Человеческая натура жаждет знать всему
начало. Постоянно ищет, откуда что берется и куда девается. Меня вот в детстве жутко
одолевало желание увидеть, где начинается любимая речка Болва, в которой жарким
летом любила плескаться детвора родной улицы Титова и всей Фаянсовой? Детское
любопытство осталось неудовлетворенным. У болвинского истока мне так и не
случилось побывать. Однако рождение реки, ее извилистый бег и точку впадения я все-таки
наблюдала собственными глазами. И далеко от малой родины.
Во время похода в Богоявление – глухой и совершенно
дикий сегодня уголок Большесельского района Ярославской области – мой путь
преградил прозрачный ручеек. Он вытекал прямо из болота, расположенного по
правую руку от дороги и на окраине которого был построен Богоявленский храм.
Через журчащий поток чистой воды кто-то заботливо настелил березовые мостки,
чтоб переправляться удобнее. Стоя на них, я сверилась с картой географического
атласа и убедилась: передо мной именно то место, откуда начинается Юхоть. Вместе
с Черёмухой, Печегдой, Могзойона образует мощный гидрографический узел здешней местности. Их поймы
отличаются заболоченностью.
Потом, когда мое путешествие по
Большесельскому краю и вокруг него продолжилось, с Юхотью мы встречались еще не
раз. Ее берега издавна «несут на себе» многочисленные села, деревни, поселки.
Эти населенные пункты, как рассказывают местные краеведы, образовывали так
называемую «Юхотскую волость», начиная с XV века находившуюся в частном
(вотчинном) владении князей Юхотских, Мстиславских и графов Шереметьевых. Волостные занимались традиционно земледелием.
Обработка земли, как и во всей России, осуществлялась экстенсивными методами,
приведшими к постепенному уничтожению «береженых» лесов. Крестьянеподрабатывали в Москве, Петербурге, Риге. Держали мелочные лавочки
и харчевни, торговали разными съестными припасами и овощами. Женщины в основном
ткали холсты для домашних нужд и на продажу. Европейцы высоко ценили русское
льняное сырье, шедшее на изготовление натуральных тканей.
Жизнь кипела. Население увеличивалось. А ныне
о прежнем богатстве селений, повторяющих изгибы Юхоти, напоминают церкви. Одни
не пожалело время, подвергло разграблению людскому и запустению, обрекло на
гибель. Другие оно пощадило, дав шанс на возрождение жизненного и духовного
уклада. Храмы являются достоянием урочища Воскресенье (нежилое), Большого Села
(районный центр), Нового Села, Леонтьевского, входящих в Большесельский район, и
мышкинского Костюрина. Навсегда, наверное, наша страна лишилась богатейшего
историко-культурного наследия, утопленного в Рыбинском водохранилище. Именно
сюда, расширяясь, главная речная артерия Юхотской волости и впадает.
Ровно 70 лет назад началось заполнение этого
«рукотворного моря» под Рыбинском. Наполнение гигантской чаши продолжалось с
1941 до 1947 года и завершилось достижением запланированного «нормального
подпорного уровня». Вода поднялась на
Вышло в итоге иначе. Водным покрывалом
накрыло большую часть территории Мологского уезда. Не стало древнего княжеского
культурно-исторического и административно-хозяйственного центра, в котором проживали
более 5 тыс. человек. Исчез пятитысячный фабричный поселок Абакумово и град Весьегонск
с тремя старинными храмами (Тверская область). Только на страницах летописи осталось
упоминание известного села Борисоглеб (бывший Холопий Городок, впервые упомянутый
в XII веке). Безвозвратно ушли самая благоустроенная в Ярославской епархии
Югская Дорофеева пустынь и обширный комплекс основанного в XIV веке Мологского
Афанасьевского монастыря. Затоплена Леушинская Иоанно-Предтеченская женская
обитель. Говорят, снизив уровень воды, хотя бы на
Снимки:
Урочище Воскресенье. Церковь Воскресения Христова с приделами в честь Николая Чудотворца и
Федоровской иконы Божией Матери. Руинирована. Дата постройки неизвестна. Закрыта в
Большое
Село.Оказалось на деле просто огромным. Здесь есть центры детского творчества и
молодежи, общеобразовательная и музыкальная школы, Дом культуры,
историко-художественный музей, центральная библиотека, районный архив, газета
«Большесельские вести», детсад, Большесельская ЦРБ, коммунальные предприятия,
лукойловская заправка, торгово-развлекательные комплексы, мелкие магазины,
ателье... В домах селян подведены газ, водопровод, канализация. Стоя на берегах
Юхоти, переглядываются и перезваниваются церкви.
Село Новое. В
Село Леонтьевское. Архитектурный ансамбль образуют церкви Михаила Архангела и Леонтия Ростовского. Они расположены на кладбище.
Собор
Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных. Год постройки: между
1730 и 1800. Строился пожертвованиями крестьянина М.В. Орешникова. В
Село Костюрино. Церковь Климента,
Папы Римского. Год постройки: 1779.
Оксана БАРКОВА.
Использована информация с сайта народного
каталога православной архитектуры.
Фото Михаила ЧУПРИНИНА.
Опубликовано в газете "Знамя труда" 27.08.2011