Православные христиане Церковь называют Святой, Соборной, Апостольской. Но в нее же входят обычные люди, и церквей на земле много, а апостолов давно нет. И здесь возникает вопрос, почему такие определения используются для Церкви?
Эти определения были сформулированы еще древние времена, когда проходили I и II Вселенские соборы, и они вошли в Символ веры.
Когда мы говорим о том, что веруем в Святую Церковь, то имеем в виду, прежде всего, особое присутствие в ней Третьей Лица Святой Троицы - Святого Духа. Если вспомнить Евангельский образ муки и закваски (см. Мф. 13: 33; Лк. 13: 21), которая превратила всю массу разрозненных ингредиентов в тесто, то можно сказать, что тот же процесс идёт в Церкви: в Крещении и миропомазании человек получает как закваску дар Духа Святого, Который начинает преображать его жизнь, делая ее лучше и полноценнее.
В этом процессе важно соработничество – совместное действие Духа Святого и участие самого человека. Как говорит праведный Николай Кавасила, мы должны не мешать Богу нас переквашивать, преображать, исцелять. Как, какими способами Господь каждого из нас спасает, это – тайна. Путь спасения индивидуален. Христос и в притчах Своих говорит о том, что никто не видит, как мука заквашивается, как зерно прорастает из земли и прочее.
Мы должны стараться, насколько возможно, жить по заповедям, не допускать страстям править своей жизнью, учиться не только в радости, но и в трудных обстоятельствах доверять Христу, слышать Его волю, разрешить Ему действовать в нашей жизни, а не настаивать, во что бы то ни стало, на исполнении своих желаний.
При этом надо понимать, что мы не освободимся от своих грехов до конца земной жизни. Есть даже каноническое правило, которое говорит о том, что если кто считает, что святые, читая молитву «Отче наш», произносят: «И остави нам долги наша», лишь по своему смирению, а не потому, что им действительно есть что оставлять, то подлежат анафеме. То есть, нет человека, который «жив будет и не согрешит». Господь это знает, но важно то, что Он видит нашу борьбу, наше стремление изменить себя.
А борьба должна быть непременно. Нельзя провести всю жизнь в развлечениях, тем более христианину, надо трудиться, несмотря на то, что падений не избежать. Святитель Игнатий (Брянчанинов), комментируя слова из псалма: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28: 11), говорит, что те люди Богу свои, которые сохраняют Ему верность в произволении, даже несмотря на то, что в жизни впадают в грехи, но, если они все равно держат намерение быть с Богом, они для Него свои. Этот путь и ведёт человека ко Христу, а значит – к святости.
Соборность Церкви. Греческое слово καθολικός (кафолико́с) означает «соборный», то есть всеобщий, всецелый. Как Христос приходит ради спасения всех людей, так и Церковь Свою Он создаёт ради всех. Соборность Церкви означает её целостность: она объединяет всех, кто в неё вошёл, в любой точке земли, во все времена. Не только тех, кто сейчас живет, но все входят в ее полноту, начиная от первого человека Адама, ибо ветхозаветных праведников Господь тоже ввел в ту же самую Церковь.
Соборность Церкви проявляется в том, что та Благодать, которую апостолы получили от Христа, и которая через апостолов и их преемников действует в Церкви, не ограничивается временем, принадлежностью к какой-либо народности и пространством. Соборность Церкви – это то, что мы собраны во Христе с каждого уголка земного шара, и наше пребывание во Христе, возможность для нас быть с Ним не зависит ни от страны проживания, ни от исторических обстоятельств, ни от возраста. На пребывание со Христом не влияют ни юность, ни старость, ни положение в обществе (мирянин или священник), ни цвет кожи, а только вхождение в Его Церковь и стремление сердца быть с Ним.
Во всяком уголке земного шара, в любом православном храме мы имеем возможность соединяться со Христом, и та благодать, которую человек получает в Таинстве Причастия, например, где-нибудь в сельском храме, является точно такой же, как он, например, причащался бы в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Благодать и Таинства – одни и те же, главное, чтобы совершителем таинства был канонически поставленный священнослужитель.
Апостольство Церкви.
Церковь основал Господь Иисус Христос. А как земной институт, её оформили и распространили апостолы. Церковь хранит всё, чему Христос научил Своих учеников. Сама Церковь обладает функцией апостольства. Апостол (ἀπόστολος) в переводе с греческого посланник, проповедник. Так и Церковь послана в мир, чтобы проповедовать Евангелие, приводить людей к Богу, она хранительница предания.
Говоря об апостольстве Церкви, святые отцы акцентировали ту мысль, что изначала и доныне в Церкви действует благодать Святого Духа, и она хранит апостольское преемство. Апостольское преемство - непрерывная благодатная связь от апостолов до наших дней, передаваемое через рукоположение (хиротонию) епископов - важное условие бытия Церкви и признак ее истинности. И так будет до конца времен, до Второго пришествия Господа Иисуса Христа.
Приняв благодать Духа Святого в День Пятидесятницы, апостолы через возложение рук (см. Деян. 6: 6; 13: 2-4) передавали этот дар своим преемникам. Священномученик Климент Римский (I век) в своем Первом послании к Коринфянам пишет, что апостолы «поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (гл. 44). И если проследить цепочку рукоположений от апостолов, то мы дойдем до современного священства. Православные епископы – прямые наследники и преемники апостольской благодати через каноническое рукоположение.
Почему так важно апостольское преемство? Ученики Христовы получили благодать от Святого Духа, Который сошёл на них в день Пятидесятницы. Второй, третьей Пятидесятницы не будет – в этом нет необходимости. Святой Дух не будет сходить на какое-то новое собрание, не имеющее отношения к апостольскому. От апостолов – к их преемникам - епископам, через Таинство архиерейской хиротонии, происходит передача благодатной силы Святого Духа. Это свидетельство того, что это – та же самая Церковь, которую создал Христос, которую распространили апостолы.
Иисус Христос сказал про Свою Церковь, что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16: 18). Это значит, что Церковь будет на земле живым и действующим устроением до самого момента Его Второго Пришествия. Главный смысл создания Церкви – спасение человека. Спасение – это возвращение человека к Богу, соединение с Ним. А соединение с Богом осуществляется только во Христе, то есть в Церкви, которая есть Его тело. Поэтому какого-то другого спасения вне Христа и Его Церкви быть не может в принципе. Емко об этом высказывался священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский: «Совершенно безумна мысль соединить людей на почве какого-либо учения. Для этого потребна особая сверхъестественная сила, которой и обладает единая Святая, Соборная Церковь Христова»; «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения — ничего нет без Церкви, и всё есть только в единой Церкви!»
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник