Сегодня: Суббота 20 Апрель 2024 г.

Круглый стол по вопросам экологии

В Кирове действует рабочая группа по экологическому просвещению населения. В рамках своей деятельности она организовала круглый стол по самым актуальным на сегодняшний день вопросам в сфере экологии. Встреча проходила в Воскресной школе собора святого благоверного князя Александра Невского.


На круглый стол были приглашены учителя географии, биологии, химии, работники библиотек, лекторы Общества «Знание», средства массовой информации. В его работе также принимали участие гости из Калуги и Подмосковья. Это
Игорь Николаевич Лыков – научный руководитель Института естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (доктор биологических и кандидат медицинских наук, профессор, академик Международной академии экологической безопасности), Юлия Олеговна Горшкова – член Общественной палаты Калужской области, заместитель директора Института устойчивого развития (кандидат географических наук, ведущий эколог Российскогофедерального геологического фонда), Антон Гелажис – лидер областного волонтёркого движения, Николай Николаевич Забелкин – генеральный директор ООО «Благоустройство-Сервис», работающего в сфере обращения с отходами.

Участников мероприятия приветствовал директор ООО «Реммонтаж» Радик Закирьянов, являющийся одним из инициаторов создания рабочей группы по экологическому просвещению населения. Прежде всего, он поблагодарил всех пришедших на встречу, заметив, что когда есть те, кому не безразличен мир вокруг, то, значит, не всё ещё потеряно. Радик Ахнафович назвал очень важной повестку дня, которую предстоит обсудить. В неё вошли три темы: «Экологическая ответственность общества и устойчивое развитие», «Основные проблемы экологии и их решения в Калужской области», «Направления научных работ школьников в свете наступающего Года экологии».


Экологическая ответственность общества и устойчивое развитие


Первые две темы осветила член Общественной палаты Калужской области Юлия Горшкова. Юлия Олеговна занимается экологическим просвещением и образованием. Она преподаёт в Институте устойчивого развития и осуществляет подготовку руководителей и специалистов различных организаций в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами. Кстати, в Кирове практикующий эколог уже не первый раз.


Свою лекцию Ю. Горшкова начала с определения, что такое устойчивое развитие. Разъяснение данного термина даётся в экологической доктрине Российской Федерации.
Под таким развитием понимается баланс экономических, социальных и экологических условий жизни. Право граждан России на благоприятную окружающую среду и её сохранение закреплено в Конституции РФ. Но, чтобы обеспечить и то, и другое, население страны должно обладать высоким уровнем сознания и экологической культуры.

-Наше государство уделяет внимание вопросам экологического воспитания и просвещения, - подчеркнула Юлия Олеговна. – Не случайно, 2013 год был объявлен Годом окружающей среды, а будущий 2017 год – Годом экологии. Он должен будет привлечь общественность к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности. В 2017 году также вступит в силу ряд законодательных актов, новых для россиян. Вводится частичный запрет на захоронение отходов, которые могут быть вторично использованы и переработаны.

Говоря о важности воспитательного элемента, применимого как для детей, так и для взрослых, кандидат географических наук напомнила простые законы Барри Коммонеру, описанные в книге «Замыкающийся круг». Их четыре. Они сформулированы в виде афоризмов, понятны без дополнительных пояснений и легко запоминаются. Закон 1 «Всё связано со всем». Закон 2 «Всё должно куда-то деваться». Закон 3 «Природа знает лучше». Закон 4 «Ничто не даётся даром». Эти постулаты нацеливают человечество на достижение экологической целесообразности и совместимости технологических процессов с природными.



Основные проблемы экологии и их решения в Калужской области


В Калужской области, на территории которой находятся природоохранные комплексы, историко-культурные ландшафты, заповедники, памятники природы, развивается высокотехнологичное производство, внедряются инновации, экологическая ситуация считается относительно благоприятной. Однако в регионе остаются нерешёнными многие проблемы.


