Сегодня: Вторник 3 Декабрь 2024 г.

Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан: о потерях и приобретениях

14 Октябрь 2016 г.

Сегодня мы публикуем выступление архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана на III Епархиальной Песоченской научно-просветительской образовательной конференции, которая прошла в Кирове 29 сентября в рамках XIX Богородично-Рождественских чтений.


-Как избежать причин, которые ведут к потерям, и как стараться сохранить те причины, которые дают приобретения? Один из церковных историков, Ключевский, говорил, что жизнь государства определяет состояние Церкви. Какова Церковь, такое и будет государство. Если Церковь сильная, то будет сильным и государство. Если Церковь слаба, то и государство будет слабым.

Странное заявление, потому что наш жизненный опыт как бы свидетельствует об обратном. Достаточно вспомнить 1917 год. Церковь страдала от гонений со стороны государства. К 1937 году на свободе осталось всего 4 митрополита. И, казалось бы, Церковь должна была вот-вот исчезнуть с лица земли. Была объявлена 5-летка Безбожия.

Как же в таком случае мы можем говорить о том, что Церковь определяет жизнь государства, когда мы видим наоборот, что государство определяет жизнь Церкви?

У богослова и историка Ключевского есть единомышленник, причём, человек из науки, занимавшийся биосферой и квантовой механикой. Это Фатей Яковлевич Шипунов. Он сказал, что квантовая механика с математической точностью доказала то, что есть духовный волновой мир, который организован более сложно, чем материальный, в котором есть как положительные созидательные функции, так есть и отрицательные разрушительные функции. И этот мир воздействует на наш материальный, и он управляет им. А материальный мир он назвал полухаосом, который в узде держит волновой мир. В принципе он сказал то, о чем говорит Церковь. Церковь говорит о Боге, а он говорил о творящей функции. Церковь говорит об ангелах добрых, он говорил о положительной волновой функции. Церковь говорит о бесах, а он говорил о негативной волновой функции. Церковь говорит, что Бог определяет жизнь на земле, а он говорил, что волновая функция. И действительно, если человек науки говорит обо всём этом, то можно к нему прислушаться. Завершая свое рассуждение этой темы, Ф. Шипунов говорил, что к объяснению истории можно подойти лишь через историю Церкви.

Но как же тогда через историю Церкви объяснить 1917 год? В стране сотни монастырей, тысячи приходов, многотысячные Крестные ходы, золотые купола на храмах, драгоценные оклады на иконах, все православные, все верующие и вдруг…1917 год! Где причина этого?

Святитель Игнатий Брянчанинов за 50 лет до 1917 года писал о том, что положение современных ему монастырей можно уподобить весеннему снегу в конце марта - начале апреля, под которым собралась едкая вода, и достаточно только небольшой погодной перемене, как этот снег исчезнет. Почему он это говорил? И может он ошибался? Нет! Подобное говорил и Феофан Затворник. Он говорил: еще одно-два поколения и православия у нас не останется. Ему вторит и святой праведный Иоанн Кронштадский, который скончался в 1908 году. Он писал, что его сердце обливается кровью и слезами, когда он видит, что происходит с нашим народом, который совсем уходит от православия.

Почему же все это происходило в нашей православной стране? Там, где православие было официальной религией. Где все наши государи и государыни были православными людьми? Это объясняет святитель Игнатий Брянчанинов. Он говорит, что «за такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога». Бог есть дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине. И вот это поклонение до революции было заменено как раз внешними формами: пышными, броскими, которые воздействовали на тело, но не на дух.

Почему так было? Мы помним, что Пётр I сделал Церковь одним из департаментов государства, а Павел I вообще объявил себя главой Русской Православной Церкви, нарушив каноны, которые утверждались Вселенским собором, святыми отцами, говорившими о недопустимости того, чтобы Церковью руководило светское лицо.

И после Павла I ни один из императоров не снял с себя этого безобразия, не исправил его. Правители пытались с помощью Церкви, как с помощью палки, удержать народ в своём подчинении. И, в конце концов, эта палка ударила по государству, потому что была искажена структура Церкви.

