Сегодня: Среда 30 Апрель 2025 г.

Личным примером

На сайте Песоченской и Юхновской епархии есть информация о речном походе, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и проиллюстрированном интересными фото. В походе приняло участие духовенство епархии и, в частности, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. Сейчас часто и много говорят о Победе, а поход – это конкретное дело, поэтому газета «Знамя труда» попросила владыку Максимилиана поделиться своими впечатлениями.

-Владыка, как родилась идея данного похода, кто в нём участвовал?

-Как известно, на территории Калужской области шли упорные и продолжительные бои, в которых погибло большое количество и красноармейцев, и немецких солдат. Наших бойцов хоронили в братских могилах на месте жестоких сражений и ставили скромные деревянные пирамидки с красной звездой. Со временем их сменили более достойные памятники. Некоторые из них находятся в труднодоступных местах. Я думал, что в силу своей удаленности они не имеют должного ухода, поэтому было решено посетить их, чтобы привести в порядок.

Так как линия обороны проходила вдоль рек Воря и Угра, мы решили организовать по этим рекам поход на лодках и посетить захоронения. Поскольку я плохо знаком с особенностями сплава и не располагаю необходимым снаряжением, было решено привлечь знающих людей, имеющих опыт таких походов. Так что это наш первый ознакомительный сплав. Мы получили опыт, узнали места стоянок и ночевок, зафиксировали места расположения братских могил, их состояние и получили другие необходимые сведения и навыки.

Важным моментом похода было то, что каждый участник имел определенные обязанности: один отвечал за составление маршрута, другой за снаряжение общего пользования, иной за ведение журнала похода, кто-то за заготовку продуктов и, конечно, был ответственный за питание. Я был назначен ответственным за фотоотчет.

Во время похода мы увидели много интересного, особенно запомнилось захоронение павших воинов 33-й армии генерала М. Г. Ефремова, которая выходила из окружения. Поразило не только обилие красных звездочек на могилах, не только спутанные клубки ржавой колючей проволоки, оставшейся со времен войны, но главное это то, что там стояла какая-то торжественно-печальная атмосфера. Это почувствовали все участники сплава. Несмотря на то что нас было немало и пробыли мы там довольно долго, над могилами мужественных защитников нашей Родины царила благоговейная тишина.

Не обошлось и без трудностей: нам приходилось преодолевать непредвиденные препятствия. На Воре после урагана было повалено немало деревьев. Некоторые из тех, которые росли на берегах, упали в реку и перегородили ее русло. Нам приходилось изловчаться и маневрировать под стволами могучих деревьев, которые находились в 40- 50 сантиметрахнад водой. Движение по Воре было затруднено, и участок до Угры длиной около 20- 30 км. занял два дня. На Угре дело пошло веселее, и мы за день преодолевали около25 км. Необходимо отметить, что все памятники, которые мы посетили, были ухожены, и нам не пришлось их приводить в порядок, хотя мы взяли с собой все для этого необходимое: краску, растворители, стальные щетки, «Кузбасслак», кисточки, лопаты, топоры и т.д.

На всех братских захоронениях перед поклонными крестами, установленными рядом с памятниками, мы молились об упокоении советских воинов, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. На некоторых захоронениях крестов не было. Тогда мы приспосабливали небольшой металлический крест, который взяли с собой, на достойном месте и молились перед ним. К сожалению, мы не имели возможности помянуть каждого из погибших, так как на табличках не было имен, только фамилии и инициалы, к тому же, в некоторых братских могилах было захоронено до нескольких тысяч павших воинов. Но мы поминали их всех вместе, молитвенно возглашая: «О вождях и воинах, за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших». В целом поход занял 4 дня и 3 ночи.

-Владыка, это ваш первый опыт подобных походов?

