Сегодня: Воскресенье 14 Июль 2024 г.

8 июля — День семьи, любви и верности

8 Июль 2024 г.
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Этот праздник приурочен к памяти благоверных князей Петра и его жены Февронии Муромских.

Святые Петр и Феврония считаются покровителями брака. Этот праздник приобретает еще особую значимость и потому, что 2024 год объявлен в нашей стране годом семьи.

Сегодня институт семьи нуждается в реконструкции, поддержке, особенно со стороны государства, идеологическом возрождении, закреплении традиционности и отрицании всякого рода «новаций» западного образца. Это дело непростое, требующее глубокой и кропотливой работы, и усилий всех институтов общества. Но надо с чего-то начинать. С чего? Например, с чтения книг, способствующих укреплению внутреннего единства в семье.

Традиция семейного чтения в наши дни существует, но, к сожалению, она не имеет широкого распространения. И это досадно, потому что традиция эта полезная. Она имеет значение для воспитания, умственного и нравственного развития детей, расширения их кругозора, формирует единую духовную и культурную среду в семье, объединяет разные поколения ее членов.

За свою историю человечество накопило множество произведений словесности. Прочитать их все, хотя бы раз в жизни пробежать глазами абсолютно все известные тексты никому не по силам. Тем более, не по силам прочитать их внимательно, вдумчиво, вникая в прочитанное и запоминая его.

В наше время пишется немало новых текстов, среди которых художественные, научные, в том числе научно-популярные. Художественные и научно-популярные издания хорошо подходят для семейного чтения.

Как и во все времена, произведения, которые появляются в наши дни, разные по качеству и содержанию. Есть среди них и весьма достойные, которые приносят читателям пользу, расширяют знания, развивают эстетические чувства, формируют нравственные качества, прививают, как принято сейчас говорить, традиционные ценности.

Подчеркну: издается книг все больше и больше, и они разные по содержанию, в том числе и сомнительные, и по-настоящему вредные. Таких книг, которые могут быть только развлечением и принесут только вред, все больше. После их прочтения душа человека засоряется, ум и сердце оскверняются и получают ложные ориентиры. Они не остаются ни в отечественной, ни в мировой сокровищнице литературы. Издатель получил прибыль, читатель почитал, и их забыли, но исковерканные души остались. Никто не вспомнит через 10-15 лет ни этих авторов, ни их произведений. Но настоящая, хорошая литература остается на века, и талантливые произведения, отличающиеся высокой культурой слова, в замысле которых заложены идеалы нравственности, заносятся в список классики.

Очевидно, что никто из нас не может только читать. Как бы мы ни любили чтение, у нас есть работа, служебные обязанности, решаем повседневные вопросы, заботимся о родных и близких и т. д. И на чтение остается, к сожалению, немного времени. Но и при всей загруженности время для чтения надо находить. Мы не сможем прочитать абсолютно все полезные книги. Должны делать выбор, как и другие это делают. А так как хороших произведений все больше, то все сложнее совпасть списками прочитанного даже с близкими людьми.

Иметь общий круг чтения с близкими важно. Однако речь идет не о том, что все должны обязательно читать одно и то же, и прочитанное, например, дедушкой обязательно и для внука, а что заинтересовало старшую сестру не обязательно для младшей. У каждого члена семьи могут быть свои интересы, но какие-то авторы и произведения должны в какой-то мере совпадать, и они должны быть общими для всей семьи, формирующими культурный фон, чтобы все члены семьи могли общаться на «одной частоте». Это важно, потому что круг чтения влияет на мышление человека и формирует его. Сформированная через чтение общая семейная культура создает базу для взаимопонимания, тот самый «культурный код», который и определяет индивидуальность семьи и самобытность всего народа, именующего себя «Русской цивилизацией». Например, матери достаточно процитировать одну строку из книги, чтобы ее юная дочь поняла, что она хочет сказать. Почему? Потому что обе это произведение читали, обеим эти слова запомнились, строки вызывают схожие ассоциации. А теперь представьте себе, что отец читает одно, сын – совсем другое, произведений прочитанных обоими почти нет. Сын в разговоре пошутил – отец не воспринял ничего, т. к. для понимания шутки нужно знать текст определенного рассказа. Один из друзей говорит: «Помнишь, как об этом говорится в…». А другой не помнит и не знает: он такую книгу не читал. Повторю: странно ждать даже от близкого человека, что ваши интересы чтения с ним полностью совпадут, но хотелось бы, чтобы общий круг прочитанного был все-таки шире обязательных произведений школьной программы по литературе.

