Сегодня: Воскресенье 14 Июль 2024 г.

Входи, врата открыты!

11 Июнь 2024 г.
Завершается пасхальный период, завтра Отдание праздника Пасхи. Господь совершил дело нашего спасения, взял на Себя грехи людей, умер на Кресте, разрушил ад, воскрес, открыл Царство Небесное людям Своим Вознесением к Отцу. Но в современном мире, как и ранее, до пришествия Христа на землю и Его Крестной жертвы, длятся войны, распри, страдания, бушуют страсти, как в людском обществе, так и в душе каждого отдельного человека.

Неужели ничего в мире не поменялось после Воскресения Христа?

Поменялось все и кардинально. После того, как Господь совершил дело нашего спасения, человек имеет возможность соединиться с Богом еще живя здесь на земле. Может, если захочет, победить страсти, которые его терзают. Имеет шанс «здесь и сейчас» приобщиться к Царству Небесному.

Всех этих возможностей не было до воплощения Христа. Если в ветхозаветное время человек стремился к Богу, прилагал к этому свои усилия — тот же Авраам, пророк Илия, царь Давид, другие праведные люди, то Бог поддерживал их в этих стремлениях, но поддерживал только извне. Теперь Он может вселиться внутрь человека и уже изнутри действовать в нем.

Так было до грехопадения Адама: он был в единении с Творцом, и Бог действовал внутри него. А согрешив, Адам лишился этого. Он отверг своего Создателя, Бог стал для него посторонним, «внешним объектом», и Адам уже слышал голос Божий как бы извне. После того, как Господь совершил домостроительство нашего спасения, человеку не просто возвратилась возможность быть в единении с Богом, которая была у Адама, а дан даже больший потенциал, потому что Адам еще не имел обожения.

Своим Воскресением и Вознесением нашей природы к Богу Отцу, Христос не только соединил нашу природу с Божественной, но сделал все ради спасения каждого человека. Ныне путь к обожению открыт для всех. Но победа над дьяволом, над грехом, над смертью, совершенная Христом, не вводит автоматически нас в Царство Небесное. Христос открывает для нас врата Царства, но войти в эти врата мы должны сами, через личную голгофу, через личную борьбу со своими грехами и страстями, через добровольное соединение со Христом.

Ни на одном этапе нашей жизни Господь не оставляет нас без Своей поддержки. Даже для того, чтобы сделать первый шаг к Богу, Он Сам дает нам силы, протягивает руку помощи. Как и апостол Павел пишет, что Христос производит в нас и хотение, и действие (см. Флп. 2: 13). Это означает, что само желание спасения — тоже от благодати Божией, но принять решение о движении к Господу мы должны сами.

И не нужно думать, что кому-то Господь дает желание к спасению, а кому-то — нет. Господь в каждом человеке производит желание наследовать вечную жизнь, каждому дает хотение соединиться с Богом. Но не каждый хочет услышать этот голос Божий в себе и откликнуться. И чаще всего, к сожалению, происходит по слову Писания: «Велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 3, 5). Кто внимателен, тот помнит, что сказано это было незадолго до потопа, смысл которого должен был состоять в обнулении прежней жизни, положении нового ее начала. Тут и ответ тем, кто любит задавать вопросы вроде: «Если есть Бог, то почему умирают дети, происходят войны, убийства, умножается несправедливость?!»

Даже тот человек, который начинает движение к Христу, трудится над исполнением Его заповедей, все равно чувствует, что склонность к греху (то, что в богословии называется наследственность адамова греха) остается и действует в его душе и после Воскресения Христова, и после принятия человеком крещения, но первородный грех уже не властвует над человеком.

То, что в нас сейчас действуют те же страсти, какие были у людей до просвещения их истиной Евангелия, — это не бессилие Бога, не бесплодность Его Жертвы, а наше собственное нерадение о своем спасении, наше безволие и непонимание того, что Христос нам дает. Это мы не пользуемся плодами Его Воскресения, это вина не Христа, а наша. Господь дал нам возможность освободиться от власти греха, и несмотря на это, мы этим даром не пользуемся.

Это является ответом на вопрос: почему и после Воскресения Христова происходят и личные грехопадения каждого человека в отдельности, и общественные бедствия, такие, как войны, эпидемии и падение нравов.

Многие наши современники проживают свою жизнь так, будто Бога и нет вовсе. Они не включают Его в свою жизнь, не приглашают в свою душу, не считаются с Ним. Самость, т.е. жизнь без Бога, овладела ими.

Но Господь с одинаковой любовью относится и к подвизающимся, и к лодырям. Как и в притче о работниках, пришедшим в одиннадцатом часу, Хозяин готов дать одинаковую плату с теми, кто работал с первого часа и перенес все тяготы знойного дня (см. Мф. 20: 1-16). Христово Воскресение, как пишет святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове на Пасху, открыло вход на пасхальный пир для всех: и постившимся, и непостившимся, для духовно трудившимся и не трудившимся.