- Опыта сплавов у меня нет, но опыт походов есть. В Вологде мы несколько раз в год посещали удаленные, заброшенные монастыри, в которых подвязались святые Северной Фиваиды. Это были, как правило, однодневные походы, в которых порой проходилось идти более 10 километровв одну сторону. На местах подвигов преподобных вначале служили молебен, затем на костре кипятили чай, иногда варили кашу, подкрепляя себя этой простой пищей. Складывали снаряжение в рюкзаки и возвращались назад. Такие паломничества иногда занимали целый день, с 5-6 часов утра до позднего вечера, так как до мест подвигов святых надо было сначала ехать на машине, а уж потом только идти пешком. Бывали случаи, когда мы ходили с ночевкой, служили Всенощное бдение при свечах, так как в заброшенных храмах и обителях электричества не было, ночевали в палатках, утром совершали Литургию, готовили на костре обед и возвращались. Таким образом, опыт пеших походов и соответствующее снаряжение у меня есть.

-Какое продолжение данного похода вы видите?

- Из разговоров моих спутников я понял, что такой длительный сплав был организован впервые. У них появилось желание повторить подобный опыт, но в следующий раз охватить не только те братские могилы, которые расположены вдоль берегов, но и те, которые находятся в удалении от реки на несколько километров. Поэтому сейчас ведется работа с юхновскими краеведами по созданию максимально полной карты захоронений, аналогичной картам Людиновского или Кировского районов. В планах значится посетить братские могилы и на других видах транспорта: вездеходах, квадроциклах.

-Владыка, мне походы к братским могилам раскрыли масштаб войны. Я где-то подъезжал и частично двигался пешком, и только побывав в удаленных местах, я начал осознавать, каково это пройти весь этот путь зимой и летом, в полном снаряжении под пулями, обстрелами, бомбежками. Сейчас складывается ситуация, когда уходят носители памяти. В семьях уже нет ветеранов, 25 лет отсутствия патриотического воспитания в обществе привели к отсутствию его в семьях. Мне кажется важным, чтобы мы стали водить детей по местам памяти, начать можно и с нашего района.

- Тема патриотического воспитания молодежи очень важна. Особенно в наше время, когда, по мнению некоторых специалистов и аналитиков, идет хорошо организованная и продуманная кампания по изменению иерархии духовно-нравственных ценностей, в первую очередь, у молодого поколения. Идет демонтаж традиционной духовности, на которой были воспитаны и взращены наши славные предки, такие как святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, полководец Александр Васильевич Суворов, флотоводец святой праведный Феодор Феодорович Ушаков, деятели культуры, искусства и науки Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Иванович Пирогов, Иван Михайлович Сеченов, Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Феодор Михайлович Достоевский, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин, Михаил Иванович Глинка и т.д. Этот список можно продолжать бесконечно.

С принятием Православия Русь из малого государства, площадью около 200 000 кв.км., возросла до огромного государства. Население и площадь страны увеличились в сотни раз. А что дала нам новая идеология, каковы результаты т.н. «перестройки»? Население и площадь страны сократились, исчезла стабильность, уверенность в будущем, появились серьезные проблемы в здравоохранении, образовании, ЖКХ. Появились явления, о которых в СССР знали понаслышке, - наркомания, организованная преступность, коррупция, открытая пропаганда безнравственности и т.д. И все это, на мой взгляд, в первую очередь следствие насаждаемой у нас идеологии гедонизма, культа денег, безнравственности, красивой жизни, развлечений. Недаром апостол Павел писал: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). От него растут и крепнут другие исполины зла – славолюбие и сластолюбие. На этих трех китах зиждется огромное здание греха и порока. Апостол Иоанн Богослов писал: «Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16). Похоть плоти – удовлетворение плотских потребностей: вкусная обильная пища, комфорт и т.д. Похоть очес – желание обладать увиденным. Вся реклама направлена на разжигание этой страсти. Гордость житейская – желание известности, уважения, почитания, славы и преклонения.