Список книг для чтения нужно формировать самим. И это забота в первую очередь взрослых.

Я приведу пример из истории. В самом конце позапрошлого века, в 1898 году, вышла книга Александра Яхонтова «Жития святых как образовательно-воспитательное средство и их значение для русской школы с древних времен». Автор справедливо сетовал, что педагогический потенциал житийной литературы почти не используется в обучении детей, что жития не заняли свое достойное место в образовательных учреждениях как часть воспитательной программы. Александр Яхонтов отмечает, что жития стали не только полезным чтением для верующих людей, но и источником сведений для ряда областей науки. Не менее важно, что в старину обучение грамоте проходило в основном по таким книгам как Псалтирь, Часослов или Часовник, Букварь, а начиная с XVIII века в этот ряд включились «Че́тьи-Мине́и», составленные святителем Димитрием Ростовским, которые, по мнению протоиерея Владислава Цыпина, известного историка Русской Православной Церкви, «стали самой читаемой книгой в России». Так что знание и изучение такой литературы – это живая связь с историей своей семьи, страны, вхождение в ее подлинную культуру.

Безусловно, жития могут быть хорошим семейным чтением. Например, святых, имена которых носят члены семьи. Разумеется, детям будут понятнее тексты, написанные для их возраста. Как целые сборники, так и отдельные жития в наши дни есть в книжных магазинах.

Очевидно, что хорошим семейным чтением могут быть не только жития, но и фольклорные или литературные сказки, другие художественные произведения, выбранные с учетом возраста читателей, научно-популярные книги из разных областей знания, особенно краеведческая и историческая литература доступного членам семьи уровня.

Хорошо, если старшие родные вспомнят свои любимые книги, которыми когда-то сами зачитывались, и вместе с детьми или внуками снова их почитают. Новые впечатления, живой обмен мнениями позволят лучше понять друг друга. Семейное чтение – это почти детская улыбка мамы, вспомнившей, как они с школьной подружкой учили эти стихи и не могли запомнить какие-то две строки, каждый раз изменяя и что-то придумывая в них; и горящие глаза дедушки, который почти полвека назад сильно волновался за судьбы героев повести, когда читал ее впервые. Увидеть увлеченного чтением ребенка в папе или бабушке, пусть совсем ненадолго, сыну или внучке очень полезно, и семейное чтение дает это.

Снова вспомню слова из книги Александра Яхонтова: «К вам, родители и воспитатели, мы обращаемся с призывом бдительности. Оградите своих детей и воспитанников от пагубных и растлевающих влияний. Развивайте их умственно, но помогите им окрепнуть и нравственно».

Этот совет нисколько не потерял актуальности. Пагубных и растлевающих влияний в наши дни стало еще больше. Добраться до ума и сердца юного человека им сейчас еще проще: все прежние способы разрушения личности никуда не делись, а к ним еще добавились возможности влиять на людей с использованием современных технологий. Как оградить от детей от пагубного влияния? Надо развивать в них чистые чувства, насаждать в их души полезное, говорить, убеждать, приводить примеры (а лучше самим быть для них примером) и, конечно же, читать хорошие книги. Семейное чтение не только способствует интеллектуальному развитию детей, подростков, молодежи, но и помогает обрести правильные нравственные ориентиры. Приведу слова святителя Тихона Задонского: «Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь».

