Сегодня: Пятница 19 Апрель 2024 г.

Приветственное слово, сказанное архиепископом Песоченским и Юхновским Максимилианом на мероприятии, посвященном Дню православной книги г.Киров

- Игорь Николаевич, дорогие друзья!

В одной древней летописи есть такие слова: «Ум без книги, аки птица опешена», т.е. ум без книги – как птица, неспособная летать. Человеческий разум призван устремляться в высь, к Богу, отрываясь от земного, возноситься к небесному, удаляясь от временного, приближаться к вечному. И этому очень способствуют те книги, которые читали люди на протяжении веков.

Письменность на Руси появилась благодаря святым братьям Кириллу и Мефодию, составившим славянскую азбуку для перевода Священного Писания. С этого момента монастырские библиотеки стали наполняться святоотеческими творениями и летописями. Святые отцы разъясняли, толковали Священное Писание, составляли жития святых, летописные своды, позже как самостоятельный жанр возникли былины. Все эти произведения были по своей сути нравоучительного характера. Затем книги вышли за пределы монастырей, и сочинения стали менее возвышенными. В процессе генезиса литературного жанра появились светские авторы, писавшие произведения патриотического содержания, формировавшие высокий нравственный образ человека. Так на протяжении веков шаг за шагом трансформировалось назначение книги.

К сожалению, в наше время многие литературные произведения стали орудием культивирования грехов и пороков, орудием политики и дезинформации. Если изучить библиотечные собрания учебных заведений или светских организаций, то по ним с уверенностью можно судить о нравах, царящих в данном коллективе, ибо книга формирует личность. И поэтому сейчас как никогда важно, чтобы осуществлялся тщательный подбор литературы как в библиотеках общественных, так и личных. В противном случае книга может принести не пользу, а вред, пропагандируя грех в красивой форме и устремляя тем самым ум человека к земле.

Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих стихотворений писал:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.

Он указывает на истинное предназначение книги, цель которой - отрыв человека от излишней привязанности к земному и устремление к небесному. Сама этимология слова «человек»свидетельствует о том, что он предназначен для вечной жизни - «чело вечности». А временное наше существование – лишь этап подготовки к жизни будущего века. Однако мы постоянно забываем об этом и направляем все силы своей души к земле, погружаемся в тленное, суетное.

Серьёзная литература должна приводить человека к познанию Творца. Федор Михайлович Достоевский писал: «Демон борется с Богом, а поле битвы – сердце человека», - поэтому так важно, чтобы книги укрепляли нас в духовном делании. Только таким образом литература может выполнить свое первоначальное и самое важное предназначение - помочь человеку избрать правильный вектор жизни и победить демонов зла. У известного французского живописца Рошгросса есть нравоучительная картина. На ней изображено серое свинцовое небо, по которому бегут темные облака. Посреди неба есть разрыв, из которого падает яркий солнечный луч, освещающий вершину горы. Этот луч – счастье. А на горе – великое множество людей, которые стремятся к нему изо всех сил. Среди них мужчины и женщины, военные и студенты, банкиры и купцы. Они толкаются и давят друг друга, пытаясь первыми дотянуться до луча. И лишь немногие счастливцы достигают вершины горы, но радость их длится недолго: другие страждущие стаскивают их, занимая освободившееся место. Это образ жизни, нацеленный на обретение земного счастья. Его добиваются далеко не все и длится оно недолго, поскольку вокруг множество других людей, жаждущих занять их место. Поэтому надо больше стремиться к тому, чтобы стяжать не земное, а небесное благоденствие, ибо Евангелие свидетельствует что «царствие Божие внутрь вас есть». Оно в душе каждого из нас, в наших сердцах. И тот человек, который постигнет эту простую истину, бывает радостен и счастлив, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Достаточно вспомнить Оптинских старцев или прп. Серафима Саровского, который круглый год всех встречающихся ему приветствовал словами: «Христос Воскресе!».Это было не просто красивой фразой – эта радость исходила из его сердца, хотя он был, по современным меркам, простым бедняком. Когда разбойники пришли в келью святого, желая его ограбить, то увидели лишь икону, лампадку, обрубок дерева и чугунок с несколькими картофелинами. Но он был подлинно счастлив, потому что жил по Евангелию, ежедневно читая творения святых Отцов Православной Церкви. Как писал Ефрем Сирин: «Трудись и читай с рассуждением, наипаче же упражняйся в добрых делах». Я желаю, чтобы мы читали только те книги, которые учат деланию добрых дел, чтобы жили по ним и чтобы это принесло подлинное счастье каждому из нас.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 03.04.2015



Приветственное слово, сказанное архиепископом Песоченским и Юхновским Максимилианом на мероприятии, посвященном Дню православной книги г.Киров

- Игорь Николаевич, дорогие друзья!