Простите за отступление от темы, вернемся к нашему вопросу. Для организации походов, особенно детских, необходимо решить ряд важных вопросов: определить категории сложности маршрутов, состав группы, найти финансирование и самое важное - подготовить инструкторов. Не просто инструкторов, имеющих необходимые знания и умения, но и способных увлекательно и интересно рассказать о памятных событиях, которые произошли в наших краях. У нас богатая история, есть о чем рассказать. Только тогда, когда все это будет выполнено, можно ожидать от подобных мероприятий положительного результата. Мы в начале пути, если можно так выразиться, проводим разведку боем. В ближайшее время отдел по работе с молодежью Песоченской епархии, возглавляемый диаконом Евгением Васильевым, начнет работу по подготовке простых маршрутов для начала по Кировскому району. Очень интересно было бы организовать семейные походы по местам памяти. Думаю, опыт совместных мероприятий был бы интересен и родителям, и детям. В Калужской области накоплен богатейший материал для патриотического воспитания, и походы могут являться частью этой важной работы.

-Владыка, очень надеюсь, что ваше участие в подобных мероприятиях послужит хорошим примером для жителей нашего района. В очередной раз хочется задать не теряющий актуальности вопрос о перезахоронениях. В походе вы посетили одни из самых труднодоступных захоронений советских воинов в нашей области. Может, стоит перенести все посещенные вами места в организованные большие мемориалы?

Преподобный Исаак Сирин писал: «Все красит мера». Даже добродетель это нечто среднее между двумя крайностями, которые можно назвать пороками. Например, мужество находится посередине между страхом и наглостью. Так же и другие добродетели. И в перезахоронениях тоже необходимо знать меру. Возможно, заброшенную могилу с покосившейся деревянной пирамидкой в труднодоступном месте, с заросшей к ней тропинкой и стоит перенести. Но есть другие примеры. Нам известен факт, когда братскую могилу, расположенную в 100- 150 метрах от дороги с улучшенным покрытием, рядом с кемпингом, вскрыли и обретенные останки перенесли на большое и прекрасно оборудованное братское кладбище. Возникает вопрос, стоило ли беспокоить усопших? Да и все останки извлечь и перезахоронить очень трудно. Какие-то косточки могли остаться в земле. Как теперь относиться к этому месту? Как к братской могиле? Если да, то зачем перезахоранивали? Дать конкретные ответы на эти закономерные вопросы трудно. Но, если бы не совершили перезахоронения, они ни у кого бы не возникли. Сами себе создаем трудности и проблемы.

Желая сделать доброе дело, надо делать его с добрыми целями и намерениями. Главное здесь – любовь и уважение к нашим воинам-героям, положившим свои души для жизни соотечественников. При перезахоронении необходимо семь раз все взвесить, обсудить, семь раз отмерить, а уж потом принимать такое ответственное решение.

-Владыка, вы – фотограф, поделитесь этой стороной путешествия.

-Во-первых, я не фотограф, я, в первую очередь, православный христианин. Во-вторых, трудно что-то выделить. Сюжеты были мне знакомы: река, утренние туманы, восходы и закаты, паутинки, птицы. Особенностью Калужского края является большое количество аистов, которых нет на Вологодчине. Еще утки здесь более доверчивые, они подпускают человека гораздо ближе и не улетают далеко. Просто перелетают с одного берега реки на другой. На Вологодчине не так: утку еще не видишь, а она уже улетает куда-то за горизонт. Приятно, что здесь, в национальном парке «Угра», птицы более доверчивы. Вероятно, потому, что охота в национальном парке на них запрещена, а на Вологодчине нет такого огромного по площади парка.

В завершении хотелось бы пожелать всем читателям Вашей газеты любить нашу Родину, хранить духовно-нравственные ценности, знать ее историю и стараться жить так, как жили наши замечательные предки.


