Автономная некоммерческая организация
«Экологическая и патриотическая инициатива» стала инициатором проведения школьного
конкурса чтецов. Он получил название «Природа – источник вдохновенья».
-Как и любой другой конкурс чтецов, наш направлен на пропаганду чтения среди детей и
сохранение лучших традиций художественной словесности. Однако, кроме этого,
организуя конкурс чтецов «Природа – источник вдохновенья», АНО «Экологическая и
патриотическая инициатива» ставит перед собой задачу воспитания в подрастающем
поколении эстетического восприятия многообразия образов, которые дарит нам мир
вокруг нас, а также задачу привития молодёжи, начиная со школьной скамьи,
экологической культуры, - рассказал директор АНО «ЭПИ» Михаил Владимирович Чупринин.
Идея проведения конкурса чтения литературных
произведений нашла поддержку в муниципальных образованиях Калужской области.
Одними из первых её поддержали в Барятинском и Куйбышевском районах. Руководство
муниципалитетов и районные отделы образования выступили соорганизаторами
конкурса и помогли некоммерческой организации «Экологическая и патриотическая
инициатива» реализовать задуманное.
12 мая конкурс чтецов под эгидой АНО «ЭПИ» стартовал в
Барятинском районе. Он проходил в День экологического образования, учреждённого
в России в 1991 году и отмечаемого как в Российской Федерации, так и в странах
СНГ. В конкурсном мероприятии, окрашенном праздничными нотками, приняли участие
учащиеся Барятинской средней школы. От образовательного учреждения поступила 31
заявка. Такому большому количеству желающих продемонстрировать знание
художественной литературы о природе и умение с выражением читать стихи и прозу
организаторы очень обрадовались.
-Если честно, то лично я не ожидал, что будет столько
много конкурсантов, - признался руководитель «Экологической и патриотической
инициативы». - Но я искренне рад возникшему интересу. Значит, современные
школьники, благодаря нелёгкому учительскому труду, любят читать, им нужна
площадка для того, чтобы показать это.
Учителя Барятинской школы с воодушевлением поддержали
начинание АНО «ЭПИ». По их мнению, подобные конкурсы имеют огромное значение. Во-первых,
они способствуют выявлению одарённых детей и развитию их творческих
способностей. А во-вторых, они помогают укреплять связи между школьными
предметами – литературой и природоведением. «О том, что природа является
вдохновительницей писателей и поэтов на создание замечательных литературных произведений,
в которых также поднимаются важные экологические и нравственные проблемы,
говорить необходимо не только в идущий сегодня Год экологии, а постоянно», -
убеждены педагоги.
Конкурсную программу организовали и провели работники Дома
детского творчества. Роль ведущего взяла на себя исполняющая обязанности директора
ДДТ Оксана Дюльдина. В назначенное время она тепло приветствовала
многочисленных конкурсантов, собравшихся в актовом зале школы вместе со своими наставниками
и зрителями-одноклассниками.
-Природа вдохновляет людей на многое. У музыкантов,
вслушивающихся в природные звуки, рождается музыка. У художников, любующихся
красотами родной земли, на холстах возникают картины. А у поэтов и писателей,
чьи сердца переполняются эмоциями, когда они созерцают окружающий мир, слова
складываются в стихи и прозу. И сегодня своими выступлениями вы, ребята,
продемонстрируете нам, что природа служит для человечества источником
вдохновенья, в том числе и литературного, - сказала Оксана Александровна.
Пожелав участникам конкурса успехов, ведущая
представила жюри. В его состав вошли исполняющая обязанности заведующей отделом
образования и охраны прав детства Управы Барятинского района Наталья Терехова,
методист Дома детского творчества Диана Горелова и заведующая читальным залом
центральной районной библиотеки Елена Панькина. Председателем был избран представитель
АНО «Экологическая и патриотическая инициатива».
