Сегодня: Четверг 18 Апрель 2024 г.

О сотрудничестве Церкви и государства

17 Март 2015 г.

Выступление архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана на отчетном собрании главы администрации Кировского района И.Н. Феденкова.

В наше время много говорится о сотрудничестве Церкви и государства. Но в чем оно должно выражаться, если Церковь и государство имеют, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «разные приоритеты, цели и задачи»?

По учению Православной Церкви, человек существо не только материальное, но и духовное. До недавнего времени в нашей стране господствовало атеистическое мировоззрение, которое отрицало наличие в человеке души. При этом его идеологи и проповедники сталкивались с большими трудностями, пытаясь объяснить: откуда у человека совесть, что это за чувство, как возникает стремление к красоте, гармонии, справедливости?

Благодаря достижениям современной науки, сегодня уже ни у кого не возникает сомнения в наличии у человека души. Особенно убедительно эта тема раскрыта в работах Моуди, Роулингза, Калиновского. Согласно учению Православной Церкви, душа состраждет и сочувствует телу, они взаимно влияют друг на друга. Душа стала, как бы, единой с плотью. Например, у человека здорового иное расположение, чем у больного, у сидящего на престоле иное, чем у нищего, просящего милостыню, у голодного иное расположение, чем у насытившегося. Недаром народная мудрость гласит: «Сытый голодного не разумеет».

На душу человека неизбежно воздействует внешнее окружение: «С кем поведешься, от того и наберешься», - учит русская пословица. С другой стороны, и состояние духа оказывает влияние на внешний мир, что особенно отчетливо проявляется в искусстве: в музыке, живописи, литературе, архитектуре. Недавно мне была подарена книга «500 сокровищ русской живописи», на первых страницах которой можно увидеть общепризнанные шедевры - иконы прп. Андрея Рублева «Троица» и «Спас Звенигородский», а завершается она «Черным квадратом» К. Малевича. На мой взгляд, это своего рода ретроспектива духовной деградация человечества. Кто-то может возразить, что «черный квадрат» тоже шедевр, но лично я придерживаюсь иного мнения. Однако мое суждение о живописи не является авторитетным, поэтому приведу цитату известного художественного критика А.Н. Бенуа: «Черный квадрат в белом окладе - это не простая штука. Не просто вызов, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем «мерзость запустения», которое кончится тем, что через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет нас к гибели». Современное общество стоит перед выбором между Богом и диаволом. От того, что мы изберем сегодня, зависит наше будущее, ибо по слову апостола Павла: «Что посеет человек, то и пожнет»(Гал.6,7).

Православная Церковь во все времена призывала своих чад к добру, свету, несению немощей друг друга, к взаимной помощи и любви. И те, кто следовал ее призывам, становились добропорядочными гражданами нашего Отечества и ее мужественными защитниками. Достаточно вспомнить равноапостольного великого князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского, А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева, А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского и многих других.

Каким же образом Православная Церковь, призванная заниматься вопросами спасения человеческих душ, сумела воспитать таких замечательных сынов Отечества? В Евангелии даны две главные заповеди: о любви к Богу и ближнему. Любовь к Богу заповедь более высокая, но ее невозможно исполнить, не исполнив прежде заповеди о любви к ближнему. Если мы полюбим ближнего, то непременно будем добросовестно, т.е. не за страх, а за совесть исполнять гражданские законы и свои служебные обязанности, так как от этого зависит наша будущая загробная жизнь.

Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил: «Худой гражданин царства земного и для небесного царства негоден». Именно поэтому Церковь призывает человека к борьбе со своими страстями, к духовному преображению и высокой нравственности, что является фундаментом благополучия государства.

По мнению А.С Пушкина: «Лучшие, прочнейшие изменения достигаются не революционными потрясениями, не политическими переменами, страшными для человечества, а изменениями нравов».А потому, чем выше духовно-нравственный уровень народа, тем сильнее государство, и тем более славным будет оно в будущем. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в одном из писем писал: «Каково-то будет будущее состояние России? Ужасная расшатанность нравов в России, полное разложение ничего не предвещает хорошего». Это было написано за 7 лет до начала первой Мировой войны или за 10 лет до начала Октябрьской революции, которая обернулась для России страшными жертвами и ужасной разрухой.

Православная Церковь всегда боролась и борется за высокий духовно-нравственный уровень народа, укрепляя тем самым основы государства. Но для решения таких важных задач необходима материальная база: помещения, организационная техника, учебники, мебель, хорошие преподаватели и пр. В этой области Церковь нуждается в поддержке органов государственной власти. Вместе мы можем и должны сохранить Православную веру, традиции и обычаи, наши духовно-нравственные идеалы, иначе будущее может оказаться весьма печальным.

Президент В.В. Путин на международном дискуссионном клубе «Валдай» в 2014 году сказал: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану. Это прямой путь к деградации».

Если мы устраним скрепы традиционных духовно-нравственных ценностей из фундамента нашего государства, то не сможем устоять против современных вызовов, которые навязывают нам чуждые силы, ведущие к вражде, разделению и, в конечном итоге, к ослаблению нашей Отчизны. Если же напротив, сумеем сохранить веру, добрые традиции и нравы, мир и согласие, то сможем преодолеть все современные вызовы и трудности, и Россия будет сильным и благополучным государством.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 17.03.2015



О сотрудничестве Церкви и государства

17 Март 2015 г.