Беседовал Михаил ЧУПРИНИН.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 15.09.2015



Личным примером

На сайте Песоченской и Юхновской епархии есть информация о речном походе, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и проиллюстрированном интересными фото. В походе приняло участие духовенство епархии и, в частности, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. Сейчас часто и много говорят о Победе, а поход – это конкретное дело, поэтому газета «Знамя труда» попросила владыку Максимилиана поделиться своими впечатлениями.

-Владыка, как родилась идея данного похода, кто в нём участвовал?

-Как известно, на территории Калужской области шли упорные и продолжительные бои, в которых погибло большое количество и красноармейцев, и немецких солдат. Наших бойцов хоронили в братских могилах на месте жестоких сражений и ставили скромные деревянные пирамидки с красной звездой. Со временем их сменили более достойные памятники. Некоторые из них находятся в труднодоступных местах. Я думал, что в силу своей удаленности они не имеют должного ухода, поэтому было решено посетить их, чтобы привести в порядок.

Так как линия обороны проходила вдоль рек Воря и Угра, мы решили организовать по этим рекам поход на лодках и посетить захоронения. Поскольку я плохо знаком с особенностями сплава и не располагаю необходимым снаряжением, было решено привлечь знающих людей, имеющих опыт таких походов. Так что это наш первый ознакомительный сплав. Мы получили опыт, узнали места стоянок и ночевок, зафиксировали места расположения братских могил, их состояние и получили другие необходимые сведения и навыки.

Важным моментом похода было то, что каждый участник имел определенные обязанности: один отвечал за составление маршрута, другой за снаряжение общего пользования, иной за ведение журнала похода, кто-то за заготовку продуктов и, конечно, был ответственный за питание. Я был назначен ответственным за фотоотчет.

Во время похода мы увидели много интересного, особенно запомнилось захоронение павших воинов 33-й армии генерала М. Г. Ефремова, которая выходила из окружения. Поразило не только обилие красных звездочек на могилах, не только спутанные клубки ржавой колючей проволоки, оставшейся со времен войны, но главное это то, что там стояла какая-то торжественно-печальная атмосфера. Это почувствовали все участники сплава. Несмотря на то что нас было немало и пробыли мы там довольно долго, над могилами мужественных защитников нашей Родины царила благоговейная тишина.

Не обошлось и без трудностей: нам приходилось преодолевать непредвиденные препятствия. На Воре после урагана было повалено немало деревьев. Некоторые из тех, которые росли на берегах, упали в реку и перегородили ее русло. Нам приходилось изловчаться и маневрировать под стволами могучих деревьев, которые находились в 40- 50 сантиметрахнад водой. Движение по Воре было затруднено, и участок до Угры длиной около 20- 30 км. занял два дня. На Угре дело пошло веселее, и мы за день преодолевали около25 км. Необходимо отметить, что все памятники, которые мы посетили, были ухожены, и нам не пришлось их приводить в порядок, хотя мы взяли с собой все для этого необходимое: краску, растворители, стальные щетки, «Кузбасслак», кисточки, лопаты, топоры и т.д.

На всех братских захоронениях перед поклонными крестами, установленными рядом с памятниками, мы молились об упокоении советских воинов, отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. На некоторых захоронениях крестов не было. Тогда мы приспосабливали небольшой металлический крест, который взяли с собой, на достойном месте и молились перед ним. К сожалению, мы не имели возможности помянуть каждого из погибших, так как на табличках не было имен, только фамилии и инициалы, к тому же, в некоторых братских могилах было захоронено до нескольких тысяч павших воинов. Но мы поминали их всех вместе, молитвенно возглашая: «О вождях и воинах, за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших». В целом поход занял 4 дня и 3 ночи.

-Владыка, это ваш первый опыт подобных походов?

