Сегодня: Суббота 27 Апрель 2024 г.

Христианский взгляд на человека и этика искусственного интеллекта

8 Март 2024 г.
Христианская этика основывается на законе, который был дан человеку еще в раю.

Написанное Богом в сердце человека «дело закона» (Рим. 2:15), по слову апостола Павла, является определяющим источником человеческой нравственности. Святитель Феофан Затворник поясняет, что апостол говорит об оживляемой страхом Божиим совести, которая «пишет в сердце при всяком случае …то, как следует поступить» и свидетельствует об этом «чувством, указывающим образ действия»[1]. Впоследствии этот естественный закон находит свое отражение в ветхозаветных заповедях. Евангельская этика оживляет их полнотой любви Божией и ставит в основу человеческой морали явленные во Христе новые принципы отношения к Богу как к Отцу и ко всем людям как своим ближним. На основе этих принципов веками строились межличностные отношения и общественная мораль всего христианского мира.

В Основах социальной концепции РПЦ отмечается, что «христианское право принципиально надсоциально», однако, не будучи «непосредственно …частью гражданского законодательства», оно «оказывает на него благотворное влияние, являясь его нравственным основанием»[2] в странах, имеющих христианскую историю. Таким образом, евангельская мораль служит, если можно так выразиться, «невидимым регулятором» человеческих отношений, функционалом, работающим по умолчанию и понятным без слов всем носителям определенного культурного кода.

Если задача светского закона заключается не в преобразовании лежащего во зле мира (см. 1 Ин. 5:19) в Царствие Божие, а в удержании этого мира от превращения в ад, то любое стремление человека к этическому ограничению своих созданий является с точки зрения Церкви несомненным благом. Это имеет отношение к любой области технологий и человеческого знания, в том числе и к тем инновациям, которые принято называть искусственным интеллектом.

Актуальность обсуждения этических норм в этой области обусловлена тем, что ИИ заметным образом отличается от всех ранее созданных человеком систем, поскольку существенно затрагивает или даже кардинально изменяет представление о фундаментальных основах человеческого бытия.

Вопрос о необходимости этики искусственного интеллекта возник с момента зарождения первых разработок интеллектуальных систем, с появлением первых компьютерных программ в середине прошлого века. В последнее время этическое регулирование использования нейросетей становится одним из заметных и важных направлений деятельности человека в данной области. В нашей стране этой теме также придается существенное значение. Был принят ряд нормативных актов, в том числе «Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта» (2021) и ключевой на данный момент государственный документ «Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года».

Здесь Церковь видит для себя возможность активного участия с целью формулирования такого взгляда на развитие и использование ИИ, который бы включал в себя христианское понимание человека и его предназначения, определенного Богом. Важность этического регулирования систем искусственного интеллекта осознается участниками процесса вполне отчетливо. Вместе с тем точно сформулированного понимания того, что же есть этика, и в чем состоит этический принцип, в документах не содержится, а критерий подхода к проблематике сформулирован лишь в общих чертах. Так, в Кодексе этики в сфере искусственного интеллекта говорится: «Человеко-ориентированный и гуманистический подход является основным этическим принципом и центральным критерием оценки этичного поведения Акторов в сфере ИИ»[3].

При рассмотрении любых актуальных документов в данном контексте мы должны трезво исходить из той предпосылки, что любая этическая концепция касательно ИИ в настоящее время не имеет христианского измерения, а основана лишь на стремлении ограничить возможный ущерб человеку со стороны интеллектуальных машин и программ. Главная задача светской этики в области ИИ – сделать безопасным и эффективным взаимодействие человека с искусственными системами. Это поверхностное с христианской точки зрения целеполагание. Тем не менее, оно все же заслуживает нашей поддержки и участия хотя бы потому, что оно остается фактически единственным мостом, связывающим нас с разработчиками высоких технологий.

Невозможно пытаться соединить евангельскую нравственность во всей ее полноте и глубине с принципами использования современных технологий, но мы должны помнить о том, что любой ИИ – это продукт творческой работы человека, исходящего в своей деятельности из определенных убеждений, взглядов, целей. Если в основе его научного творчества будут лежать христианские ценности, то и вопрос этики при использовании интеллектуальных систем будет находиться в плоскости христианского взгляда на мир и человека.