Кстати, Церкви жилось тогда не так хорошо, как мы себе представляем. Митрополит Арсений Киевский писал, что Церковь находится под тяжелейшим прессом давления со стороны государства, находится в тяжелейших условиях под видом лукавого попечении о ней. Подход с мирскими канонами разрушил Церковь. Спаситель сказал: «Мир любит своё». Мир любит то, что удачно воздействует на внешние чувства, он к этому стремится, он этому и поклоняется. И поэтому внешнее делание государство стало переносить и на жизнь Церкви. И там стали увлекаться внешними подвигами, внешними делами, внешней красотой, забывая о внутреннем.

В одном из писем святитель Феофан Затворник писал: «Ты все храмы и часовни строишь, исправь свою жизнь, и тогда твои храмы и часовни будут угодны Богу». Значит, если храмы и часовни строятся грязными деньгами, грязными руками, которые отбирают копейку у человека и вкладывают якобы в святое дело, то такие храмы Богу угодны не будут, такие храмы он отвергает. Вот поэтому святитель Феофан Затворник призывал людей к тому, чтобы заняться своим внутренним исправлением.

Но, к сожалению, подвижники, которые ведут внутреннюю духовную жизнь, мало понятны для мира. Миру не понятен тот, кто постится Великим постом, кто ходит босиком, кто спит на земле. Таких подвижников мир превозносит. Но часто эти внешние подвиги приводят человека к гордости, самомнению, к непослушанию, к презрению священноначалия, другим грехам. Истинный подвижник видит море своих грехов. Он молчалив, старается удалиться от мира, жить тихо, незаметно, не показывая себя. И вот такие люди не понятны для мира. Почему он не хочет заявить о себе, не хочет представиться? Да потому, что он видит свое бедственное духовное положение.

Так вот именно из-за погони за внешним у нас произошло падении нравов, началось проповедование Безбожия, которое уничтожало остатки веры. Ф. Достоевский говорил, что «если Бога нет, то всё позволено». И, конечно, эта вседозволенность, особенно после свободы, которая была объявлена, мутным потоком стала изливаться на императора, на Церковь. Иоанн Кронштадский писал: «Господи, вразуми власть! Дай правду и силу твою! Да восприимит царь, переставший действовать властью своей, дай ему мужество, мудрость и дальновидность». Но, к сожалению, правительство не вняло этим словам, и грянула революция.

К революции можно относиться по-разному. С одной стороны, разрушено государство, цивилизация, с другой стороны, мы видим и некоторые изменения к лучшему. Появились мученики, своей кровью омывшие те грехи, которые совершались в нашем государстве. Мы имеем сонм мучеников, молитвенников за нашу Церковь, за наше государство.

Революцию можно уподобить сильному, мощному ледоходу, который ломает кусты, выворачивает деревья, двигает камни, углубляя русло реки, после чего она течёт мощным и сильным потоком. И, действительно, после революции в нашей стране произошли очень сильные изменения, в том числе в экономике. Эти вопросы очень серьезно изучает доктор исторических наук, наш современник Валентин Катасонов, профессор МГИМО. Он приводит такие вещи. Перед революцией национальный доход на душу населения составлял всего 10 процентов от того, что было в США, которые не были так развиты экономически, как сейчас. Наша промышленность была под пятой западных банков. Катасонов также уподобляет нашу страну полуколонией Запада. После революции в первую пятилетку с 1929 по 1932 гг. каждые 29 часов у нас в стране вводилось новое предприятие, во вторую пятилетку с 1933 по 1937 гг. вводилось новое предприятие каждые 10 часов, в третью пятилетку, накануне войны, каждые 7 часов, а в послевоенную пятилетку – каждые шесть часов. В 1937 году 80 процентов всего, что выпускалось в стране, производилось на новых предприятиях. Так что перед войной мы стали мощной державой, воевавшей практически против всей Европы, работавшей на Гитлера. Но мы победили, что показало: наша система была более мощной, чем капиталистическая. Поэтому США заявили, что наша страна представляет для них реальную опасность.

