Сегодня: Вторник 3 Декабрь 2024 г.

Рождественское послание высокопреосвященнейшего архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана

26 Январь 2017 г.

АРХИПАСТЫРСКОЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Досточтимым пастырям, священно- и церковнослужителям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах Песоченской епархии.

От всего сердца поздравляю вас с живоносным и долгожданным праздником — с Рождеством Христовым!

Это праздник мира и согласия. Ангелы принесли людям радостную весть о том, что родился: «Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11). Он пришел на землю примирить согрешивших людей с Богом, так как «грех, — по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, — выражение вражды на Бога, а Христос есть Бог мира» (см. Рим 15, 33).

Мир! Как он вожделен! Всю историю человечество ищет мира и спокойствия, но вражда и войны стали постоянными нашими спутниками. Сколько усилий человечество предпринимает, чтобы мир и согласие водворились, но чем дольше живут люди, тем больше крови проливается. Несмотря на огромные усилия в течение нескольких тысячелетий, народы не только не приблизились к цели, но, напротив, — удалились от неё. Прошлый век стал самым жестоким и кровопролитным за всю историю человечества. Из этого можно сделать вывод, что те средства, которые используют политики для достижения мира, недостаточно эффективны.

Церковь предлагает иной путь. Мы настаиваем на том, что главной причиной всех бед и войн является не внешнее устройство общества, а духовное состояние человека. Ф.М. Достоевский писал, что неразумные люди считают: «… Если общество устроить нормально, то разом все преступления исчезнут… Ни в каком устройстве общества, — размышлял он, — не избегнете зла… Душа человеческая останется та же: ненормальность и грех исходят из нее самой». Вот где корень наших несчастий. Больная душа человеческая источает из себя гной греха, и, пока она не будет исцелена, скорби будут неразлучными нашими спутниками. Но если всё так просто, почему человечество не вырвет корень бед и несчастий? Во-первых, не так легко увидеть свои немощи: «Грех и дьявол ослепляют человека,— писал игумен Никон (Воробьёв), — чтобы он не прибег к покаянию и погиб». Во-вторых, если и обнаруживаются страсти, то почти всегда пренебрегаются по кажущейся ничтожности и мнимой безгрешности. Если и замечает в себе человек зависть, сребролюбие, гордость, то легко их оправдывает, считая за мелкий, простительный грешок. А это далеко не так. Казалось бы, какой пустяк — Каин позавидовал Авелю. Но зависть привела к первому убийству на земле.

«Корень всех зол, — писал апостол Павел, — сребролюбие» (1Тим. 6,10). Это не просто грех, но корень всех грехов. Любящий богатство не щадит ни живых, ни мертвых, ни ближних, ни дальних. Он восстаёт на родителей, братьев и сестёр, крадёт у всех и вся. Блаженный Феофилакт писал: «Изгони сребролюбие — и не будет ни войн, ни вражды».

А что сказать о гордости? Предоставим слово свт. Иоанну Златоустому. «Нет зла равного гордости,— говорил он. — Она превращает человека в демона: наглого, богохульствующего клятвопреступника; она возбуждает в нём жажду убийства».

Ложная цель, к которой стремится большинство людей — желание получить максимум благ на земле, - есть корень и источник всех наших бед и причина потери мира. Мы ищем благ временных, стараясь как можно лучше устроиться здесь. В этом глобальная ошибка человечества.

Спаситель учит нас иначе. Он призывает искать не материальных, а духовных благ: «Не говорите, что нам есть? или что нам пить? или во что одеться?… Ищите прежде Царства Божия и правды Его и это приложится Вам» (Мф. 6, 31-33). Под Царствием Божием понимается не только Царствие Небесное, но и святость жизни здесь, на земле, а также радость и мир, которых можно сподобиться в мире дольнем, ибо: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21), а там, где Бог, там мир и согласие. Где вражда, споры, зависть — там нет Бога.

Эта важнейшая истина, данная человечеству Спасителем, одним неизвестна, а у других остаётся в небрежении, хотя многие святые указывали на грех, как на главную причину наших бедствий. Марк Подвижник писал: «Всё скорбное, случающееся с нами, происходит за возношение наше». Грех — это причина, а скорби — следствие. Борьбу со следствием без искоренения причины можно назвать неразумной, она никогда не позволит достигнуть цели. Сколько ни срезай стебли сорняка — его не победить, пока не вырвешь с корнем.