Юлия Горшкова готовила доклад к экологическому форуму, проходившему в Калуге в сентябре 2015 года. Она сравнивала данные официальной статистики за период с 2003 по 2013 годы. Юлия Олеговна привела некоторые цифры. Так, за 10 лет на территории области в 10 раз увеличилось количество образуемых отходов. Порядка 95 процентов из всего сбрасываемого объёма сточных вод остаётся загрязнённым. То есть стоки недостаточно очищаются либо остаются вовсе без очистки.

Эколог рассказала, что Институт устойчивого развития, созданный при Общественной палате Калужской области в 2012 году, как сообщество экспертов, координирует усилия, способствующие формированию политики экологической безопасности, реализации экологического образования и просвещения в регионе. ВУЗ осуществляет свою деятельность в соответствии с региональным законодательством.

Одно из направлений деятельности института было реализовано в 2013 году – в Год окружающей среды. Эксперты попытались составить экологический рейтинг крупных предприятий на территории области. Главным условием проведения этой работы являлся принцип добровольности и открытости. Анкеты получили 100 предприятий, в том числе и с иностранным капиталом. Однако в итоге свою открытость в вопросах экологии продемонстрировали всего 16 участников анкетирования. В Кировском районе на такой серьёзный шаг решилось лишь акционерное общество «Кировская керамика».

-Предлагаемая анкета включала 18 показателей. И предоставляемые по ним отчёты не носили исключительно позитивный характер. Поэтому то, что предприятия добровольно согласились принять участие в рейтинге, говорит об их социальной и экологической ответственности, готовности работать с общественностью и улучшать свою природоохранную деятельность, - прокомментировала полученные результаты заместитель директора Института устойчивого развития.

В заключение своего выступления Юлия Олеговна пришла к выводу: «Гарантом экологической безопасности может служить только экологическое образование. Оно должно начинаться с самого юного возраста и продолжаться с целью повышения квалификации, когда человек работает на производстве. Знания формируют ответственное отношение к окружающей среде, понимание ценности природы и необходимости нашего устойчивого развития».

Готовясь к Году экологии, калужский эколог порекомендовала педагогическим работникам Кирова присоединиться к Всероссийской акции «Сделаем вместе». Она включает теоретические и практические занятия, а также привлечение специалистов для проведения экоуроков. Ю. Горшкова изъявила готовность приехать к кировским школьникам.


Направления научных работ школьников в свете наступающего Года экологии


Кировчан интересовало, какими направлениями научных работ могут заниматься учителя и школьники в свете наступающего Года экологии. Своим опытом исследовательской деятельности с коллегами поделился
научный руководитель Института естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского Игорь Николаевич Лыков. Он работает как со студентами, так и с учащимися общеобразовательных школ.


Главной сегодняшней проблемой доктор биологических и кандидат медицинских наук считает накопление твёрдых бытовых отходов. Детям он разъясняет необходимость раздельного сбора ТБО. В университете установлены специальные контейнеры, и подрастающее поколение приучается разделять отходы. Кроме того, со школьниками проводятся практические занятия на полигоне. Начинающие экологи отбирают почву, воду и воздух для проведения анализов. Они выявляют, какой вред полигон наносит окружающей среде.

Уже четверть века калужские дети обследуют святые родники по всему региону. Они их фотографируют, описывают, устанавливают координаты, определяют качество воды и то, как деятельность человека влияет на неё. Школьники из районов выбирают святые родники, за которыми ухаживают вместе с прихожанами местных храмов. Проводя свои исследования, они одновременно приобщаются к православной вере и патриотизму.

В сфере внимания исследователей – загрязнение воздуха. Они изучают шум, вибрацию, пыль, загазованность от автотранспорта. Ребята под руководством своих наставников отбирают воздух и исследуют его на предмет химических и микробиологических показателей. Профессор привёл пример того, как агрессивная городская среда повлияла на тополя, посаженные в Калуге 50 лет назад. При озеленении города сажали мужские особи, не дающие пух. Под воздействием постоянно отравляемого выхлопами автомашин воздуха деревья поменяли пол с мужского на женский, дающий пух. А он, в свою очередь, накапливает в себе пыль, вредные вещества и, тем самым, вызывает у людей аллергию.