После революции были отменены сословия. К чему это привело? К тому, что у нас появились талантливейшие изобретатели, учёные, которых раньше не было. Среди них конструктор мирового значения Илюшин, создавший лучший в мире штурмовик, Кошкин, создатель лучшего в мире Танка Т-34, маршал Жуков. Практически все они родились в глубинке.

После революции был избран патриарх. Роль, которую он сыграл в трудные для страны годы, трудно переоценить.

И ещё, нельзя не сказать о нашем знаменитом хирурге и архиепископе Крымском Луке Войно-Ясенецком. Он автор учебника «Очерки гнойной хирургии», который до сих пор является настольной книгой при подготовке специалистов в медицинских учебных заведениях. Он лауреат Сталинской премии. Он сидел в лагерях. Архиепископ Лука говорил: «Я полюбил страдания». Скажите, кто из нас любит страдания? Все мы стараемся избегать их, стараемся, что угодно сделать, чтобы не страдать. Что же архиепископа Луку заставило полюбить их? Он отвечал на этот вопрос так: «Они удивительным образом очищают мою душу». Мы же не видим того очищения души через страдания, потому что ропщем, стараемся обвинить в них кого-то, и мы не получаем того плода, который получал этот удивительный человек.

Россия, умывшись кровью, очистилась. Очистилась Церковь, очистилось и государство. Говоря об очищении, вспомните, сколько у нас юношей непризывного возраста брали оружие и воевали с фашистами. Их насчитывается около 600 тысяч. Каждый десятый погиб. В найденном дневнике одного немца было написано: «Мы никогда не победим русских, потому что у них даже дети воюют и погибают, как герои».

Мы с вами должны хранить эти традиции, эти национальные ценности, не продавать их и не менять на ту фальшивку, которую Запад нам пытается подсунуть. Если мы это сохраним, то мы сохраним нашу Россию, она будет непобедима и вновь станет мощной державой. Если мы будем вставать на её защиту, то тогда у нас не будет тех потерь, которые мы потерпели в 1917 году, а наши приобретения, которые имеем, мы сохраним и приумножим.


Материал к печати подготовила Оксана БАРКОВА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 14.10.2016



Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан: о потерях и приобретениях

14 Октябрь 2016 г.

Сегодня мы публикуем выступление архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана на III Епархиальной Песоченской научно-просветительской образовательной конференции, которая прошла в Кирове 29 сентября в рамках XIX Богородично-Рождественских чтений.


-Как избежать причин, которые ведут к потерям, и как стараться сохранить те причины, которые дают приобретения? Один из церковных историков, Ключевский, говорил, что жизнь государства определяет состояние Церкви. Какова Церковь, такое и будет государство. Если Церковь сильная, то будет сильным и государство. Если Церковь слаба, то и государство будет слабым.

Странное заявление, потому что наш жизненный опыт как бы свидетельствует об обратном. Достаточно вспомнить 1917 год. Церковь страдала от гонений со стороны государства. К 1937 году на свободе осталось всего 4 митрополита. И, казалось бы, Церковь должна была вот-вот исчезнуть с лица земли. Была объявлена 5-летка Безбожия.

Как же в таком случае мы можем говорить о том, что Церковь определяет жизнь государства, когда мы видим наоборот, что государство определяет жизнь Церкви?

У богослова и историка Ключевского есть единомышленник, причём, человек из науки, занимавшийся биосферой и квантовой механикой. Это Фатей Яковлевич Шипунов. Он сказал, что квантовая механика с математической точностью доказала то, что есть духовный волновой мир, который организован более сложно, чем материальный, в котором есть как положительные созидательные функции, так есть и отрицательные разрушительные функции. И этот мир воздействует на наш материальный, и он управляет им. А материальный мир он назвал полухаосом, который в узде держит волновой мир. В принципе он сказал то, о чем говорит Церковь. Церковь говорит о Боге, а он говорил о творящей функции. Церковь говорит об ангелах добрых, он говорил о положительной волновой функции. Церковь говорит о бесах, а он говорил о негативной волновой функции. Церковь говорит, что Бог определяет жизнь на земле, а он говорил, что волновая функция. И действительно, если человек науки говорит обо всём этом, то можно к нему прислушаться. Завершая свое рассуждение этой темы, Ф. Шипунов говорил, что к объяснению истории можно подойти лишь через историю Церкви.

