом случае. Но если бы Адам не согрешил, не потребовалось бы Ему спасать нас от греха и смерти собственными страданиями и смертью.

Но Адам согрешил, не выдержал первого же искушения. И свою часть этой грандиозной задачи не выполнил. Сын Божий становится Богочеловеком Иисусом Христом, выполняет эту задачу целиком и соединяет исцеленную в Себе человеческую природу с Богом. А через сорок дней после Своего Воскресения Господь возносится на Небо вместе со Своей человеческой природой. Почему это так важно для нас? Событие Вознесения показывает нам, что человеческая природа не просто воскрешена, а дальше — может пребывать на земле сама по себе, а Бог — на Небе, сам по себе. Вознесение Богочеловека Иисуса Христа на Небо как раз показывает, что человеческая природа теперь с Богом навсегда.

До конца смысл таинственного события Вознесения Господа на Небеса с воспринятой, спасенной и прославленной человеческой природой мы в этой земной жизни постичь не можем. Исследователи Евангелия проводят параллель: никто не видел начала Воскресения Христова: Господь воскресал не при свидетелях. А финал Воскресения Господня видели Его ученики — Господь являлся им на протяжении сорока дней, говорил с ними, учил, делил трапезу, давал последние наставления перед Своим Вознесением на Небо, к Богу Отцу.

С таинством Вознесения — напротив: ученики видели только начало этого события, но не видели его финал: «и облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9). Потому что финал праздника Вознесения еще не наступил. Он будет тогда, когда Господь вернется на землю совершить Последний Суд над всей тварью. Второе Пришествие Христа и Страшный Суд будут финальной точкой завершения Божественного домостроительства человеческого спасения. А пока еще не все этапы этого Божественного действа завершены, мы все находимся в процессе спасения.

Когда Господь возносился на Небо, Он благословлял учеников. Этот глагол выражает протяженное действие, то есть Господь всегда их благословляет. Это благословение Господне теперь все время с нами, оно предназначено каждому из нас и направляет нас на путь спасения — соединения с Христом.

Если Воскресение Христа было для всех людей — вслед за Господом воскреснут все люди — и праведники, и грешники, то вознесены будут не все из воскресших. Сам Господь хочет спасти как можно больше людей, чтобы все были с Ним. Поскольку в Царстве Небесном, вместе с Богом, смогут пребывать только спасенные. Вознесение предназначено для всех спасенных — то есть для всех тех христиан, которые не отпали от Христа. Меру праведности каждого мы не знаем. По идее, мы все можем надеяться, что если мы тут потрудимся, то будем вознесены к престолу Божию с другими верующими.

Каждый будет блаженствовать в ту меру, которую он сможет воспринять. Но даже той маленькой меры, которой удостоится малейший в Царстве Небесном, ему хватит, он не будет завидовать другим. Потому что Бог готов будет ему и больше дать, но он возьмет ровно столько, сколько сможет воспринять.

Увеличить эту меру посильными подвигами каждому из нас можно прямо сейчас. Вспомним, что, когда Господь вознесся, Апостолы стояли на Елеонской горе, подняв головы в небо, провожая Своего Господа и Учителя. И вдруг предстали перед ними два сияющих Ангела и сказали: «что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Господь обязательно вернется на землю таким же образом (как Богочеловек) в последние времена, в этом не стоит сомневаться. А то время, до Его возвращения, которое нам отпущено на земле, надо не растранжирить, «глядя в небо», а потратить с пользой, чтобы подготовиться к встрече с Христом.

Поэтому после Вознесения Христа ученики возвратились в Иерусалим «в великой радости». Да, Господь пока больше не будет ходить с ними по земле, разговаривать, быть зримым, доступным. Но Он сказал Апостолам: «Я пребуду с вами до скончания века» (Мф. 28, 20). И Ангелы подтвердили, что Христос вернется зримым образом. И с Ним снова можно будет общаться воочию, лицом к лицу. И поставлена задача — быть готовыми к приходу Господина своего. Потому что Сам Он выполнил все, что поручил Ему Отец, сохранил верность Отцу в тяжелейших условиях, вплоть до смерти и смерти крестной. И ныне, после вознесения к Богу Отцу, Христос не оставляет мир, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Бога Отца.

Если в Ветхом Завете Дух Святой говорил с пророками (как сказано в Символе веры – «глаголавшего пророки»), то теперь Он пребывает во всей Церкви. Не извне говорит, не с отдельными избранными людьми — пророками, а пребывает внутри Церкви, и говорит в каждом христианине в духовную меру человека — сколько он может воспринять этого общения.

Это все — единое действие Святой Троицы. Ныне с нами Отец, Сын и Святой Дух. Это то, что мы будем праздновать в день Пятидесятницы — полное явление в мире Святой Троицы. И мы будем праздновать и радоваться не просто явлению в мир всех Трех Лиц, а полноценному действию Лиц Святой Троицы в человеческой жизни. Нас ждет радостное событие — встреча с Богом. И промежуток времени между Вознесением и Вторым Пришествием дан нам для того, чтобы подготовиться к этой встрече. Надо потрудиться над тем делом, которое каждому поручил Бог. Надо, по примеру Христа, постараться сохранить верность Богу в тех обстоятельствах жизни, которые Он каждому дал.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва
Источник