В школах учащиеся отслеживают загрязнённость воздуха в классах до, во время и после урока. Выясняют, какие растения могут помочь очистить воздух.

В исследовательскую деятельность включены домашние животные. Дети собирают сведения о численности бродячих собак и кошек, а также содержащихся дома. Лабораторным путём школьники выяснили, что экскременты, оставляемые домашними животными на улице, весьма аллергенны.

Особое внимание профессор Игорь Лыков заострил на проблеме школьного питания. Проведённое с детьми исследование показало, что в школы поступает много некачественных продуктов. В условиях торгов выигрывают поставщики, дающие самую низкую цену.

Объектами исследования стало здоровье школьников и учителей. Около 300 учеников и 50 педагогов прошли обследование на присутствие в организме бактерий хеликобактер пилари. Вредный микроорганизм обнаружился у 80 процентов детей и 100 процентов взрослых. Установлено, что он провоцирует развитие гастритов, язв, эрозий и полипов, злокачественных опухолей в кишечнике и желудке. Проделанная работа была удостоена гранта на бесплатное лечение.

-Ребята с огромным удовольствием участвуют в экологических изысканиях. Многие выпускники школ поступают в Институт естествознания и учатся с большим интересом, - подытожил Игорь Николаевич.


Нужны лекторы, литература, достоверные данные


Круглый стол продолжился обсуждением изложенной информации. Развернулась дискуссия и по многим другим вопросам.


Татьяна Владленовна Матюшина, директор Централизованной библиотечной системы и руководитель Кировского отделения Общества «Знание», пригласила в Киров читать лекции по экологии специалистов и попросила калужан помочь с пополнением фонда библиотек книгами экологической направленности.

Член Общественной палаты Калужской области Юлия Горшкова не увидели трудностей в вопросе выезда в райцентры профессиональных лекторов. Вполне реально, по ее мнению, и организовать обучение лекторов на местах из числа желающих.

Что касается экологической литературы, то тут помощь предложил научный руководитель Института естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского Игорь Николаевич Лыков. Он сообщил, что ВУЗом издаётся большое количество книг по экологии. Учебное заведение готово безвозмездно предоставить некоторые свои издания, для чего требуется написать обращение на имя ректора.

Представитель Больше-Савкинской школы поинтересовалась у директора ООО «Реммонтаж» Радика Закирьянова, что происходит с рассортированными в их образовательном учреждении отходами, когда они поступают на полигон ТБО. Учителя волновало, не напрасен ли труд школьников по сортировке отходов. «Ни в коем случае! – заверил Радик Ахнафович педагога. – Привезённые на санкционированную свалку отходы из цветных пакетов поступают на участок сортировки и там досортировываются. Затем они направляются во вторичное сырьё. Бытовые отходы из чёрного пакета захораниваются сразу».

Участники встречи обратились к руководителю «Реммонтажа» с просьбой организовать экскурсии на полигон. Р. Закирьянов предложение принял. Возможно, вскоре такие выезды будут организованы.

Кстати, состояние кировского полигона произвело впечатление на гостя круглого стола из Подмосковья Николая Забелкина. В Лотошинском районе Московской области он возглавляет аналогичную «Реммонтажу» организацию, осуществляющую свою деятельность в сфере обращения с отходами. Николай Николаевич без сопровождения своего коллеги Радика Закирьянова побывал на свалке и убедился в отсутствии стойкого запаха и пожаров. «Действительно, приезжайте, посмотрите и убедитесь сами, - посоветовал он присутствующим. – Я побывал на многих полигонах. Иной раз приедешь, а подойти невозможно, вонь стоит ужасная, и дым от пожаров разъедает глаза. У вас в районе наведён порядок на свалке».

Педагоги затронули тему отсутствия достоверных статистических данных по экологии. Сегодня, к сожалению, взять их неоткуда. Газета «Зелёный колокол» уже много лет не выходит. Для решения проблемы доступа к статистике член Общественной палаты Калужской области Юлия Горшкова посоветовала пользоваться докладами о состоянии окружающей среды, ежегодно издаваемымиМинистерством природных ресурсов и экологии Калужской области.