Но как же тогда через историю Церкви объяснить 1917 год? В стране сотни монастырей, тысячи приходов, многотысячные Крестные ходы, золотые купола на храмах, драгоценные оклады на иконах, все православные, все верующие и вдруг…1917 год! Где причина этого?

Святитель Игнатий Брянчанинов за 50 лет до 1917 года писал о том, что положение современных ему монастырей можно уподобить весеннему снегу в конце марта - начале апреля, под которым собралась едкая вода, и достаточно только небольшой погодной перемене, как этот снег исчезнет. Почему он это говорил? И может он ошибался? Нет! Подобное говорил и Феофан Затворник. Он говорил: еще одно-два поколения и православия у нас не останется. Ему вторит и святой праведный Иоанн Кронштадский, который скончался в 1908 году. Он писал, что его сердце обливается кровью и слезами, когда он видит, что происходит с нашим народом, который совсем уходит от православия.

Почему же все это происходило в нашей православной стране? Там, где православие было официальной религией. Где все наши государи и государыни были православными людьми? Это объясняет святитель Игнатий Брянчанинов. Он говорит, что «за такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога». Бог есть дух, и поклоняющиеся ему должны поклоняться в духе и истине. И вот это поклонение до революции было заменено как раз внешними формами: пышными, броскими, которые воздействовали на тело, но не на дух.

Почему так было? Мы помним, что Пётр I сделал Церковь одним из департаментов государства, а Павел I вообще объявил себя главой Русской Православной Церкви, нарушив каноны, которые утверждались Вселенским собором, святыми отцами, говорившими о недопустимости того, чтобы Церковью руководило светское лицо.

И после Павла I ни один из императоров не снял с себя этого безобразия, не исправил его. Правители пытались с помощью Церкви, как с помощью палки, удержать народ в своём подчинении. И, в конце концов, эта палка ударила по государству, потому что была искажена структура Церкви.

Кстати, Церкви жилось тогда не так хорошо, как мы себе представляем. Митрополит Арсений Киевский писал, что Церковь находится под тяжелейшим прессом давления со стороны государства, находится в тяжелейших условиях под видом лукавого попечении о ней. Подход с мирскими канонами разрушил Церковь. Спаситель сказал: «Мир любит своё». Мир любит то, что удачно воздействует на внешние чувства, он к этому стремится, он этому и поклоняется. И поэтому внешнее делание государство стало переносить и на жизнь Церкви. И там стали увлекаться внешними подвигами, внешними делами, внешней красотой, забывая о внутреннем.

В одном из писем святитель Феофан Затворник писал: «Ты все храмы и часовни строишь, исправь свою жизнь, и тогда твои храмы и часовни будут угодны Богу». Значит, если храмы и часовни строятся грязными деньгами, грязными руками, которые отбирают копейку у человека и вкладывают якобы в святое дело, то такие храмы Богу угодны не будут, такие храмы он отвергает. Вот поэтому святитель Феофан Затворник призывал людей к тому, чтобы заняться своим внутренним исправлением.

Но, к сожалению, подвижники, которые ведут внутреннюю духовную жизнь, мало понятны для мира. Миру не понятен тот, кто постится Великим постом, кто ходит босиком, кто спит на земле. Таких подвижников мир превозносит. Но часто эти внешние подвиги приводят человека к гордости, самомнению, к непослушанию, к презрению священноначалия, другим грехам. Истинный подвижник видит море своих грехов. Он молчалив, старается удалиться от мира, жить тихо, незаметно, не показывая себя. И вот такие люди не понятны для мира. Почему он не хочет заявить о себе, не хочет представиться? Да потому, что он видит свое бедственное духовное положение.

Так вот именно из-за погони за внешним у нас произошло падении нравов, началось проповедование Безбожия, которое уничтожало остатки веры. Ф. Достоевский говорил, что «если Бога нет, то всё позволено». И, конечно, эта вседозволенность, особенно после свободы, которая была объявлена, мутным потоком стала изливаться на императора, на Церковь. Иоанн Кронштадский писал: «Господи, вразуми власть! Дай правду и силу твою! Да восприимит царь, переставший действовать властью своей, дай ему мужество, мудрость и дальновидность». Но, к сожалению, правительство не вняло этим словам, и грянула революция.