Ох, и задали школьники членам жюри работы! Чтецы оценивались
в трёх возрастных группах: 1-4, 5-8, 9-11 классы. В оценочных листах по
5-бальной шкале давались оценки по следующим критериям: соответствие
произведения теме конкурса, знание текста наизусть, выразительность и чёткость
речи, эмоциональная окрашенность выступления, оригинальность исполнения и
актёрское мастерство. Творческая конкуренция оказалась так высока, что ставить
баллы в каждой графе было весьма непросто.
Ещё бы, мальчишки и девчонки серьёзно готовились к
конкурсу. «Дети захотели проверить себя, свои силы, много репетировали. Я знаю,
что некоторые вставали в 6 часов утра, чтобы повторить тексты», - поделилась
учитель русского языка и литературы с 5 по 11 класс Наталья Ильинична Лебедь, отработавшая в школе 23 года.
Конкурсанты читали произведения классиков и наших
современников. Как заметили педагоги, в большинстве случаев учащиеся сами
решали, произведение какого автора будут читать. Сделанный детьми выбор текста
для декламации произвёл впечатление на взрослых в жюри.
Так, в ходе конкурса звучали прекрасные произведения о
чудесах животного и растительного мира М. Пришвина «Кладовая солнца», В.
Астафьева «Капалуха», К. Паустовского «Барсучий нос». Эти писатели, как
известно, прославились тем, что использовали в своём творчестве «всё богатство и мощь русского языка, чтобы в ярких ощущениях и красках передать всю
красоту и благородство русской природы».
Кроме того,
помня о шагающем по стране Годе экологии, ребята выбирали произведения, где повествовалось о
потребительском отношении людей к окружающей среде. Например, всем знакомые с
детства стихи С. Михалкова «Прогулка» и «Будь человеком» вновь заставляли задуматься,
как безответственно мы ведём себя на речке и в лесу.
Мы
приехали на речку
Понедельник
провести,
Только
чистого местечка
Возле
речки не найти!
***
Ты с палкой
по лесу гулял
И муравьиный
дом,
Шутя, до дна
расковырял
И подпалил
потом.
Трещала
хвоя. Тихо тлел
Сухой,
опавший лист.
Спокойно
сверху вниз смотрел
Жестокий
эгоист...
В конкурсную программу также вошли понравившиеся школьникам
произведения поэтов-любителей О. Агеева «Как хорошо природой наслаждаться!»,
Т. Новиковой «Компьютерный век», Т. Шашевой «Костёр». Любительские стихи на
удивление легко запоминались, но главное то, что в них содержалось авторское
назидание об изменении неразумного, а иногда даже варварского поведения
человека.
После
того как все участники выступили, жюри отправилось подсчитывать баллы и
подводить итоги. А ко всем присутствующим в зале обратился директор Автономной
некоммерческой организации «Экологическая и патриотическая инициатива» М.В.
Чупринин. Он объяснил, в чём заключается деятельность АНО «ЭПИ». «Наша
организация занимается вопросами экологического просвещения и патриотического
воспитания. Мы объединяем такие направления работы, как экология и патриотизм,
потому что считаем, что они взаимосвязаны друг с другом. Ведь тот, кто бережёт
природу – патриот! Он любит свою Родину и сохраняет её природное разнообразие
для будущего», - подчеркнул Михаил Владимирович.
Руководитель
АНО «ЭПИ» поблагодарил школьников за участие в конкурсе. Он с огромным
удовольствием слушал чтецов. «Меня поразило, что вы выбрали для чтения наизусть
большие и сложные произведения, молодцы! – восхитился М, Чупринин. – Я желаю
вам, чтобы, выходя за порог своего дома, вы вспоминали выученные вами стихи и
прозу и, руководствуясь ими, призывали к чистоте и порядку своих сверстников и
взрослых, делающих природе больно. И ещё, дорогие ребята, всегда помните, что
солдаты, защищавшие наше Отечество, погибли не только за то, чтобы мы с вами
могли жить под мирным небом, но и за то, чтобы мы с вами могли гулять в чистом
лесу, пить чистую воду, дышать чистым воздухом».