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва
Источник




8 июля — День семьи, любви и верности

8 Июль 2024 г.
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Этот праздник приурочен к памяти благоверных князей Петра и его жены Февронии Муромских.

Святые Петр и Феврония считаются покровителями брака. Этот праздник приобретает еще особую значимость и потому, что 2024 год объявлен в нашей стране годом семьи.

Сегодня институт семьи нуждается в реконструкции, поддержке, особенно со стороны государства, идеологическом возрождении, закреплении традиционности и отрицании всякого рода «новаций» западного образца. Это дело непростое, требующее глубокой и кропотливой работы, и усилий всех институтов общества. Но надо с чего-то начинать. С чего? Например, с чтения книг, способствующих укреплению внутреннего единства в семье.

Традиция семейного чтения в наши дни существует, но, к сожалению, она не имеет широкого распространения. И это досадно, потому что традиция эта полезная. Она имеет значение для воспитания, умственного и нравственного развития детей, расширения их кругозора, формирует единую духовную и культурную среду в семье, объединяет разные поколения ее членов.

За свою историю человечество накопило множество произведений словесности. Прочитать их все, хотя бы раз в жизни пробежать глазами абсолютно все известные тексты никому не по силам. Тем более, не по силам прочитать их внимательно, вдумчиво, вникая в прочитанное и запоминая его.

В наше время пишется немало новых текстов, среди которых художественные, научные, в том числе научно-популярные. Художественные и научно-популярные издания хорошо подходят для семейного чтения.

Как и во все времена, произведения, которые появляются в наши дни, разные по качеству и содержанию. Есть среди них и весьма достойные, которые приносят читателям пользу, расширяют знания, развивают эстетические чувства, формируют нравственные качества, прививают, как принято сейчас говорить, традиционные ценности.

Подчеркну: издается книг все больше и больше, и они разные по содержанию, в том числе и сомнительные, и по-настоящему вредные. Таких книг, которые могут быть только развлечением и принесут только вред, все больше. После их прочтения душа человека засоряется, ум и сердце оскверняются и получают ложные ориентиры. Они не остаются ни в отечественной, ни в мировой сокровищнице литературы. Издатель получил прибыль, читатель почитал, и их забыли, но исковерканные души остались. Никто не вспомнит через 10-15 лет ни этих авторов, ни их произведений. Но настоящая, хорошая литература остается на века, и талантливые произведения, отличающиеся высокой культурой слова, в замысле которых заложены идеалы нравственности, заносятся в список классики.

Очевидно, что никто из нас не может только читать. Как бы мы ни любили чтение, у нас есть работа, служебные обязанности, решаем повседневные вопросы, заботимся о родных и близких и т. д. И на чтение остается, к сожалению, немного времени. Но и при всей загруженности время для чтения надо находить. Мы не сможем прочитать абсолютно все полезные книги. Должны делать выбор, как и другие это делают. А так как хороших произведений все больше, то все сложнее совпасть списками прочитанного даже с близкими людьми.

Иметь общий круг чтения с близкими важно. Однако речь идет не о том, что все должны обязательно читать одно и то же, и прочитанное, например, дедушкой обязательно и для внука, а что заинтересовало старшую сестру не обязательно для младшей. У каждого члена семьи могут быть свои интересы, но какие-то авторы и произведения должны в какой-то мере совпадать, и они должны быть общими для всей семьи, формирующими культурный фон, чтобы все члены семьи могли общаться на «одной частоте». Это важно, потому что круг чтения влияет на мышление человека и формирует его. Сформированная через чтение общая семейная культура создает базу для взаимопонимания, тот самый «культурный код», который и определяет индивидуальность семьи и самобытность всего народа, именующего себя «Русской цивилизацией». Например, матери достаточно процитировать одну строку из книги, чтобы ее юная дочь поняла, что она хочет сказать. Почему? Потому что обе это произведение читали, обеим эти слова запомнились, строки вызывают схожие ассоциации. А теперь представьте себе, что отец читает одно, сын – совсем другое, произведений прочитанных обоими почти нет. Сын в разговоре пошутил – отец не воспринял ничего, т. к. для понимания шутки нужно знать текст определенного рассказа. Один из друзей говорит: «Помнишь, как об этом говорится в…». А другой не помнит и не знает: он такую книгу не читал. Повторю: странно ждать даже от близкого человека, что ваши интересы чтения с ним полностью совпадут, но хотелось бы, чтобы общий круг прочитанного был все-таки шире обязательных произведений школьной программы по литературе.

