<>…Как я уже сказал, в 843 году, когда был учрежден
праздник Торжества Православия, все думали, что на этом борьба с ересями
закончена. Но ведь не закончилась, и даже сегодня ереси не просто существуют —
они атакуют Церковь. Что же такое ересь? Конечно, ее источник — не только
человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной
разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе человеческая гордыня,
а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви.
Еретик считает, что только он знает правильный путь, а все остальные
заблуждаются. Достаточно вспомнить Ария: чтобы обличить его страшную ересь,
согласно которой Христос — не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор
собирать, и дискуссии не были спокойными. До того были сильны эмоции, что, по
преданию, святитель Николай ударил Ария по лицу. Но православные епископы
понимали: если они сдадут веру, то погубят Церковь. Ведь ересь — это
заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность
церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно,
что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию,
если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно
заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь
разрушить.
Вот и сегодня мы стоим перед очень опасным, на мой взгляд,
явлением в философской, политической и духовной жизни. В Новое время возникло
убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и
общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем
арианство. До того считалось, что Бог управляет миром через законы, которые Он
создал, и обществом человеческим на
основе нравственного закона, который Он открыл в слове Своем и отобразил в
человеческой совести. Поэтому законы человеческие старались привести в
соответствие с Божиим законом; Бог и совесть были главным судией, а главным
авторитетом для человеческого суда был Божий закон. Но наступило время, когда
эту непреложную истину поставили под сомнение и сказали: «Нет, Бог тут ни при
чем. Каждый имеет право верить, но это его личное дело, ведь есть и неверующие.
Всякий индивидуум обладает особыми правами, в том числе определять для самого
себя, что хорошо, а что плохо. Значит, должен быть некий универсальный критерий
истины, а таковым может быть только человек и его права, и жизнь общества
должна формироваться на основе непререкаемого авторитета человеческой
личности».
Так началось революционное изгнание Бога из человеческой
жизни. Вначале это явление охватило Западную Европу, Америку, а потом и Россию.
Наша революция проходила под теми же знаменами и тем же девизом — разрушить до
основания старый мир, тот самый, в центре которого — Бог. Мы испили тяжкую чашу
страданий, и народ наш явил множество мучеников и исповедников. Поскольку я
говорю сегодня о своей личной жизни, скажу также, что моими первыми учителями
были исповедники — мои дед и отец, прошедшие тюрьмы и лагеря, пострадавшие не
потому, что нарушали государственные законы, а потому что отказались предать
Господа и Церковь Православную. И народ наш, как известно, прошел через все испытания
и выстоял.
Но сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой
силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих
странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора
любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим.
Это опасное явление в жизни современного человечества получило название
«дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы
назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права
человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси
человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из
человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было.
Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести
к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова
и мысли. Все это мы формулируем очень просто: мы должны защищать Православие,
как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его Патриарх Мефодий
и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк
Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской.
В момент рукоположения в священный сан я почувствовал, что
должен в течение всей своей жизни проповедовать слово Божие. Сегодня проповедь
Евангелия, проповедь Православия несколько отличается от того, что было в
прошлом. Некоторые со вниманием слушают слова, произносимые в церкви, но есть и
те, у кого эти слова вызывают вопросы, недоумение, несогласие. Так вот, реакция
Церкви на недоумение и несогласие очень важна.
У нас есть два пути. Один путь очень простой: раз вы не
соглашаетесь с проповедью Евангелия, значит, вы еретики или безбожники, с вами
не может быть никакого разговора, потому что, общаясь с вами, мы можем потерять
свою правду. Известно, и среди нас есть те, кто так говорит. Но есть и другой
подход: когда тебе задают вопросы, даже небезобидные, попытаться понять, что
движет твоим собеседником: желание воевать или все-таки докопаться до истины.
Вместо того чтобы отмахнуться и сказать: «Уйди с моего пути, еретик,
безбожник», мы отвечаем на вопросы собеседника со смирением, с упованием на
волю Божию, в надежде, что наши слова достигнут цели. Это означает, что мы
вступаем в диалог с людьми: не декларируем свое учение, но отвечаем на вопросы,
которые нам задают. И ведь так бывает не только тогда, когда мы обращаемся к
людям неверующим. Это происходит, когда мы свидетельствуем о Православии перед
представителями иных конфессий. Они задают вопросы: что-то им непонятно, с
чем-то они не согласны, что-то не соответствует их традиции, и мы отвечаем, мы
свидетельствуем о своем опыте, о своей вере. А вопросы и ответы — это и есть
диалог.