Наконец
конкурсанты дождались результатов. Их объявил председатель жюри. В младшей
возрастной группе 1 место заняла Мария Крупкина, 4 класс, («Мы экологами стали», Н. Анишина), 2
место – Елизавета Карпова, 3 класс, («Будь человеком», С. Михалков), 3
место – Елена Гавриченкова, 2 класс, («Эгоист», С. Михалков). В средней
возрастной группе по сумме баллов определились сразу три победителя. В их числе
Хатича Атамурадова (5 класс) с душещипательным «Монологом царя зверей» (Р.
Рождественский), которому в бессилье перед человеческой жестокостью к животным
пришлось сорвать с седеющей гривы корону; Елизавета Березенкова (7 класс) с
трогательной зарисовкой о «невесомом жалкеньком
жёлтеньком утёнке» (А. Солженицин), которого человек никогда со всем его «атомным могуществом» не составит и не
смонтирует в колбе; Полина Рубцова (7 класс) с невероятной сказкой «Белая
цапля» (Н. Телешов) об ответственности людей за содеянное в угоду собственным
глупым желаниям. Второе место в этой группе участников занял Семён Седенков (8
класс) с эмоциональным произведением Н. Заболоцкого «Уступи мне, скворец,
уголок!» о долгожданном возвращении домой. На третьем месте Никита Суханов (6
класс) с муками о загубленной жизни в рассказе В. Астафьева «Зачем я убил
коростеля?». В старшей возрастной группе победу одержал Даниил Рубцов (10
класс) с отрывком «про мурашей» из романа о жизни не по уму, а по совести Б.
Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Второе место у Ольги Полуниной (11
класс), напомнившей о спасающей от городской тесноты и суеты «Вечной красоте»
(Э. Асадов).
Также в соответствии с положением конкурса жюри
определило победителей в специально учреждённых организаторами номинациях. «Лучшее
оригинальное выступление» принадлежит ученице 2 класса Анастасии Аксютичевой.
Начав читать, она в волнении сбилась, но потом успокоилась и превратилась в
любознательного открывателя лесных тайн. Заинтригованно идя на «Лесной голосок»
птицы (Г. Скребицкий), девчушка узнала, как выглядит кукушка. «Самое
проникновенное выступление» получилось у Никиты Суханова. Сердца слушателей
дрогнули от того, как шестиклассник совестливо вопрошал, протягивая в отчаянии
руки в зал: «Зачем я убил коростеля? Зачем?» (В. Астафьев). «За артистизм и
лучший сценический образ» поощрён Даниил Рубцов. Он мастерски перевоплощался в разнохарактерных
героев романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Всем конкурсантам вручили сладкие призы, а победители
и призёры были награждены дипломами от АНО «ЭПИ». Кстати, наградной документ от
некоммерческой организации «Экологическая и патриотическая инициатива» выглядел
весьма оригинально. Он оформлен красочными работами юных жителей соседнего
Кировского района, участвовавших в конкурсе детского рисунка «Экологической и
патриотической инициативы».
-Надеюсь, наше успешно начатое сотрудничество с
Барятинским районом в эколого-патриотической сфере продолжится. У нашей
организации есть предложения о проведении других творческих конкурсов и акций.
Для победителей и активных участников наших мероприятий в новом учебном году планируется
познавательная поездка в недавно открывшийся в городе Калуге визитный центр
Национального парка «Угра». Здесь ребята узнают всё об особенностях природы и
состоянии экологии нашего региона, - заключил директор АНО Михаил Чупринин.
В ответ педагоги во главе с директором Барятинской
школы Ольгой Васильевной Комаровой и коллектив Дома детского
творчества выразили готовность и дальше сотрудничать с АНО «Экологическая и
патриотическая инициатива». Первый опыт взаимодействия оставил хорошие
впечатления.
Оксана Баркова.
Фото Михаила Чупринина.