Спаситель учил: прежде, чем помогать ближним, необходимо исправить себя. Только истребив грех в своей душе, можно достигнуть мира, а с ним и вожделенного счастья, ибо невозможно стать счастливым, находясь во вражде со всеми. Начинать борьбу за мир надо с исправления собственного нрава, а это куда труднее, чем указывать другим на их немощи.

Прп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Но как приобрести нам дух мирный? В Библии указан единственный путь. Путь не простой, но истинный — исполнение заповедей. «Мир мног любящим закон Твой, Господи» (Псл. 118, 165). Разъясняя этот стих, свт. Феофан писал: «В сердце, возлюбившем закон, нет уже места страстям. Если же нет в сердце страстей, то нечему более возмущать и покой его. Оно почивает в покое или во многом мире».

Скептик может возразить: «Было много святых, но разве на земле водворился мир?». На этот вопрос можно ответить примером из житий святых. От Византийского императора Аркадия отложился храбрый и уважаемый войсками воевода Гайна. Он собрал огромное войско и двинулся на Константинополь, намереваясь победить императора и занять его престол. Царь, не желая кровопролития, упросил свт. Иоанна Златоуста усмирить злонравного военачальника. Святитель, готовый положить душу за овец своих, пошёл к зверонравному варвару, и краткими и мудрыми речами усмирил свирепого военачальника, превратив его из кровожадного волка в кроткую овцу, тем самым примирив с императором.

Из-за того, что мы не стараемся жить по заповедям Евангелия, а живём по велению наших страстей, протягивая руки врагу нашего спасения, на земле хозяйничает диавол и устраивает ад вместо рая. Если мы будем стараться жить по заповедям Божиим, побеждая своего «ветхого человека» с его страстями и пороками и облекаясь в «нового человека» (Еф. 4, 22-23) с его смирением и другими добродетелями, то обретём мир, так как по мысли прп. Марка Подвижника: «Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказаниях». Тишина, радость и покой будут наполнять нас и изливаться на ближних. А там, где мир, там и Бог наш, там Царствие Божие, ибо по слову свт. Димитрия Ростовского: «Где Бог, там всё мирно, а где Бога нет, там повсюду раздоры, брань и несогласие».

Ещё и ещё раз поздравляю вас с Рождеством Христовым и желаю встретить Начальника мира во взаимной любви и согласии.

С праздником!


МАКСИМИЛИАН

АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ

Рождество Христово

2017 год



Рождественское послание высокопреосвященнейшего архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана

26 Январь 2017 г.

АРХИПАСТЫРСКОЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Досточтимым пастырям, священно- и церковнослужителям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах Песоченской епархии.

От всего сердца поздравляю вас с живоносным и долгожданным праздником — с Рождеством Христовым!

Это праздник мира и согласия. Ангелы принесли людям радостную весть о том, что родился: «Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11). Он пришел на землю примирить согрешивших людей с Богом, так как «грех, — по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, — выражение вражды на Бога, а Христос есть Бог мира» (см. Рим 15, 33).

Мир! Как он вожделен! Всю историю человечество ищет мира и спокойствия, но вражда и войны стали постоянными нашими спутниками. Сколько усилий человечество предпринимает, чтобы мир и согласие водворились, но чем дольше живут люди, тем больше крови проливается. Несмотря на огромные усилия в течение нескольких тысячелетий, народы не только не приблизились к цели, но, напротив, — удалились от неё. Прошлый век стал самым жестоким и кровопролитным за всю историю человечества. Из этого можно сделать вывод, что те средства, которые используют политики для достижения мира, недостаточно эффективны.

Церковь предлагает иной путь. Мы настаиваем на том, что главной причиной всех бед и войн является не внешнее устройство общества, а духовное состояние человека. Ф.М. Достоевский писал, что неразумные люди считают: «… Если общество устроить нормально, то разом все преступления исчезнут… Ни в каком устройстве общества, — размышлял он, — не избегнете зла… Душа человеческая останется та же: ненормальность и грех исходят из нее самой». Вот где корень наших несчастий. Больная душа человеческая источает из себя гной греха, и, пока она не будет исцелена, скорби будут неразлучными нашими спутниками. Но если всё так просто, почему человечество не вырвет корень бед и несчастий? Во-первых, не так легко увидеть свои немощи: «Грех и дьявол ослепляют человека,— писал игумен Никон (Воробьёв), — чтобы он не прибег к покаянию и погиб». Во-вторых, если и обнаруживаются страсти, то почти всегда пренебрегаются по кажущейся ничтожности и мнимой безгрешности. Если и замечает в себе человек зависть, сребролюбие, гордость, то легко их оправдывает, считая за мелкий, простительный грешок. А это далеко не так. Казалось бы, какой пустяк — Каин позавидовал Авелю. Но зависть привела к первому убийству на земле.