Радик Закирьянов спросил, каким специальностям обучают в Институте естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Научный руководитель вуза Игорь Лыков ответил, что учебное заведение предоставляет широкое поле перспектив. В институте действует очная форма обучения по таким направлениям, как: землеустройство и кадастры, техносферная безопасность, биология и химия, география и иностранный язык, биология, экология и природопользование. Игорь Николаевич выразил сожаление об отсутствии набора в 2016 году на экологические специальности. Зато сейчас в вузе учат лечебному делу. А конкретно экологов в России начнут профессионально готовить с 2020 года.

Существенное замечание по подготовке кадров сделала учитель школы №2. Ученики, намеревающиеся быть географами, для поступления в высшие учебные заведения готовятся сдавать экзамены по математике, русскому языку и профильному предмету, то есть географии. Что весьма логично. Однако в экзаменационном списке (судя по информационной листовке Института естествознания) вместо спецпредмета – география – значится обществознание. «Такой подход министерства образования РФ не профессионален», - убежден педагог.

Диалог вскрыл проблему изучения экологии в школах. В образовательных учреждениях нет условий для проведения даже самых простых экологических исследований. Умещающаяся в обычном чемоданчике школьная лаборатория с минимальным набором реактивов стоит 25 тысяч рублей. Где взять деньги на её приобретение? Да и об электронном микроскопе остаётся только мечтать. А дети хотят на практике проводить анализы воды, воздуха, почвы.

-Специалисты в области экологии нам крайне необходимы, но их очень мало. Повышать уровень экологической культуры и образованности населения тоже нужно, - поддержал переживания педагогического сообщества директор ООО «Реммонтаж» Радик Закирьянов и поставил задачу поднять проблему подготовки экологов и преподавания предмета экологии в школах на уровне Общественной палаты или Законодательного Собрания Калужской области. Общественность вполне способна инициировать рассмотрение этих вопросов в аспекте реализации регионального компонента образования.

Собравшиеся выслушали мнение молодёжи. Его высказал Антон Гелижис – студент Института естествознания, возглавляющий группу волонтёров ведущих калужских вузов. Позиция молодого человека такова: давайте сами снизу сообща мотивировать смену сознания в сфере экологического просвещения. Учебная программа по экологии уже написана. Общественность, сплотившись, лишь должна заявить государству, что она нуждается в этом.


Берегите мир вокруг, сотворённый Господом


Круглый стол проходил в уютном зале Воскресной школы. По отзывам участников мероприятия их до глубины души тронуло здешнее гостеприимство. Они адресовали директору духовно-просветительского учреждения матушке Анастасии Рябовой свою сердечную благодарность за тёплый приём и проявленную заботу.


-Нам приятно, что площадкой для столь серьёзного и важного разговора на тему экологического просвещения выбрана Воскресная школа собора святого благоверного князя Александра Невского, - призналась матушка Анастасия. – Наши воспитанники учатся тому, как бережно пользоваться благами, данными всем нам Господом при сотворении мира. Так, в течение всего прошлого года мы с детьми изготавливали скворечники и кормушки для птиц. Они развешаны на деревьях возле школы. В новом учебном году ребята живо откликнулись на приглашение рабочей группы по экологическому просвещению поучаствовать в конкурсе рисунков, посвящённом раздельному сбору отходов. Некоторые любители рисовать участвуют сразу в нескольких конкурсных номинациях. Из детских рисунков получилась тематическая выставка, которую с неподдельным интересом рассматривал сегодняшний гость Антон Гелажис и даже что-то записывал для себя в блокноте. Идёт весенний месячник благоустройства, и Воскресная школа не остаётся от него в стороне. Дети и наставники дружно вышли на уборку территории. В наших ближайших планах участие в готовящемся слёте экологической направленности. Его проведение намечено на конец мая.


