Сегодня: Четверг 25 Апрель 2024 г.

От истока реки

Человеческая натура жаждет знать всему начало. Постоянно ищет, откуда что берется и куда девается. Меня вот в детстве жутко одолевало желание увидеть, где начинается любимая речка Болва, в которой жарким летом любила плескаться детвора родной улицы Титова и всей Фаянсовой? Детское любопытство осталось неудовлетворенным. У болвинского истока мне так и не случилось побывать. Однако рождение реки, ее извилистый бег и точку впадения я все-таки наблюдала собственными глазами. И далеко от малой родины.

Во время похода в Богоявление – глухой и совершенно дикий сегодня уголок Большесельского района Ярославской области – мой путь преградил прозрачный ручеек. Он вытекал прямо из болота, расположенного по правую руку от дороги и на окраине которого был построен Богоявленский храм. Через журчащий поток чистой воды кто-то заботливо настелил березовые мостки, чтоб переправляться удобнее. Стоя на них, я сверилась с картой географического атласа и убедилась: передо мной именно то место, откуда начинается Юхоть. Вместе с Черёмухой, Печегдой, Могзойона образует мощный гидрографический узел здешней местности. Их поймы отличаются заболоченностью.

Потом, когда мое путешествие по Большесельскому краю и вокруг него продолжилось, с Юхотью мы встречались еще не раз. Ее берега издавна «несут на себе» многочисленные села, деревни, поселки. Эти населенные пункты, как рассказывают местные краеведы, образовывали так называемую «Юхотскую волость», начиная с XV века находившуюся в частном (вотчинном) владении князей Юхотских, Мстиславских и графов Шереметьевых. Волостные занимались традиционно земледелием. Обработка земли, как и во всей России, осуществлялась экстенсивными методами, приведшими к постепенному уничтожению «береженых» лесов. Крестьянеподрабатывали в Москве, Петербурге, Риге. Держали мелочные лавочки и харчевни, торговали разными съестными припасами и овощами. Женщины в основном ткали холсты для домашних нужд и на продажу. Европейцы высоко ценили русское льняное сырье, шедшее на изготовление натуральных тканей.

Жизнь кипела. Население увеличивалось. А ныне о прежнем богатстве селений, повторяющих изгибы Юхоти, напоминают церкви. Одни не пожалело время, подвергло разграблению людскому и запустению, обрекло на гибель. Другие оно пощадило, дав шанс на возрождение жизненного и духовного уклада. Храмы являются достоянием урочища Воскресенье (нежилое), Большого Села (районный центр), Нового Села, Леонтьевского, входящих в Большесельский район, и мышкинского Костюрина. Навсегда, наверное, наша страна лишилась богатейшего историко-культурного наследия, утопленного в Рыбинском водохранилище. Именно сюда, расширяясь, главная речная артерия Юхотской волости и впадает.

Ровно 70 лет назад началось заполнение этого «рукотворного моря» под Рыбинском. Наполнение гигантской чаши продолжалось с 1941 до 1947 года и завершилось достижением запланированного «нормального подпорного уровня». Вода поднялась на 102 метра вместо должных + 98 м, позволявших оставить незатопленным город Мологу.

Вышло в итоге иначе. Водным покрывалом накрыло большую часть территории Мологского уезда. Не стало древнего княжеского культурно-исторического и административно-хозяйственного центра, в котором проживали более 5 тыс. человек. Исчез пятитысячный фабричный поселок Абакумово и град Весьегонск с тремя старинными храмами (Тверская область). Только на страницах летописи осталось упоминание известного села Борисоглеб (бывший Холопий Городок, впервые упомянутый в XII веке). Безвозвратно ушли самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь и обширный комплекс основанного в XIV веке Мологского Афанасьевского монастыря. Затоплена Леушинская Иоанно-Предтеченская женская обитель. Говорят, снизив уровень воды, хотя бы на 4 метра, можно многое восстановить.

Снимки:


Урочище Воскресенье. Церковь Воскресения Христова с приделами в честь Николая Чудотворца и Федоровской иконы Божией Матери. Руинирована. Дата постройки неизвестна. Закрыта в 1940 г., разрушена в 80-90 гг. ХХ века. Сохранились руины четверика и колокольня. Кладбище действующее. Проезд грунтовой насыпью возможен только в сухую погоду с дороги Миглино-Фёдорково.


Большое Село.Оказалось на деле просто огромным. Здесь есть центры детского творчества и молодежи, общеобразовательная и музыкальная школы, Дом культуры, историко-художественный музей, центральная библиотека, районный архив, газета «Большесельские вести», детсад, Большесельская ЦРБ, коммунальные предприятия, лукойловская заправка, торгово-развлекательные комплексы, мелкие магазины, ателье... В домах селян подведены газ, водопровод, канализация. Стоя на берегах Юхоти, переглядываются и перезваниваются церкви.