Выступление архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана на отчетном собрании главы администрации Кировского района И.Н. Феденкова.

В наше время много говорится о сотрудничестве Церкви и государства. Но в чем оно должно выражаться, если Церковь и государство имеют, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «разные приоритеты, цели и задачи»?

По учению Православной Церкви, человек существо не только материальное, но и духовное. До недавнего времени в нашей стране господствовало атеистическое мировоззрение, которое отрицало наличие в человеке души. При этом его идеологи и проповедники сталкивались с большими трудностями, пытаясь объяснить: откуда у человека совесть, что это за чувство, как возникает стремление к красоте, гармонии, справедливости?

Благодаря достижениям современной науки, сегодня уже ни у кого не возникает сомнения в наличии у человека души. Особенно убедительно эта тема раскрыта в работах Моуди, Роулингза, Калиновского. Согласно учению Православной Церкви, душа состраждет и сочувствует телу, они взаимно влияют друг на друга. Душа стала, как бы, единой с плотью. Например, у человека здорового иное расположение, чем у больного, у сидящего на престоле иное, чем у нищего, просящего милостыню, у голодного иное расположение, чем у насытившегося. Недаром народная мудрость гласит: «Сытый голодного не разумеет».

На душу человека неизбежно воздействует внешнее окружение: «С кем поведешься, от того и наберешься», - учит русская пословица. С другой стороны, и состояние духа оказывает влияние на внешний мир, что особенно отчетливо проявляется в искусстве: в музыке, живописи, литературе, архитектуре. Недавно мне была подарена книга «500 сокровищ русской живописи», на первых страницах которой можно увидеть общепризнанные шедевры - иконы прп. Андрея Рублева «Троица» и «Спас Звенигородский», а завершается она «Черным квадратом» К. Малевича. На мой взгляд, это своего рода ретроспектива духовной деградация человечества. Кто-то может возразить, что «черный квадрат» тоже шедевр, но лично я придерживаюсь иного мнения. Однако мое суждение о живописи не является авторитетным, поэтому приведу цитату известного художественного критика А.Н. Бенуа: «Черный квадрат в белом окладе - это не простая штука. Не просто вызов, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем «мерзость запустения», которое кончится тем, что через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет нас к гибели». Современное общество стоит перед выбором между Богом и диаволом. От того, что мы изберем сегодня, зависит наше будущее, ибо по слову апостола Павла: «Что посеет человек, то и пожнет»(Гал.6,7).

Православная Церковь во все времена призывала своих чад к добру, свету, несению немощей друг друга, к взаимной помощи и любви. И те, кто следовал ее призывам, становились добропорядочными гражданами нашего Отечества и ее мужественными защитниками. Достаточно вспомнить равноапостольного великого князя Владимира, святого благоверного князя Александра Невского, А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова, М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева, А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского и многих других.

Каким же образом Православная Церковь, призванная заниматься вопросами спасения человеческих душ, сумела воспитать таких замечательных сынов Отечества? В Евангелии даны две главные заповеди: о любви к Богу и ближнему. Любовь к Богу заповедь более высокая, но ее невозможно исполнить, не исполнив прежде заповеди о любви к ближнему. Если мы полюбим ближнего, то непременно будем добросовестно, т.е. не за страх, а за совесть исполнять гражданские законы и свои служебные обязанности, так как от этого зависит наша будущая загробная жизнь.

Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил: «Худой гражданин царства земного и для небесного царства негоден». Именно поэтому Церковь призывает человека к борьбе со своими страстями, к духовному преображению и высокой нравственности, что является фундаментом благополучия государства.

По мнению А.С Пушкина: «Лучшие, прочнейшие изменения достигаются не революционными потрясениями, не политическими переменами, страшными для человечества, а изменениями нравов».А потому, чем выше духовно-нравственный уровень народа, тем сильнее государство, и тем более славным будет оно в будущем. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в одном из писем писал: «Каково-то будет будущее состояние России? Ужасная расшатанность нравов в России, полное разложение ничего не предвещает хорошего». Это было написано за 7 лет до начала первой Мировой войны или за 10 лет до начала Октябрьской революции, которая обернулась для России страшными жертвами и ужасной разрухой.

Православная Церковь всегда боролась и борется за высокий духовно-нравственный уровень народа, укрепляя тем самым основы государства. Но для решения таких важных задач необходима материальная база: помещения, организационная техника, учебники, мебель, хорошие преподаватели и пр. В этой области Церковь нуждается в поддержке органов государственной власти. Вместе мы можем и должны сохранить Православную веру, традиции и обычаи, наши духовно-нравственные идеалы, иначе будущее может оказаться весьма печальным.

Президент В.В. Путин на международном дискуссионном клубе «Валдай» в 2014 году сказал: «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану. Это прямой путь к деградации».

Если мы устраним скрепы традиционных духовно-нравственных ценностей из фундамента нашего государства, то не сможем устоять против современных вызовов, которые навязывают нам чуждые силы, ведущие к вражде, разделению и, в конечном итоге, к ослаблению нашей Отчизны. Если же напротив, сумеем сохранить веру, добрые традиции и нравы, мир и согласие, то сможем преодолеть все современные вызовы и трудности, и Россия будет сильным и благополучным государством.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 17.03.2015