Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что тщательное исполнение заповедей Христовых учит нас познавать нашу немощь. Это означает, что если мы действительно решимся соблюдать установления Божии, жить по Евангелию, то просто не сможем сразу взять и все воплотить. Надо отказаться от самости и переучивать себя послушанию. Для этого необходима тренировка, и долгая. Тут следует и Господа просить о помощи, и Он будет содействовать нашему духовному росту.
Важно учитывать, чтобы наш подвиг был правильным, дабы в этом делании не возрастала гордыня. Если человек возьмется за благое дело, и что-то у него станет получаться, но в то же время его самомнение и тщеславие начнут вместо умаления только жирнеть, он будет думать о себе, что имеет какие-то духовные силы, начнет превозноситься, свысока посматривать на других людей, то он уподобится фарисею, и труды его разрушатся.
Поэтому при всей нашей духовной борьбе, мы должны сохранять вполне определенное устроение: понимать, что у нас получится ровно настолько, насколько Бог нам помогает. Если мы все припишем своим усилиям, то никакие наши потуги на поприще добродетелей не увенчаются настоящим успехом. Почему отцы Церкви и говорили о себе в таком ключе, который нам кажется уничижительным: например, преподобный Серафим Саровский называл себя «грешным убогим».
Преподобный Силуан Афонский видел свою духовную немощь и приходил от этого в подавленное состояние, чувствовал безысходность и разочарование, но однажды услышал слова Спасителя: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». И святой тогда понял: несмотря на то, что силы его так слабы, что он без конца падает, нельзя постоянно томиться от мрачных и черных мыслей, потому что помощь Божия велика и неизменна.
Человек осознает, что «сам по себе» он, действительно, грешный. Но когда Господь помогает, тогда он чего-то добивается. А если Творец неба и земли его оставит, то он опять падет. Вот святые это в себе видели.
В Псалтыри царя Давида есть замечательный 120 псалом. Он наилучшим образом передающий настрой смиренно молящегося и воюющего с страстями человека:
«Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, отню́дуже прии́дет по́мощь моя́.
По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю. <…>
Госпо́дь сохрани́т тя от вся́каго зла, сохрани́т ду́шу твою́ Госпо́дь.
Госпо́дь сохрани́т вхожде́ние твое́ и исхожде́ние твое́, отны́не и до ве́ка» (Пс. 120).
Слова псалма поэтичны, глубоки и обнадеживающие одновременно. Главное — держаться «золотой середины» во всем, и в подвигах в том числе. И тогда с большой долей вероятности все получится.
Митрополит Калужский и Боровский КлиментФото: Shutterstock
Источник