На круглом столе присутствовала Оксана БАРКОВА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 22.04.2016



Круглый стол по вопросам экологии

В Кирове действует рабочая группа по экологическому просвещению населения. В рамках своей деятельности она организовала круглый стол по самым актуальным на сегодняшний день вопросам в сфере экологии. Встреча проходила в Воскресной школе собора святого благоверного князя Александра Невского.


На круглый стол были приглашены учителя географии, биологии, химии, работники библиотек, лекторы Общества «Знание», средства массовой информации. В его работе также принимали участие гости из Калуги и Подмосковья. Это
Игорь Николаевич Лыков – научный руководитель Института естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (доктор биологических и кандидат медицинских наук, профессор, академик Международной академии экологической безопасности), Юлия Олеговна Горшкова – член Общественной палаты Калужской области, заместитель директора Института устойчивого развития (кандидат географических наук, ведущий эколог Российскогофедерального геологического фонда), Антон Гелажис – лидер областного волонтёркого движения, Николай Николаевич Забелкин – генеральный директор ООО «Благоустройство-Сервис», работающего в сфере обращения с отходами.

Участников мероприятия приветствовал директор ООО «Реммонтаж» Радик Закирьянов, являющийся одним из инициаторов создания рабочей группы по экологическому просвещению населения. Прежде всего, он поблагодарил всех пришедших на встречу, заметив, что когда есть те, кому не безразличен мир вокруг, то, значит, не всё ещё потеряно. Радик Ахнафович назвал очень важной повестку дня, которую предстоит обсудить. В неё вошли три темы: «Экологическая ответственность общества и устойчивое развитие», «Основные проблемы экологии и их решения в Калужской области», «Направления научных работ школьников в свете наступающего Года экологии».


Экологическая ответственность общества и устойчивое развитие


Первые две темы осветила член Общественной палаты Калужской области Юлия Горшкова. Юлия Олеговна занимается экологическим просвещением и образованием. Она преподаёт в Институте устойчивого развития и осуществляет подготовку руководителей и специалистов различных организаций в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами. Кстати, в Кирове практикующий эколог уже не первый раз.


Свою лекцию Ю. Горшкова начала с определения, что такое устойчивое развитие. Разъяснение данного термина даётся в экологической доктрине Российской Федерации.
Под таким развитием понимается баланс экономических, социальных и экологических условий жизни. Право граждан России на благоприятную окружающую среду и её сохранение закреплено в Конституции РФ. Но, чтобы обеспечить и то, и другое, население страны должно обладать высоким уровнем сознания и экологической культуры.

-Наше государство уделяет внимание вопросам экологического воспитания и просвещения, - подчеркнула Юлия Олеговна. – Не случайно, 2013 год был объявлен Годом окружающей среды, а будущий 2017 год – Годом экологии. Он должен будет привлечь общественность к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности. В 2017 году также вступит в силу ряд законодательных актов, новых для россиян. Вводится частичный запрет на захоронение отходов, которые могут быть вторично использованы и переработаны.

Говоря о важности воспитательного элемента, применимого как для детей, так и для взрослых, кандидат географических наук напомнила простые законы Барри Коммонеру, описанные в книге «Замыкающийся круг». Их четыре. Они сформулированы в виде афоризмов, понятны без дополнительных пояснений и легко запоминаются. Закон 1 «Всё связано со всем». Закон 2 «Всё должно куда-то деваться». Закон 3 «Природа знает лучше». Закон 4 «Ничто не даётся даром». Эти постулаты нацеливают человечество на достижение экологической целесообразности и совместимости технологических процессов с природными.



Основные проблемы экологии и их решения в Калужской области


В Калужской области, на территории которой находятся природоохранные комплексы, историко-культурные ландшафты, заповедники, памятники природы, развивается высокотехнологичное производство, внедряются инновации, экологическая ситуация считается относительно благоприятной. Однако в регионе остаются нерешёнными многие проблемы.