В одной древней летописи есть такие слова: «Ум без книги, аки птица опешена», т.е. ум без книги – как птица, неспособная летать. Человеческий разум призван устремляться в высь, к Богу, отрываясь от земного, возноситься к небесному, удаляясь от временного, приближаться к вечному. И этому очень способствуют те книги, которые читали люди на протяжении веков.

Письменность на Руси появилась благодаря святым братьям Кириллу и Мефодию, составившим славянскую азбуку для перевода Священного Писания. С этого момента монастырские библиотеки стали наполняться святоотеческими творениями и летописями. Святые отцы разъясняли, толковали Священное Писание, составляли жития святых, летописные своды, позже как самостоятельный жанр возникли былины. Все эти произведения были по своей сути нравоучительного характера. Затем книги вышли за пределы монастырей, и сочинения стали менее возвышенными. В процессе генезиса литературного жанра появились светские авторы, писавшие произведения патриотического содержания, формировавшие высокий нравственный образ человека. Так на протяжении веков шаг за шагом трансформировалось назначение книги.

К сожалению, в наше время многие литературные произведения стали орудием культивирования грехов и пороков, орудием политики и дезинформации. Если изучить библиотечные собрания учебных заведений или светских организаций, то по ним с уверенностью можно судить о нравах, царящих в данном коллективе, ибо книга формирует личность. И поэтому сейчас как никогда важно, чтобы осуществлялся тщательный подбор литературы как в библиотеках общественных, так и личных. В противном случае книга может принести не пользу, а вред, пропагандируя грех в красивой форме и устремляя тем самым ум человека к земле.

Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих стихотворений писал:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.

Он указывает на истинное предназначение книги, цель которой - отрыв человека от излишней привязанности к земному и устремление к небесному. Сама этимология слова «человек»свидетельствует о том, что он предназначен для вечной жизни - «чело вечности». А временное наше существование – лишь этап подготовки к жизни будущего века. Однако мы постоянно забываем об этом и направляем все силы своей души к земле, погружаемся в тленное, суетное.

Серьёзная литература должна приводить человека к познанию Творца. Федор Михайлович Достоевский писал: «Демон борется с Богом, а поле битвы – сердце человека», - поэтому так важно, чтобы книги укрепляли нас в духовном делании. Только таким образом литература может выполнить свое первоначальное и самое важное предназначение - помочь человеку избрать правильный вектор жизни и победить демонов зла. У известного французского живописца Рошгросса есть нравоучительная картина. На ней изображено серое свинцовое небо, по которому бегут темные облака. Посреди неба есть разрыв, из которого падает яркий солнечный луч, освещающий вершину горы. Этот луч – счастье. А на горе – великое множество людей, которые стремятся к нему изо всех сил. Среди них мужчины и женщины, военные и студенты, банкиры и купцы. Они толкаются и давят друг друга, пытаясь первыми дотянуться до луча. И лишь немногие счастливцы достигают вершины горы, но радость их длится недолго: другие страждущие стаскивают их, занимая освободившееся место. Это образ жизни, нацеленный на обретение земного счастья. Его добиваются далеко не все и длится оно недолго, поскольку вокруг множество других людей, жаждущих занять их место. Поэтому надо больше стремиться к тому, чтобы стяжать не земное, а небесное благоденствие, ибо Евангелие свидетельствует что «царствие Божие внутрь вас есть». Оно в душе каждого из нас, в наших сердцах. И тот человек, который постигнет эту простую истину, бывает радостен и счастлив, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Достаточно вспомнить Оптинских старцев или прп. Серафима Саровского, который круглый год всех встречающихся ему приветствовал словами: «Христос Воскресе!».Это было не просто красивой фразой – эта радость исходила из его сердца, хотя он был, по современным меркам, простым бедняком. Когда разбойники пришли в келью святого, желая его ограбить, то увидели лишь икону, лампадку, обрубок дерева и чугунок с несколькими картофелинами. Но он был подлинно счастлив, потому что жил по Евангелию, ежедневно читая творения святых Отцов Православной Церкви. Как писал Ефрем Сирин: «Трудись и читай с рассуждением, наипаче же упражняйся в добрых делах». Я желаю, чтобы мы читали только те книги, которые учат деланию добрых дел, чтобы жили по ним и чтобы это принесло подлинное счастье каждому из нас.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 03.04.2015