Сегодня: Вторник 16 Апрель 2024 г.

Опять «минусы» вместо «плюсов»

На дворе весна. Потеплело. Жители нашего двора пусть ненадолго, но стали выходить во двор. Хоть и с трудом, выходит баба Вера, переломавшая ноги, выпрыгивая с внучкой из маршрутки во исполнение закона о возрастном ограничении прослушивания музыкальных программ: возраст внучки не соответствовал зазвучавшей песне. Собираясь около нее, мы невольно продолжаем вести беседы и приводить наболевшие примеры из повседневной жизни, где, на наш взгляд, нарушен закон о возрастном ограничении в передачах, общественных мероприятиях, школьных конкурсах. Петрович, заслуженный учитель истории и обществознания, сетовал, что современные конкурсы учеников не ставят возрастных табу на научные работы. Например, ученица 10 класса с легкостью и уверенностью исследует материалы о следственных делах 37-го года, рассуждает о них и завоевывает первые места. «Я целенаправленно занимался изучением предвоенного периода истории, но так и не смог составить однозначного мнения об эпохе, не прожив ее», - возмущался он. Серьезные историки спорят, у них нет единого мнения, а ученица 10-го класса, близко не знающая даже 90-е годы, судит, выносит вердикт и побеждает на конкурсах. «Я убежден, - не унимался Петрович, - должны быть возрастные ограничения на поднимаемые школьниками темы. Конференции должны воспитывать патриотизм, объединять молодое поколение с историей Родины, а уже сформировавшийся человек дальше сможет сам на основе своих знаний и опыта определить отношение к различным этапам развития страны, без навязанного педагогом мнения», - грустно закончил Петрович. Мы поддержали его.

-Это ерунда, - вступила в разговор тетя Мотя. - Я вот недавно столкнулась с проблемой. Внучка, ученица 5-го класса, принимала участие в конкурсе «Живая классика». Мы серьезно готовились, это первый опыт внучки, я рада: ребенок много прочитал, пока определился, что рассказывать. Мы вместе репетировали. Что еще надо бабушке для счастья? После конкурса у внучки закрепился интерес к классической литературе. Правда, я все же оказалась в шоке. Девчушка потребовала у меня повесть А.Куприна «Яма». «Это тебе зачем?» - поинтересовалась я. Оказывается, на нее сильное впечатление произвел отрывок из этого произведения - «Исповедь Проститутки», - прочитанный одной из конкурсанток. Я люблю Куприна, - жалуется Мотя, - но, как объяснить внучке, что ей рано читать это произведение, ведь ее уже с ним познакомили.

Мы начали возмущаться, как учитель позволил это читать, как позволили организаторы и жюри прозвучать этому произведению в аудитории 5-10 классов. Всех пытался успокоить Алексеич, дескать, отсталые мы, ничего не понимаем в современном обществе. Вон как здорово было, как славно смотрелись школьницы с голыми спинами и животами, выполняя движения современного эстрадного танца перед мужской аудиторией футбольных болельщиков перед игрой Киров-Спартак. «Может вы и против этого?» - напирал он. Нет, не против. Если родители детей «за», как мы может возражать?

А недавно все насели на меня: «Расскажи, как прошел юбилей нашего театра». Я хотел отмолчаться, но не смог. В целом, наверное, хорошо, только я попался на первоапрельскую шутку. На афише не было возрастных ограничений, и я решил приобщить 8-летнего внука к искусству. Начало праздника удивило, но неравнодушный внук озадачил вопросом: что означали специфические движения детей с черными губами под кислотную музыку. Я отмолчался. Мы с удовольствием приняли участие в заслуженном чествовании наших кировских артистов. К сожалению, когда словарный запас внука пополнился литературным матерным словом, прозвучавшим из уст женщин со сцены, когда любознательный малыш спросил: что такое «презерватив», я вынужден был, проклиная собственную глупость, покинуть столь ожидаемый мною праздник, чтобы не выслушивать упреки православных родителей внука. Идя домой, я вдруг понял, что, если на афише нет плюса, это означает – только для взрослых. Где же я раньше был? Вот такую грустную историю об испорченном, по своей наивности, празднике я смог поведать соседям.

И с каждой беседой об установке возрастного ограничения мы убеждались в его бессмысленности. Зачем лицемерить, если в школе пятиклассникам читают «Яму» А.Куприна, со сцены звучит литературный мат, дети танцуют современные танцы в мужской аудитории, а самым интересным отрезком истории в школе стал 37-й год прошлого века. Этот закон о «плюсе» только смущает таких наивных старых ворчунов, верящих тому, что декларируется о нравственности и патриотизме с высоких трибун, и глупо верящих в закон, который якобы поможет возрастному урегулированию информационных потоков. В нашем детстве в идеологизированном Союзе обходились одной надписью «Детям до шестнадцати вход запрещен». Нашим родителям и в голову не приходило волноваться, какую музыку мы услышим в общественном месте, какие произведения будут звучать в школе. «Сегодня есть закон, есть контролирующие органы, но, если вы заботитесь о нравственном здоровье детей, лучше всего держаться подальше от любых общественных мероприятий, общественных заведений», - подвел итог нашей ханжеской беседе Петрович. Главный вывод – мы сами должны заботиться об исполнении закона, и молодец баба Вера, выпрыгнувшая с внучкой на ходу из маршрутки, чтобы не слышать «шедевры» нашей попсы. Осталось только освоить навыки десантирования из движущегося автотранспорта - и закон будет легко выполним.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 08 апреля 2016 г.