Юлия Горшкова готовила доклад к экологическому форуму, проходившему в Калуге в сентябре 2015 года. Она сравнивала данные официальной статистики за период с 2003 по 2013 годы. Юлия Олеговна привела некоторые цифры. Так, за 10 лет на территории области в 10 раз увеличилось количество образуемых отходов. Порядка 95 процентов из всего сбрасываемого объёма сточных вод остаётся загрязнённым. То есть стоки недостаточно очищаются либо остаются вовсе без очистки.

Эколог рассказала, что Институт устойчивого развития, созданный при Общественной палате Калужской области в 2012 году, как сообщество экспертов, координирует усилия, способствующие формированию политики экологической безопасности, реализации экологического образования и просвещения в регионе. ВУЗ осуществляет свою деятельность в соответствии с региональным законодательством.

Одно из направлений деятельности института было реализовано в 2013 году – в Год окружающей среды. Эксперты попытались составить экологический рейтинг крупных предприятий на территории области. Главным условием проведения этой работы являлся принцип добровольности и открытости. Анкеты получили 100 предприятий, в том числе и с иностранным капиталом. Однако в итоге свою открытость в вопросах экологии продемонстрировали всего 16 участников анкетирования. В Кировском районе на такой серьёзный шаг решилось лишь акционерное общество «Кировская керамика».

-Предлагаемая анкета включала 18 показателей. И предоставляемые по ним отчёты не носили исключительно позитивный характер. Поэтому то, что предприятия добровольно согласились принять участие в рейтинге, говорит об их социальной и экологической ответственности, готовности работать с общественностью и улучшать свою природоохранную деятельность, - прокомментировала полученные результаты заместитель директора Института устойчивого развития.

В заключение своего выступления Юлия Олеговна пришла к выводу: «Гарантом экологической безопасности может служить только экологическое образование. Оно должно начинаться с самого юного возраста и продолжаться с целью повышения квалификации, когда человек работает на производстве. Знания формируют ответственное отношение к окружающей среде, понимание ценности природы и необходимости нашего устойчивого развития».

Готовясь к Году экологии, калужский эколог порекомендовала педагогическим работникам Кирова присоединиться к Всероссийской акции «Сделаем вместе». Она включает теоретические и практические занятия, а также привлечение специалистов для проведения экоуроков. Ю. Горшкова изъявила готовность приехать к кировским школьникам.


Направления научных работ школьников в свете наступающего Года экологии


Кировчан интересовало, какими направлениями научных работ могут заниматься учителя и школьники в свете наступающего Года экологии. Своим опытом исследовательской деятельности с коллегами поделился
научный руководитель Института естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского Игорь Николаевич Лыков. Он работает как со студентами, так и с учащимися общеобразовательных школ.


Главной сегодняшней проблемой доктор биологических и кандидат медицинских наук считает накопление твёрдых бытовых отходов. Детям он разъясняет необходимость раздельного сбора ТБО. В университете установлены специальные контейнеры, и подрастающее поколение приучается разделять отходы. Кроме того, со школьниками проводятся практические занятия на полигоне. Начинающие экологи отбирают почву, воду и воздух для проведения анализов. Они выявляют, какой вред полигон наносит окружающей среде.

Уже четверть века калужские дети обследуют святые родники по всему региону. Они их фотографируют, описывают, устанавливают координаты, определяют качество воды и то, как деятельность человека влияет на неё. Школьники из районов выбирают святые родники, за которыми ухаживают вместе с прихожанами местных храмов. Проводя свои исследования, они одновременно приобщаются к православной вере и патриотизму.

В сфере внимания исследователей – загрязнение воздуха. Они изучают шум, вибрацию, пыль, загазованность от автотранспорта. Ребята под руководством своих наставников отбирают воздух и исследуют его на предмет химических и микробиологических показателей. Профессор привёл пример того, как агрессивная городская среда повлияла на тополя, посаженные в Калуге 50 лет назад. При озеленении города сажали мужские особи, не дающие пух. Под воздействием постоянно отравляемого выхлопами автомашин воздуха деревья поменяли пол с мужского на женский, дающий пух. А он, в свою очередь, накапливает в себе пыль, вредные вещества и, тем самым, вызывает у людей аллергию.