К революции можно относиться по-разному. С одной стороны, разрушено государство, цивилизация, с другой стороны, мы видим и некоторые изменения к лучшему. Появились мученики, своей кровью омывшие те грехи, которые совершались в нашем государстве. Мы имеем сонм мучеников, молитвенников за нашу Церковь, за наше государство.

Революцию можно уподобить сильному, мощному ледоходу, который ломает кусты, выворачивает деревья, двигает камни, углубляя русло реки, после чего она течёт мощным и сильным потоком. И, действительно, после революции в нашей стране произошли очень сильные изменения, в том числе в экономике. Эти вопросы очень серьезно изучает доктор исторических наук, наш современник Валентин Катасонов, профессор МГИМО. Он приводит такие вещи. Перед революцией национальный доход на душу населения составлял всего 10 процентов от того, что было в США, которые не были так развиты экономически, как сейчас. Наша промышленность была под пятой западных банков. Катасонов также уподобляет нашу страну полуколонией Запада. После революции в первую пятилетку с 1929 по 1932 гг. каждые 29 часов у нас в стране вводилось новое предприятие, во вторую пятилетку с 1933 по 1937 гг. вводилось новое предприятие каждые 10 часов, в третью пятилетку, накануне войны, каждые 7 часов, а в послевоенную пятилетку – каждые шесть часов. В 1937 году 80 процентов всего, что выпускалось в стране, производилось на новых предприятиях. Так что перед войной мы стали мощной державой, воевавшей практически против всей Европы, работавшей на Гитлера. Но мы победили, что показало: наша система была более мощной, чем капиталистическая. Поэтому США заявили, что наша страна представляет для них реальную опасность.

После революции были отменены сословия. К чему это привело? К тому, что у нас появились талантливейшие изобретатели, учёные, которых раньше не было. Среди них конструктор мирового значения Илюшин, создавший лучший в мире штурмовик, Кошкин, создатель лучшего в мире Танка Т-34, маршал Жуков. Практически все они родились в глубинке.

После революции был избран патриарх. Роль, которую он сыграл в трудные для страны годы, трудно переоценить.

И ещё, нельзя не сказать о нашем знаменитом хирурге и архиепископе Крымском Луке Войно-Ясенецком. Он автор учебника «Очерки гнойной хирургии», который до сих пор является настольной книгой при подготовке специалистов в медицинских учебных заведениях. Он лауреат Сталинской премии. Он сидел в лагерях. Архиепископ Лука говорил: «Я полюбил страдания». Скажите, кто из нас любит страдания? Все мы стараемся избегать их, стараемся, что угодно сделать, чтобы не страдать. Что же архиепископа Луку заставило полюбить их? Он отвечал на этот вопрос так: «Они удивительным образом очищают мою душу». Мы же не видим того очищения души через страдания, потому что ропщем, стараемся обвинить в них кого-то, и мы не получаем того плода, который получал этот удивительный человек.

Россия, умывшись кровью, очистилась. Очистилась Церковь, очистилось и государство. Говоря об очищении, вспомните, сколько у нас юношей непризывного возраста брали оружие и воевали с фашистами. Их насчитывается около 600 тысяч. Каждый десятый погиб. В найденном дневнике одного немца было написано: «Мы никогда не победим русских, потому что у них даже дети воюют и погибают, как герои».

Мы с вами должны хранить эти традиции, эти национальные ценности, не продавать их и не менять на ту фальшивку, которую Запад нам пытается подсунуть. Если мы это сохраним, то мы сохраним нашу Россию, она будет непобедима и вновь станет мощной державой. Если мы будем вставать на её защиту, то тогда у нас не будет тех потерь, которые мы потерпели в 1917 году, а наши приобретения, которые имеем, мы сохраним и приумножим.


Материал к печати подготовила Оксана БАРКОВА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 14.10.2016