Другой вопрос, что не все могут воспринять радость жизни с Богом. Потому что сами люди относятся к Христу с различным расположением. Господь к ним – одинаково, только – с любовью. Люди же – нет. Как солнце светит всем, но слепой совсем не видит его света, человек со слабым зрением видит частично, а здоровый человек видит солнечный свет во всей полноте. Так и благодать дается всем, и Христос – для всех. Но кто-то сможет воспринять ее в бо́льшей степени, а кто-то – в меньшей. И пока человек жив, у него всегда остается возможность откликнуться на призыв Господа, обернуться к Нему лицом, и потрудиться ради того, чтобы хоть в какой-то мере подготовить себя к встрече с Ним в вечности. Важно для каждого человека увидеть свою неправду, возгореться желанием изменить свою жизнь и вместе с апостолами взойти на гору Елеон.

Для этого необходимо осознать простую истину: Господь пришел спасти каждого, а значит, и лично меня. И каждый может воспринять дар спасения и принести свой маленький ответный дар – веру во Христа, прийти в храм, исповедаться и причаститься, начать ежедневно читать Евангелие и молитвы. Важно положить начало новой жизни, ухватиться за протянутую руку Христову и уже не отпускать ее до конца своей жизни. Еще не поздно. Еще есть время, идет одиннадцатый час.

Сегодня последний день Пасхального периода, когда православные христиане приветствуют друг друга радостным: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Но, как и многое на земле, мы празднуем Пасху здесь в некотором смысле условно. Истинная вечная Пасха — в райских обителях, в Царстве у Бога со всеми святыми. По церковному уставу завтра Отдание праздника Пасхи и далее вспомним, как Господь вознесся к Богу Отцу. Но это не означает, что Спаситель нас оставил одних без Своей благодати. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Кто-то с утра пришел трудиться на духовное поприще, кто-то — за час до конца работы, Господь всех приемлет и дает одну и ту же награду — вечную жизнь. Он призывает всех, потому что хочет, чтобы все спаслись. И пока человек жив, у него остается такая возможность. Остается возможность улучшить мир, уменьшить степень зла в нем, предотвратить, возможно, какую-то беду.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Артур Новосильцев / АГН Москва
Источник





Входи, врата открыты!

11 Июнь 2024 г.
Завершается пасхальный период, завтра Отдание праздника Пасхи. Господь совершил дело нашего спасения, взял на Себя грехи людей, умер на Кресте, разрушил ад, воскрес, открыл Царство Небесное людям Своим Вознесением к Отцу. Но в современном мире, как и ранее, до пришествия Христа на землю и Его Крестной жертвы, длятся войны, распри, страдания, бушуют страсти, как в людском обществе, так и в душе каждого отдельного человека.

Неужели ничего в мире не поменялось после Воскресения Христа?

Поменялось все и кардинально. После того, как Господь совершил дело нашего спасения, человек имеет возможность соединиться с Богом еще живя здесь на земле. Может, если захочет, победить страсти, которые его терзают. Имеет шанс «здесь и сейчас» приобщиться к Царству Небесному.

Всех этих возможностей не было до воплощения Христа. Если в ветхозаветное время человек стремился к Богу, прилагал к этому свои усилия — тот же Авраам, пророк Илия, царь Давид, другие праведные люди, то Бог поддерживал их в этих стремлениях, но поддерживал только извне. Теперь Он может вселиться внутрь человека и уже изнутри действовать в нем.

Так было до грехопадения Адама: он был в единении с Творцом, и Бог действовал внутри него. А согрешив, Адам лишился этого. Он отверг своего Создателя, Бог стал для него посторонним, «внешним объектом», и Адам уже слышал голос Божий как бы извне. После того, как Господь совершил домостроительство нашего спасения, человеку не просто возвратилась возможность быть в единении с Богом, которая была у Адама, а дан даже больший потенциал, потому что Адам еще не имел обожения.

Своим Воскресением и Вознесением нашей природы к Богу Отцу, Христос не только соединил нашу природу с Божественной, но сделал все ради спасения каждого человека. Ныне путь к обожению открыт для всех. Но победа над дьяволом, над грехом, над смертью, совершенная Христом, не вводит автоматически нас в Царство Небесное. Христос открывает для нас врата Царства, но войти в эти врата мы должны сами, через личную голгофу, через личную борьбу со своими грехами и страстями, через добровольное соединение со Христом.