Список книг для чтения нужно формировать самим. И это забота в первую очередь взрослых.

Я приведу пример из истории. В самом конце позапрошлого века, в 1898 году, вышла книга Александра Яхонтова «Жития святых как образовательно-воспитательное средство и их значение для русской школы с древних времен». Автор справедливо сетовал, что педагогический потенциал житийной литературы почти не используется в обучении детей, что жития не заняли свое достойное место в образовательных учреждениях как часть воспитательной программы. Александр Яхонтов отмечает, что жития стали не только полезным чтением для верующих людей, но и источником сведений для ряда областей науки. Не менее важно, что в старину обучение грамоте проходило в основном по таким книгам как Псалтирь, Часослов или Часовник, Букварь, а начиная с XVIII века в этот ряд включились «Че́тьи-Мине́и», составленные святителем Димитрием Ростовским, которые, по мнению протоиерея Владислава Цыпина, известного историка Русской Православной Церкви, «стали самой читаемой книгой в России». Так что знание и изучение такой литературы – это живая связь с историей своей семьи, страны, вхождение в ее подлинную культуру.

Безусловно, жития могут быть хорошим семейным чтением. Например, святых, имена которых носят члены семьи. Разумеется, детям будут понятнее тексты, написанные для их возраста. Как целые сборники, так и отдельные жития в наши дни есть в книжных магазинах.

Очевидно, что хорошим семейным чтением могут быть не только жития, но и фольклорные или литературные сказки, другие художественные произведения, выбранные с учетом возраста читателей, научно-популярные книги из разных областей знания, особенно краеведческая и историческая литература доступного членам семьи уровня.

Хорошо, если старшие родные вспомнят свои любимые книги, которыми когда-то сами зачитывались, и вместе с детьми или внуками снова их почитают. Новые впечатления, живой обмен мнениями позволят лучше понять друг друга. Семейное чтение – это почти детская улыбка мамы, вспомнившей, как они с школьной подружкой учили эти стихи и не могли запомнить какие-то две строки, каждый раз изменяя и что-то придумывая в них; и горящие глаза дедушки, который почти полвека назад сильно волновался за судьбы героев повести, когда читал ее впервые. Увидеть увлеченного чтением ребенка в папе или бабушке, пусть совсем ненадолго, сыну или внучке очень полезно, и семейное чтение дает это.

Снова вспомню слова из книги Александра Яхонтова: «К вам, родители и воспитатели, мы обращаемся с призывом бдительности. Оградите своих детей и воспитанников от пагубных и растлевающих влияний. Развивайте их умственно, но помогите им окрепнуть и нравственно».

Этот совет нисколько не потерял актуальности. Пагубных и растлевающих влияний в наши дни стало еще больше. Добраться до ума и сердца юного человека им сейчас еще проще: все прежние способы разрушения личности никуда не делись, а к ним еще добавились возможности влиять на людей с использованием современных технологий. Как оградить от детей от пагубного влияния? Надо развивать в них чистые чувства, насаждать в их души полезное, говорить, убеждать, приводить примеры (а лучше самим быть для них примером) и, конечно же, читать хорошие книги. Семейное чтение не только способствует интеллектуальному развитию детей, подростков, молодежи, но и помогает обрести правильные нравственные ориентиры. Приведу слова святителя Тихона Задонского: «Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь».

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва
Источник