Нужно отметить, что сами разработчики и ответственные пользователи искусственных интеллектуальных систем не возражают против участия представителей Церкви в формировании этических оценок создания и использования технологий ИИ. Это допущение во многом говорит о том, что сами специалисты в этой области осознают определенную слабость и ограниченность своих возможностей в части формулирования точных критериев и подходов к этике ИИ. Во-первых, это относится к разработке ИИ: этическое правило разработчика, его ограничения в этой области при обучении конкретной искусственной модели. Во-вторых, это касается применения созданных программ: насколько допустимо использовать достижения без конкретных этических норм, сформулированных и принятых к исполнению всеми участниками процесса.

Церковь может быть полезна во всех направлениях развития и использования технологий ИИ, но в разной степени. Например, моделирование программ, тесным образом связанных с человеком и его жизнью, а значит и его ценностями, требует нашего активного участия. К таким направлениям можно отнести медицину и биоинженерию, образование, искусство, право, в целом – любую сферу, которая затрагивает повседневную жизнь человека. Очевидно, нам вряд ли стоит заострять свое внимание на использовании ИИ в строительстве или разработке систем планирования судоходства. Но и в этих случаях принципы христианской этики, основанные на евангельской любви к ближнему, должны учитываться разработчиками.

Некоторая нехватка знаний в данном контексте у разработчиков ИС наиболее явно проявляется в тех областях, которые так или иначе связаны с фундаментальными основами человеческого бытия – с жизнью, ее зарождением и развитием, со смертью и пониманием ее в современном обществе, лишенном христианского целеполагания. И здесь мы имеем определенные возможности для того, чтобы заострять внимание научного сообщества на тех ответах, которые дает христианство на неизбежно возникающие вопросы.

Подходы, которые в настоящее время положены в основу регулирования развития систем ИИ, предполагают «выработку соответствующих этических норм» и «разработку этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом»[4]. Но сами эти нормы и правила отчетливо не выражены, что создает определенный вакуум в данной сфере. Церковь может оказать помощь в наполнении их смысловым содержанием, используя то уникальное знание, хранительницей которого она является.

[1] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам (главы 1–8). М.: Правило веры, 2006. С. 211.

[2] Основы социальной концепции. IV. 5.

[3] Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, п. 1.1 https://ethics.a-ai.ru/assets/ethics_files/2023/05/12/Кодекс_этики_20_10_1.pdf

[4] Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 10.10.2019 №490.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва
Источник


Христианский взгляд на человека и этика искусственного интеллекта

8 Март 2024 г.
Христианская этика основывается на законе, который был дан человеку еще в раю.

Написанное Богом в сердце человека «дело закона» (Рим. 2:15), по слову апостола Павла, является определяющим источником человеческой нравственности. Святитель Феофан Затворник поясняет, что апостол говорит об оживляемой страхом Божиим совести, которая «пишет в сердце при всяком случае …то, как следует поступить» и свидетельствует об этом «чувством, указывающим образ действия»[1]. Впоследствии этот естественный закон находит свое отражение в ветхозаветных заповедях. Евангельская этика оживляет их полнотой любви Божией и ставит в основу человеческой морали явленные во Христе новые принципы отношения к Богу как к Отцу и ко всем людям как своим ближним. На основе этих принципов веками строились межличностные отношения и общественная мораль всего христианского мира.

В Основах социальной концепции РПЦ отмечается, что «христианское право принципиально надсоциально», однако, не будучи «непосредственно …частью гражданского законодательства», оно «оказывает на него благотворное влияние, являясь его нравственным основанием»[2] в странах, имеющих христианскую историю. Таким образом, евангельская мораль служит, если можно так выразиться, «невидимым регулятором» человеческих отношений, функционалом, работающим по умолчанию и понятным без слов всем носителям определенного культурного кода.

Если задача светского закона заключается не в преобразовании лежащего во зле мира (см. 1 Ин. 5:19) в Царствие Божие, а в удержании этого мира от превращения в ад, то любое стремление человека к этическому ограничению своих созданий является с точки зрения Церкви несомненным благом. Это имеет отношение к любой области технологий и человеческого знания, в том числе и к тем инновациям, которые принято называть искусственным интеллектом.

Актуальность обсуждения этических норм в этой области обусловлена тем, что ИИ заметным образом отличается от всех ранее созданных человеком систем, поскольку существенно затрагивает или даже кардинально изменяет представление о фундаментальных основах человеческого бытия.