Ни на одном этапе нашей жизни Господь не оставляет нас без Своей поддержки. Даже для того, чтобы сделать первый шаг к Богу, Он Сам дает нам силы, протягивает руку помощи. Как и апостол Павел пишет, что Христос производит в нас и хотение, и действие (см. Флп. 2: 13). Это означает, что само желание спасения — тоже от благодати Божией, но принять решение о движении к Господу мы должны сами.

И не нужно думать, что кому-то Господь дает желание к спасению, а кому-то — нет. Господь в каждом человеке производит желание наследовать вечную жизнь, каждому дает хотение соединиться с Богом. Но не каждый хочет услышать этот голос Божий в себе и откликнуться. И чаще всего, к сожалению, происходит по слову Писания: «Велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 3, 5). Кто внимателен, тот помнит, что сказано это было незадолго до потопа, смысл которого должен был состоять в обнулении прежней жизни, положении нового ее начала. Тут и ответ тем, кто любит задавать вопросы вроде: «Если есть Бог, то почему умирают дети, происходят войны, убийства, умножается несправедливость?!»

Даже тот человек, который начинает движение к Христу, трудится над исполнением Его заповедей, все равно чувствует, что склонность к греху (то, что в богословии называется наследственность адамова греха) остается и действует в его душе и после Воскресения Христова, и после принятия человеком крещения, но первородный грех уже не властвует над человеком.

То, что в нас сейчас действуют те же страсти, какие были у людей до просвещения их истиной Евангелия, — это не бессилие Бога, не бесплодность Его Жертвы, а наше собственное нерадение о своем спасении, наше безволие и непонимание того, что Христос нам дает. Это мы не пользуемся плодами Его Воскресения, это вина не Христа, а наша. Господь дал нам возможность освободиться от власти греха, и несмотря на это, мы этим даром не пользуемся.

Это является ответом на вопрос: почему и после Воскресения Христова происходят и личные грехопадения каждого человека в отдельности, и общественные бедствия, такие, как войны, эпидемии и падение нравов.

Многие наши современники проживают свою жизнь так, будто Бога и нет вовсе. Они не включают Его в свою жизнь, не приглашают в свою душу, не считаются с Ним. Самость, т.е. жизнь без Бога, овладела ими.

Но Господь с одинаковой любовью относится и к подвизающимся, и к лодырям. Как и в притче о работниках, пришедшим в одиннадцатом часу, Хозяин готов дать одинаковую плату с теми, кто работал с первого часа и перенес все тяготы знойного дня (см. Мф. 20: 1-16). Христово Воскресение, как пишет святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове на Пасху, открыло вход на пасхальный пир для всех: и постившимся, и непостившимся, для духовно трудившимся и не трудившимся.

Другой вопрос, что не все могут воспринять радость жизни с Богом. Потому что сами люди относятся к Христу с различным расположением. Господь к ним – одинаково, только – с любовью. Люди же – нет. Как солнце светит всем, но слепой совсем не видит его света, человек со слабым зрением видит частично, а здоровый человек видит солнечный свет во всей полноте. Так и благодать дается всем, и Христос – для всех. Но кто-то сможет воспринять ее в бо́льшей степени, а кто-то – в меньшей. И пока человек жив, у него всегда остается возможность откликнуться на призыв Господа, обернуться к Нему лицом, и потрудиться ради того, чтобы хоть в какой-то мере подготовить себя к встрече с Ним в вечности. Важно для каждого человека увидеть свою неправду, возгореться желанием изменить свою жизнь и вместе с апостолами взойти на гору Елеон.

Для этого необходимо осознать простую истину: Господь пришел спасти каждого, а значит, и лично меня. И каждый может воспринять дар спасения и принести свой маленький ответный дар – веру во Христа, прийти в храм, исповедаться и причаститься, начать ежедневно читать Евангелие и молитвы. Важно положить начало новой жизни, ухватиться за протянутую руку Христову и уже не отпускать ее до конца своей жизни. Еще не поздно. Еще есть время, идет одиннадцатый час.

Сегодня последний день Пасхального периода, когда православные христиане приветствуют друг друга радостным: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Но, как и многое на земле, мы празднуем Пасху здесь в некотором смысле условно. Истинная вечная Пасха — в райских обителях, в Царстве у Бога со всеми святыми. По церковному уставу завтра Отдание праздника Пасхи и далее вспомним, как Господь вознесся к Богу Отцу. Но это не означает, что Спаситель нас оставил одних без Своей благодати. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8). Кто-то с утра пришел трудиться на духовное поприще, кто-то — за час до конца работы, Господь всех приемлет и дает одну и ту же награду — вечную жизнь. Он призывает всех, потому что хочет, чтобы все спаслись. И пока человек жив, у него остается такая возможность. Остается возможность улучшить мир, уменьшить степень зла в нем, предотвратить, возможно, какую-то беду.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Артур Новосильцев / АГН Москва
Источник