- Опыта сплавов у меня нет, но опыт походов есть. В Вологде мы несколько раз в год посещали удаленные, заброшенные монастыри, в которых подвязались святые Северной Фиваиды. Это были, как правило, однодневные походы, в которых порой проходилось идти более 10 километровв одну сторону. На местах подвигов преподобных вначале служили молебен, затем на костре кипятили чай, иногда варили кашу, подкрепляя себя этой простой пищей. Складывали снаряжение в рюкзаки и возвращались назад. Такие паломничества иногда занимали целый день, с 5-6 часов утра до позднего вечера, так как до мест подвигов святых надо было сначала ехать на машине, а уж потом только идти пешком. Бывали случаи, когда мы ходили с ночевкой, служили Всенощное бдение при свечах, так как в заброшенных храмах и обителях электричества не было, ночевали в палатках, утром совершали Литургию, готовили на костре обед и возвращались. Таким образом, опыт пеших походов и соответствующее снаряжение у меня есть.

-Какое продолжение данного похода вы видите?

- Из разговоров моих спутников я понял, что такой длительный сплав был организован впервые. У них появилось желание повторить подобный опыт, но в следующий раз охватить не только те братские могилы, которые расположены вдоль берегов, но и те, которые находятся в удалении от реки на несколько километров. Поэтому сейчас ведется работа с юхновскими краеведами по созданию максимально полной карты захоронений, аналогичной картам Людиновского или Кировского районов. В планах значится посетить братские могилы и на других видах транспорта: вездеходах, квадроциклах.

-Владыка, мне походы к братским могилам раскрыли масштаб войны. Я где-то подъезжал и частично двигался пешком, и только побывав в удаленных местах, я начал осознавать, каково это пройти весь этот путь зимой и летом, в полном снаряжении под пулями, обстрелами, бомбежками. Сейчас складывается ситуация, когда уходят носители памяти. В семьях уже нет ветеранов, 25 лет отсутствия патриотического воспитания в обществе привели к отсутствию его в семьях. Мне кажется важным, чтобы мы стали водить детей по местам памяти, начать можно и с нашего района.

- Тема патриотического воспитания молодежи очень важна. Особенно в наше время, когда, по мнению некоторых специалистов и аналитиков, идет хорошо организованная и продуманная кампания по изменению иерархии духовно-нравственных ценностей, в первую очередь, у молодого поколения. Идет демонтаж традиционной духовности, на которой были воспитаны и взращены наши славные предки, такие как святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, полководец Александр Васильевич Суворов, флотоводец святой праведный Феодор Феодорович Ушаков, деятели культуры, искусства и науки Михаил Васильевич Ломоносов, Николай Иванович Пирогов, Иван Михайлович Сеченов, Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Феодор Михайлович Достоевский, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин, Михаил Иванович Глинка и т.д. Этот список можно продолжать бесконечно.

С принятием Православия Русь из малого государства, площадью около 200 000 кв.км., возросла до огромного государства. Население и площадь страны увеличились в сотни раз. А что дала нам новая идеология, каковы результаты т.н. «перестройки»? Население и площадь страны сократились, исчезла стабильность, уверенность в будущем, появились серьезные проблемы в здравоохранении, образовании, ЖКХ. Появились явления, о которых в СССР знали понаслышке, - наркомания, организованная преступность, коррупция, открытая пропаганда безнравственности и т.д. И все это, на мой взгляд, в первую очередь следствие насаждаемой у нас идеологии гедонизма, культа денег, безнравственности, красивой жизни, развлечений. Недаром апостол Павел писал: «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). От него растут и крепнут другие исполины зла – славолюбие и сластолюбие. На этих трех китах зиждется огромное здание греха и порока. Апостол Иоанн Богослов писал: «Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16). Похоть плоти – удовлетворение плотских потребностей: вкусная обильная пища, комфорт и т.д. Похоть очес – желание обладать увиденным. Вся реклама направлена на разжигание этой страсти. Гордость житейская – желание известности, уважения, почитания, славы и преклонения.