Вопрос о необходимости этики искусственного интеллекта возник с момента зарождения первых разработок интеллектуальных систем, с появлением первых компьютерных программ в середине прошлого века. В последнее время этическое регулирование использования нейросетей становится одним из заметных и важных направлений деятельности человека в данной области. В нашей стране этой теме также придается существенное значение. Был принят ряд нормативных актов, в том числе «Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта» (2021) и ключевой на данный момент государственный документ «Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года».

Здесь Церковь видит для себя возможность активного участия с целью формулирования такого взгляда на развитие и использование ИИ, который бы включал в себя христианское понимание человека и его предназначения, определенного Богом. Важность этического регулирования систем искусственного интеллекта осознается участниками процесса вполне отчетливо. Вместе с тем точно сформулированного понимания того, что же есть этика, и в чем состоит этический принцип, в документах не содержится, а критерий подхода к проблематике сформулирован лишь в общих чертах. Так, в Кодексе этики в сфере искусственного интеллекта говорится: «Человеко-ориентированный и гуманистический подход является основным этическим принципом и центральным критерием оценки этичного поведения Акторов в сфере ИИ»[3].

При рассмотрении любых актуальных документов в данном контексте мы должны трезво исходить из той предпосылки, что любая этическая концепция касательно ИИ в настоящее время не имеет христианского измерения, а основана лишь на стремлении ограничить возможный ущерб человеку со стороны интеллектуальных машин и программ. Главная задача светской этики в области ИИ – сделать безопасным и эффективным взаимодействие человека с искусственными системами. Это поверхностное с христианской точки зрения целеполагание. Тем не менее, оно все же заслуживает нашей поддержки и участия хотя бы потому, что оно остается фактически единственным мостом, связывающим нас с разработчиками высоких технологий.

Невозможно пытаться соединить евангельскую нравственность во всей ее полноте и глубине с принципами использования современных технологий, но мы должны помнить о том, что любой ИИ – это продукт творческой работы человека, исходящего в своей деятельности из определенных убеждений, взглядов, целей. Если в основе его научного творчества будут лежать христианские ценности, то и вопрос этики при использовании интеллектуальных систем будет находиться в плоскости христианского взгляда на мир и человека.

Нужно отметить, что сами разработчики и ответственные пользователи искусственных интеллектуальных систем не возражают против участия представителей Церкви в формировании этических оценок создания и использования технологий ИИ. Это допущение во многом говорит о том, что сами специалисты в этой области осознают определенную слабость и ограниченность своих возможностей в части формулирования точных критериев и подходов к этике ИИ. Во-первых, это относится к разработке ИИ: этическое правило разработчика, его ограничения в этой области при обучении конкретной искусственной модели. Во-вторых, это касается применения созданных программ: насколько допустимо использовать достижения без конкретных этических норм, сформулированных и принятых к исполнению всеми участниками процесса.

Церковь может быть полезна во всех направлениях развития и использования технологий ИИ, но в разной степени. Например, моделирование программ, тесным образом связанных с человеком и его жизнью, а значит и его ценностями, требует нашего активного участия. К таким направлениям можно отнести медицину и биоинженерию, образование, искусство, право, в целом – любую сферу, которая затрагивает повседневную жизнь человека. Очевидно, нам вряд ли стоит заострять свое внимание на использовании ИИ в строительстве или разработке систем планирования судоходства. Но и в этих случаях принципы христианской этики, основанные на евангельской любви к ближнему, должны учитываться разработчиками.

Некоторая нехватка знаний в данном контексте у разработчиков ИС наиболее явно проявляется в тех областях, которые так или иначе связаны с фундаментальными основами человеческого бытия – с жизнью, ее зарождением и развитием, со смертью и пониманием ее в современном обществе, лишенном христианского целеполагания. И здесь мы имеем определенные возможности для того, чтобы заострять внимание научного сообщества на тех ответах, которые дает христианство на неизбежно возникающие вопросы.

Подходы, которые в настоящее время положены в основу регулирования развития систем ИИ, предполагают «выработку соответствующих этических норм» и «разработку этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом»[4]. Но сами эти нормы и правила отчетливо не выражены, что создает определенный вакуум в данной сфере. Церковь может оказать помощь в наполнении их смысловым содержанием, используя то уникальное знание, хранительницей которого она является.

[1] Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам (главы 1–8). М.: Правило веры, 2006. С. 211.

[2] Основы социальной концепции. IV. 5.

[3] Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, п. 1.1 https://ethics.a-ai.ru/assets/ethics_files/2023/05/12/Кодекс_этики_20_10_1.pdf

[4] Национальная стратегия развития ИИ на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 10.10.2019 №490.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва
Источник