«Корень всех зол, — писал апостол Павел, — сребролюбие» (1Тим. 6,10). Это не просто грех, но корень всех грехов. Любящий богатство не щадит ни живых, ни мертвых, ни ближних, ни дальних. Он восстаёт на родителей, братьев и сестёр, крадёт у всех и вся. Блаженный Феофилакт писал: «Изгони сребролюбие — и не будет ни войн, ни вражды».

А что сказать о гордости? Предоставим слово свт. Иоанну Златоустому. «Нет зла равного гордости,— говорил он. — Она превращает человека в демона: наглого, богохульствующего клятвопреступника; она возбуждает в нём жажду убийства».

Ложная цель, к которой стремится большинство людей — желание получить максимум благ на земле, - есть корень и источник всех наших бед и причина потери мира. Мы ищем благ временных, стараясь как можно лучше устроиться здесь. В этом глобальная ошибка человечества.

Спаситель учит нас иначе. Он призывает искать не материальных, а духовных благ: «Не говорите, что нам есть? или что нам пить? или во что одеться?… Ищите прежде Царства Божия и правды Его и это приложится Вам» (Мф. 6, 31-33). Под Царствием Божием понимается не только Царствие Небесное, но и святость жизни здесь, на земле, а также радость и мир, которых можно сподобиться в мире дольнем, ибо: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21), а там, где Бог, там мир и согласие. Где вражда, споры, зависть — там нет Бога.

Эта важнейшая истина, данная человечеству Спасителем, одним неизвестна, а у других остаётся в небрежении, хотя многие святые указывали на грех, как на главную причину наших бедствий. Марк Подвижник писал: «Всё скорбное, случающееся с нами, происходит за возношение наше». Грех — это причина, а скорби — следствие. Борьбу со следствием без искоренения причины можно назвать неразумной, она никогда не позволит достигнуть цели. Сколько ни срезай стебли сорняка — его не победить, пока не вырвешь с корнем.

Спаситель учил: прежде, чем помогать ближним, необходимо исправить себя. Только истребив грех в своей душе, можно достигнуть мира, а с ним и вожделенного счастья, ибо невозможно стать счастливым, находясь во вражде со всеми. Начинать борьбу за мир надо с исправления собственного нрава, а это куда труднее, чем указывать другим на их немощи.

Прп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Но как приобрести нам дух мирный? В Библии указан единственный путь. Путь не простой, но истинный — исполнение заповедей. «Мир мног любящим закон Твой, Господи» (Псл. 118, 165). Разъясняя этот стих, свт. Феофан писал: «В сердце, возлюбившем закон, нет уже места страстям. Если же нет в сердце страстей, то нечему более возмущать и покой его. Оно почивает в покое или во многом мире».

Скептик может возразить: «Было много святых, но разве на земле водворился мир?». На этот вопрос можно ответить примером из житий святых. От Византийского императора Аркадия отложился храбрый и уважаемый войсками воевода Гайна. Он собрал огромное войско и двинулся на Константинополь, намереваясь победить императора и занять его престол. Царь, не желая кровопролития, упросил свт. Иоанна Златоуста усмирить злонравного военачальника. Святитель, готовый положить душу за овец своих, пошёл к зверонравному варвару, и краткими и мудрыми речами усмирил свирепого военачальника, превратив его из кровожадного волка в кроткую овцу, тем самым примирив с императором.

Из-за того, что мы не стараемся жить по заповедям Евангелия, а живём по велению наших страстей, протягивая руки врагу нашего спасения, на земле хозяйничает диавол и устраивает ад вместо рая. Если мы будем стараться жить по заповедям Божиим, побеждая своего «ветхого человека» с его страстями и пороками и облекаясь в «нового человека» (Еф. 4, 22-23) с его смирением и другими добродетелями, то обретём мир, так как по мысли прп. Марка Подвижника: «Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказаниях». Тишина, радость и покой будут наполнять нас и изливаться на ближних. А там, где мир, там и Бог наш, там Царствие Божие, ибо по слову свт. Димитрия Ростовского: «Где Бог, там всё мирно, а где Бога нет, там повсюду раздоры, брань и несогласие».

Ещё и ещё раз поздравляю вас с Рождеством Христовым и желаю встретить Начальника мира во взаимной любви и согласии.

С праздником!


МАКСИМИЛИАН

АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ

Рождество Христово

2017 год