В школах учащиеся отслеживают загрязнённость воздуха в классах до, во время и после урока. Выясняют, какие растения могут помочь очистить воздух.

В исследовательскую деятельность включены домашние животные. Дети собирают сведения о численности бродячих собак и кошек, а также содержащихся дома. Лабораторным путём школьники выяснили, что экскременты, оставляемые домашними животными на улице, весьма аллергенны.

Особое внимание профессор Игорь Лыков заострил на проблеме школьного питания. Проведённое с детьми исследование показало, что в школы поступает много некачественных продуктов. В условиях торгов выигрывают поставщики, дающие самую низкую цену.

Объектами исследования стало здоровье школьников и учителей. Около 300 учеников и 50 педагогов прошли обследование на присутствие в организме бактерий хеликобактер пилари. Вредный микроорганизм обнаружился у 80 процентов детей и 100 процентов взрослых. Установлено, что он провоцирует развитие гастритов, язв, эрозий и полипов, злокачественных опухолей в кишечнике и желудке. Проделанная работа была удостоена гранта на бесплатное лечение.

-Ребята с огромным удовольствием участвуют в экологических изысканиях. Многие выпускники школ поступают в Институт естествознания и учатся с большим интересом, - подытожил Игорь Николаевич.


Нужны лекторы, литература, достоверные данные


Круглый стол продолжился обсуждением изложенной информации. Развернулась дискуссия и по многим другим вопросам.


Татьяна Владленовна Матюшина, директор Централизованной библиотечной системы и руководитель Кировского отделения Общества «Знание», пригласила в Киров читать лекции по экологии специалистов и попросила калужан помочь с пополнением фонда библиотек книгами экологической направленности.

Член Общественной палаты Калужской области Юлия Горшкова не увидели трудностей в вопросе выезда в райцентры профессиональных лекторов. Вполне реально, по ее мнению, и организовать обучение лекторов на местах из числа желающих.

Что касается экологической литературы, то тут помощь предложил научный руководитель Института естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского Игорь Николаевич Лыков. Он сообщил, что ВУЗом издаётся большое количество книг по экологии. Учебное заведение готово безвозмездно предоставить некоторые свои издания, для чего требуется написать обращение на имя ректора.

Представитель Больше-Савкинской школы поинтересовалась у директора ООО «Реммонтаж» Радика Закирьянова, что происходит с рассортированными в их образовательном учреждении отходами, когда они поступают на полигон ТБО. Учителя волновало, не напрасен ли труд школьников по сортировке отходов. «Ни в коем случае! – заверил Радик Ахнафович педагога. – Привезённые на санкционированную свалку отходы из цветных пакетов поступают на участок сортировки и там досортировываются. Затем они направляются во вторичное сырьё. Бытовые отходы из чёрного пакета захораниваются сразу».

Участники встречи обратились к руководителю «Реммонтажа» с просьбой организовать экскурсии на полигон. Р. Закирьянов предложение принял. Возможно, вскоре такие выезды будут организованы.

Кстати, состояние кировского полигона произвело впечатление на гостя круглого стола из Подмосковья Николая Забелкина. В Лотошинском районе Московской области он возглавляет аналогичную «Реммонтажу» организацию, осуществляющую свою деятельность в сфере обращения с отходами. Николай Николаевич без сопровождения своего коллеги Радика Закирьянова побывал на свалке и убедился в отсутствии стойкого запаха и пожаров. «Действительно, приезжайте, посмотрите и убедитесь сами, - посоветовал он присутствующим. – Я побывал на многих полигонах. Иной раз приедешь, а подойти невозможно, вонь стоит ужасная, и дым от пожаров разъедает глаза. У вас в районе наведён порядок на свалке».

Педагоги затронули тему отсутствия достоверных статистических данных по экологии. Сегодня, к сожалению, взять их неоткуда. Газета «Зелёный колокол» уже много лет не выходит. Для решения проблемы доступа к статистике член Общественной палаты Калужской области Юлия Горшкова посоветовала пользоваться докладами о состоянии окружающей среды, ежегодно издаваемымиМинистерством природных ресурсов и экологии Калужской области.