Опять «минусы» вместо «плюсов»

На дворе весна. Потеплело. Жители нашего двора пусть ненадолго, но стали выходить во двор. Хоть и с трудом, выходит баба Вера, переломавшая ноги, выпрыгивая с внучкой из маршрутки во исполнение закона о возрастном ограничении прослушивания музыкальных программ: возраст внучки не соответствовал зазвучавшей песне. Собираясь около нее, мы невольно продолжаем вести беседы и приводить наболевшие примеры из повседневной жизни, где, на наш взгляд, нарушен закон о возрастном ограничении в передачах, общественных мероприятиях, школьных конкурсах. Петрович, заслуженный учитель истории и обществознания, сетовал, что современные конкурсы учеников не ставят возрастных табу на научные работы. Например, ученица 10 класса с легкостью и уверенностью исследует материалы о следственных делах 37-го года, рассуждает о них и завоевывает первые места. «Я целенаправленно занимался изучением предвоенного периода истории, но так и не смог составить однозначного мнения об эпохе, не прожив ее», - возмущался он. Серьезные историки спорят, у них нет единого мнения, а ученица 10-го класса, близко не знающая даже 90-е годы, судит, выносит вердикт и побеждает на конкурсах. «Я убежден, - не унимался Петрович, - должны быть возрастные ограничения на поднимаемые школьниками темы. Конференции должны воспитывать патриотизм, объединять молодое поколение с историей Родины, а уже сформировавшийся человек дальше сможет сам на основе своих знаний и опыта определить отношение к различным этапам развития страны, без навязанного педагогом мнения», - грустно закончил Петрович. Мы поддержали его.

-Это ерунда, - вступила в разговор тетя Мотя. - Я вот недавно столкнулась с проблемой. Внучка, ученица 5-го класса, принимала участие в конкурсе «Живая классика». Мы серьезно готовились, это первый опыт внучки, я рада: ребенок много прочитал, пока определился, что рассказывать. Мы вместе репетировали. Что еще надо бабушке для счастья? После конкурса у внучки закрепился интерес к классической литературе. Правда, я все же оказалась в шоке. Девчушка потребовала у меня повесть А.Куприна «Яма». «Это тебе зачем?» - поинтересовалась я. Оказывается, на нее сильное впечатление произвел отрывок из этого произведения - «Исповедь Проститутки», - прочитанный одной из конкурсанток. Я люблю Куприна, - жалуется Мотя, - но, как объяснить внучке, что ей рано читать это произведение, ведь ее уже с ним познакомили.

Мы начали возмущаться, как учитель позволил это читать, как позволили организаторы и жюри прозвучать этому произведению в аудитории 5-10 классов. Всех пытался успокоить Алексеич, дескать, отсталые мы, ничего не понимаем в современном обществе. Вон как здорово было, как славно смотрелись школьницы с голыми спинами и животами, выполняя движения современного эстрадного танца перед мужской аудиторией футбольных болельщиков перед игрой Киров-Спартак. «Может вы и против этого?» - напирал он. Нет, не против. Если родители детей «за», как мы может возражать?

А недавно все насели на меня: «Расскажи, как прошел юбилей нашего театра». Я хотел отмолчаться, но не смог. В целом, наверное, хорошо, только я попался на первоапрельскую шутку. На афише не было возрастных ограничений, и я решил приобщить 8-летнего внука к искусству. Начало праздника удивило, но неравнодушный внук озадачил вопросом: что означали специфические движения детей с черными губами под кислотную музыку. Я отмолчался. Мы с удовольствием приняли участие в заслуженном чествовании наших кировских артистов. К сожалению, когда словарный запас внука пополнился литературным матерным словом, прозвучавшим из уст женщин со сцены, когда любознательный малыш спросил: что такое «презерватив», я вынужден был, проклиная собственную глупость, покинуть столь ожидаемый мною праздник, чтобы не выслушивать упреки православных родителей внука. Идя домой, я вдруг понял, что, если на афише нет плюса, это означает – только для взрослых. Где же я раньше был? Вот такую грустную историю об испорченном, по своей наивности, празднике я смог поведать соседям.

И с каждой беседой об установке возрастного ограничения мы убеждались в его бессмысленности. Зачем лицемерить, если в школе пятиклассникам читают «Яму» А.Куприна, со сцены звучит литературный мат, дети танцуют современные танцы в мужской аудитории, а самым интересным отрезком истории в школе стал 37-й год прошлого века. Этот закон о «плюсе» только смущает таких наивных старых ворчунов, верящих тому, что декларируется о нравственности и патриотизме с высоких трибун, и глупо верящих в закон, который якобы поможет возрастному урегулированию информационных потоков. В нашем детстве в идеологизированном Союзе обходились одной надписью «Детям до шестнадцати вход запрещен». Нашим родителям и в голову не приходило волноваться, какую музыку мы услышим в общественном месте, какие произведения будут звучать в школе. «Сегодня есть закон, есть контролирующие органы, но, если вы заботитесь о нравственном здоровье детей, лучше всего держаться подальше от любых общественных мероприятий, общественных заведений», - подвел итог нашей ханжеской беседе Петрович. Главный вывод – мы сами должны заботиться об исполнении закона, и молодец баба Вера, выпрыгнувшая с внучкой на ходу из маршрутки, чтобы не слышать «шедевры» нашей попсы. Осталось только освоить навыки десантирования из движущегося автотранспорта - и закон будет легко выполним.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 08 апреля 2016 г.