Но кто-то из нашей среды говорит: «Не нужен такой диалог.
Вы сказали — они не приняли. Значит, отрясите прах, скажите, что они еретики».
Но как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую
возможность общения с ним — он перестает вас слышать и становится вашим врагом,
ведь он себя еретиком не считает и воспринимает эти слова как оскорбление. А в
результате нет никакого диалога, и христиане замыкаются в своей среде, образуя
«гетто», в том числе и мы, призванные нести свет Божий по всему миру. Мы друг
друга успокаиваем и утешаем: какие мы правильные, как у нас все хорошо, — а
кругом мир погибающий! И не спросит ли Господь с каждого из нас: вы не вступали
в диалог с миром? вы не боролись за каждую человеческую душу? И не приведет ли
в пример святых апостолов, которые ведь тоже могли оставаться в Галилее?
Прекрасный климат, хорошая еда, хорошее вино, благочестивые единомышленники —
что еще надо? Но апостолы вышли на римские дороги и отправились навстречу
языческому миру, который бросал в них камни, а они искали с ним общий язык,
как, например, апостол Павел, когда он выступал перед афинскими мудрецами и
говорил, что видел у них жертвенник неведомому Богу, Которого он и проповедует
(Деян. 17:23). Апостол признал даже присутствие истины среди язычников, чтобы
начать диалог. Что же сказали бы про апостола Павла наши ревнители? «Как так
можно?! Общаться с язычниками, да еще признать, что у них есть жертвенник, на
котором поклоняются Тому же Богу, Кому и мы поклоняемся?» Действительно,
Церковь с самого начала боролась против всяких ересей и разделений, и тот же
апостол Павел в послании к Коринфянам говорит о необходимости хранить единство.
Но Церковь всегда несла апостольское свидетельство всему миру.
Русская Православная Церковь обеспокоена не только
вероучительными вопросами. Она очень обеспокоена тем, что происходит в мире, а
с некоторыми проблемами в одиночку не справиться. Наверное, самой страшной
проблемой современности являются гонения на христиан, и я удивляюсь, почему до
недавнего времени она не вызывала горячего отклика. Приведу данные
международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За
сутки — около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан
обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в
Советском Союзе. А мы живем так, будто ничего не происходит, — нас же не гонят.
В Ираке было полтора миллиона христиан — осталось 150 тысяч; в Сирии полтора
миллиона — осталось 500 тысяч. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты,
убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в
Афганистане — никакой защиты. Человека убивают только потому, что он в
воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.
Я имел возможность посетить Сирию в самом начале войны. Я
видел, как там жили люди, каким страхом они были объяты, опасаясь, что в
результате военных действий произойдет непоправимое — христиане будут
уничтожены или вытеснены. Позднее я встречался с главами многих Православных и
иных христианских Церквей на Ближнем Востоке, и все в один голос просили:
сделайте что-нибудь, у нас нет сил, защитите, мы погибаем! И я говорил об этом
громко и на встречах с президентами разных стран, и на международных собраниях,
— но как будто никто ничего не слышал…
Вот тогда и возникла мысль сказать так, чтобы непременно
все услышали. И в ходе переговоров с Римским Папой мы договорились, что нам
нужно встретиться и громко, на весь мир, заявить о гонениях на христиан. Эта
встреча произошла, и мир заговорил! Удивительно: американский Конгресс вдруг
заявляет, что уничтожение христиан на Ближнем Востоке — это геноцид. Просили же
сказать, что осуществляется геноцид, что христиан убивают, — не было ответа! А
теперь ответ есть, потому что голоса Востока и Запада соединились, и было
сказано о самом главном, что сегодня всех нас беспокоит.
<>…Считаю, что встреча Патриарха Московского с Папой
была важным событием. Это произошло впервые в истории, но ведь впервые в
истории обрушиваются такие гонения на христиан, впервые в истории происходит
дехристианизация человеческой цивилизации — мы и об этом сказали. И сейчас есть
надежда, что мы можем работать сообща, преодолевая губительные воздействия на
сознание современного человека, каждый на своем месте, — и те, кто несет
ответственность на Западе, и мы на Востоке, вместе со своим благочестивым
народом. Мы переживаем особые времена, но ничего нового нет. Как во времена
Торжества Православия, как во времена святителя Марка Эфесского, так и сегодня
Церковь Православная призвана проповедовать Евангелие и хранить чистоту веры
православной. Аминь.
Пресс-служба
Патриарха Московского и всея Руси. Печатается с сокращениями