Радик Закирьянов спросил, каким специальностям обучают в Институте естествознания Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Научный руководитель вуза Игорь Лыков ответил, что учебное заведение предоставляет широкое поле перспектив. В институте действует очная форма обучения по таким направлениям, как: землеустройство и кадастры, техносферная безопасность, биология и химия, география и иностранный язык, биология, экология и природопользование. Игорь Николаевич выразил сожаление об отсутствии набора в 2016 году на экологические специальности. Зато сейчас в вузе учат лечебному делу. А конкретно экологов в России начнут профессионально готовить с 2020 года.

Существенное замечание по подготовке кадров сделала учитель школы №2. Ученики, намеревающиеся быть географами, для поступления в высшие учебные заведения готовятся сдавать экзамены по математике, русскому языку и профильному предмету, то есть географии. Что весьма логично. Однако в экзаменационном списке (судя по информационной листовке Института естествознания) вместо спецпредмета – география – значится обществознание. «Такой подход министерства образования РФ не профессионален», - убежден педагог.

Диалог вскрыл проблему изучения экологии в школах. В образовательных учреждениях нет условий для проведения даже самых простых экологических исследований. Умещающаяся в обычном чемоданчике школьная лаборатория с минимальным набором реактивов стоит 25 тысяч рублей. Где взять деньги на её приобретение? Да и об электронном микроскопе остаётся только мечтать. А дети хотят на практике проводить анализы воды, воздуха, почвы.

-Специалисты в области экологии нам крайне необходимы, но их очень мало. Повышать уровень экологической культуры и образованности населения тоже нужно, - поддержал переживания педагогического сообщества директор ООО «Реммонтаж» Радик Закирьянов и поставил задачу поднять проблему подготовки экологов и преподавания предмета экологии в школах на уровне Общественной палаты или Законодательного Собрания Калужской области. Общественность вполне способна инициировать рассмотрение этих вопросов в аспекте реализации регионального компонента образования.

Собравшиеся выслушали мнение молодёжи. Его высказал Антон Гелижис – студент Института естествознания, возглавляющий группу волонтёров ведущих калужских вузов. Позиция молодого человека такова: давайте сами снизу сообща мотивировать смену сознания в сфере экологического просвещения. Учебная программа по экологии уже написана. Общественность, сплотившись, лишь должна заявить государству, что она нуждается в этом.


Берегите мир вокруг, сотворённый Господом


Круглый стол проходил в уютном зале Воскресной школы. По отзывам участников мероприятия их до глубины души тронуло здешнее гостеприимство. Они адресовали директору духовно-просветительского учреждения матушке Анастасии Рябовой свою сердечную благодарность за тёплый приём и проявленную заботу.


-Нам приятно, что площадкой для столь серьёзного и важного разговора на тему экологического просвещения выбрана Воскресная школа собора святого благоверного князя Александра Невского, - призналась матушка Анастасия. – Наши воспитанники учатся тому, как бережно пользоваться благами, данными всем нам Господом при сотворении мира. Так, в течение всего прошлого года мы с детьми изготавливали скворечники и кормушки для птиц. Они развешаны на деревьях возле школы. В новом учебном году ребята живо откликнулись на приглашение рабочей группы по экологическому просвещению поучаствовать в конкурсе рисунков, посвящённом раздельному сбору отходов. Некоторые любители рисовать участвуют сразу в нескольких конкурсных номинациях. Из детских рисунков получилась тематическая выставка, которую с неподдельным интересом рассматривал сегодняшний гость Антон Гелажис и даже что-то записывал для себя в блокноте. Идёт весенний месячник благоустройства, и Воскресная школа не остаётся от него в стороне. Дети и наставники дружно вышли на уборку территории. В наших ближайших планах участие в готовящемся слёте экологической направленности. Его проведение намечено на конец мая.


На круглом столе присутствовала Оксана БАРКОВА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 22.04.2016