Простите за отступление от темы, вернемся к нашему вопросу. Для организации походов, особенно детских, необходимо решить ряд важных вопросов: определить категории сложности маршрутов, состав группы, найти финансирование и самое важное - подготовить инструкторов. Не просто инструкторов, имеющих необходимые знания и умения, но и способных увлекательно и интересно рассказать о памятных событиях, которые произошли в наших краях. У нас богатая история, есть о чем рассказать. Только тогда, когда все это будет выполнено, можно ожидать от подобных мероприятий положительного результата. Мы в начале пути, если можно так выразиться, проводим разведку боем. В ближайшее время отдел по работе с молодежью Песоченской епархии, возглавляемый диаконом Евгением Васильевым, начнет работу по подготовке простых маршрутов для начала по Кировскому району. Очень интересно было бы организовать семейные походы по местам памяти. Думаю, опыт совместных мероприятий был бы интересен и родителям, и детям. В Калужской области накоплен богатейший материал для патриотического воспитания, и походы могут являться частью этой важной работы.

-Владыка, очень надеюсь, что ваше участие в подобных мероприятиях послужит хорошим примером для жителей нашего района. В очередной раз хочется задать не теряющий актуальности вопрос о перезахоронениях. В походе вы посетили одни из самых труднодоступных захоронений советских воинов в нашей области. Может, стоит перенести все посещенные вами места в организованные большие мемориалы?

Преподобный Исаак Сирин писал: «Все красит мера». Даже добродетель это нечто среднее между двумя крайностями, которые можно назвать пороками. Например, мужество находится посередине между страхом и наглостью. Так же и другие добродетели. И в перезахоронениях тоже необходимо знать меру. Возможно, заброшенную могилу с покосившейся деревянной пирамидкой в труднодоступном месте, с заросшей к ней тропинкой и стоит перенести. Но есть другие примеры. Нам известен факт, когда братскую могилу, расположенную в 100- 150 метрах от дороги с улучшенным покрытием, рядом с кемпингом, вскрыли и обретенные останки перенесли на большое и прекрасно оборудованное братское кладбище. Возникает вопрос, стоило ли беспокоить усопших? Да и все останки извлечь и перезахоронить очень трудно. Какие-то косточки могли остаться в земле. Как теперь относиться к этому месту? Как к братской могиле? Если да, то зачем перезахоранивали? Дать конкретные ответы на эти закономерные вопросы трудно. Но, если бы не совершили перезахоронения, они ни у кого бы не возникли. Сами себе создаем трудности и проблемы.

Желая сделать доброе дело, надо делать его с добрыми целями и намерениями. Главное здесь – любовь и уважение к нашим воинам-героям, положившим свои души для жизни соотечественников. При перезахоронении необходимо семь раз все взвесить, обсудить, семь раз отмерить, а уж потом принимать такое ответственное решение.

-Владыка, вы – фотограф, поделитесь этой стороной путешествия.

-Во-первых, я не фотограф, я, в первую очередь, православный христианин. Во-вторых, трудно что-то выделить. Сюжеты были мне знакомы: река, утренние туманы, восходы и закаты, паутинки, птицы. Особенностью Калужского края является большое количество аистов, которых нет на Вологодчине. Еще утки здесь более доверчивые, они подпускают человека гораздо ближе и не улетают далеко. Просто перелетают с одного берега реки на другой. На Вологодчине не так: утку еще не видишь, а она уже улетает куда-то за горизонт. Приятно, что здесь, в национальном парке «Угра», птицы более доверчивы. Вероятно, потому, что охота в национальном парке на них запрещена, а на Вологодчине нет такого огромного по площади парка.

В завершении хотелось бы пожелать всем читателям Вашей газеты любить нашу Родину, хранить духовно-нравственные ценности, знать ее историю и стараться жить так, как жили наши замечательные предки.


Беседовал Михаил ЧУПРИНИН.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 15.09.2015