Возвышается храм Параскевы Пятницы. Год постройки 1747. Выстроен на средства прихожан в бывшей Бобылевской слободке. Основной храмовый объем представляет собой «восьмерик на четверике». К нему примыкают трапезная и колокольня. Декоративное убранство выполнено в стиле барокко. Среди элементов декора выделяются типичные наличники с «ушками», круглые и овальные медальоны, треугольные и лучковые фронтоны в отделке. Придел в честь Николая Чудотворца придает композиции асимметричность.
Низкое левобережье украшает церковь Петра и Павла. Построена в 1760 году на средства крестьянина Полунина на месте известного с XVII ст. деревянного храма во имя преподобных Зосима и Савватия Соловецких. Два придела пристроены в 1827 г. После перестройки небольшое изящное здание приобрело массивные, кубические формы с высокими классическими портиками. Постройка в сильно искаженном виде дожила до наших дней.


Село Новое. В 1800 г. зазвонили колокола церкви Троицы Живоначальной.


Село Леонтьевское. Архитектурный ансамбль образуют церкви Михаила Архангела и Леонтия Ростовского. Они расположены на кладбище.
Храм Святителя Леонтия, епископа и чудотворца построен в 1730 г. В 1842 г. у него перестроена трапезная.

Собор Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных. Год постройки: между 1730 и 1800. Строился пожертвованиями крестьянина М.В. Орешникова. В 1905 г. на средства прихожан и пожертвования крестьянина Е.Е.Новикова проведены реставрационные работы. Закрыт в 1934 г. Возвращен Русской Православной Церкви в 1997 г.


Село Костюрино. Церковь Климента, Папы Римского. Год постройки: 1779.


Оксана БАРКОВА.

Использована информация с сайта народного каталога православной архитектуры.

Фото Михаила ЧУПРИНИНА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 27.08.2011



От истока реки

Человеческая натура жаждет знать всему начало. Постоянно ищет, откуда что берется и куда девается. Меня вот в детстве жутко одолевало желание увидеть, где начинается любимая речка Болва, в которой жарким летом любила плескаться детвора родной улицы Титова и всей Фаянсовой? Детское любопытство осталось неудовлетворенным. У болвинского истока мне так и не случилось побывать. Однако рождение реки, ее извилистый бег и точку впадения я все-таки наблюдала собственными глазами. И далеко от малой родины.

Во время похода в Богоявление – глухой и совершенно дикий сегодня уголок Большесельского района Ярославской области – мой путь преградил прозрачный ручеек. Он вытекал прямо из болота, расположенного по правую руку от дороги и на окраине которого был построен Богоявленский храм. Через журчащий поток чистой воды кто-то заботливо настелил березовые мостки, чтоб переправляться удобнее. Стоя на них, я сверилась с картой географического атласа и убедилась: передо мной именно то место, откуда начинается Юхоть. Вместе с Черёмухой, Печегдой, Могзойона образует мощный гидрографический узел здешней местности. Их поймы отличаются заболоченностью.

Потом, когда мое путешествие по Большесельскому краю и вокруг него продолжилось, с Юхотью мы встречались еще не раз. Ее берега издавна «несут на себе» многочисленные села, деревни, поселки. Эти населенные пункты, как рассказывают местные краеведы, образовывали так называемую «Юхотскую волость», начиная с XV века находившуюся в частном (вотчинном) владении князей Юхотских, Мстиславских и графов Шереметьевых. Волостные занимались традиционно земледелием. Обработка земли, как и во всей России, осуществлялась экстенсивными методами, приведшими к постепенному уничтожению «береженых» лесов. Крестьянеподрабатывали в Москве, Петербурге, Риге. Держали мелочные лавочки и харчевни, торговали разными съестными припасами и овощами. Женщины в основном ткали холсты для домашних нужд и на продажу. Европейцы высоко ценили русское льняное сырье, шедшее на изготовление натуральных тканей.

Жизнь кипела. Население увеличивалось. А ныне о прежнем богатстве селений, повторяющих изгибы Юхоти, напоминают церкви. Одни не пожалело время, подвергло разграблению людскому и запустению, обрекло на гибель. Другие оно пощадило, дав шанс на возрождение жизненного и духовного уклада. Храмы являются достоянием урочища Воскресенье (нежилое), Большого Села (районный центр), Нового Села, Леонтьевского, входящих в Большесельский район, и мышкинского Костюрина. Навсегда, наверное, наша страна лишилась богатейшего историко-культурного наследия, утопленного в Рыбинском водохранилище. Именно сюда, расширяясь, главная речная артерия Юхотской волости и впадает.

Ровно 70 лет назад началось заполнение этого «рукотворного моря» под Рыбинском. Наполнение гигантской чаши продолжалось с 1941 до 1947 года и завершилось достижением запланированного «нормального подпорного уровня». Вода поднялась на 102 метра вместо должных + 98 м, позволявших оставить незатопленным город Мологу.

Вышло в итоге иначе. Водным покрывалом накрыло большую часть территории Мологского уезда. Не стало древнего княжеского культурно-исторического и административно-хозяйственного центра, в котором проживали более 5 тыс. человек. Исчез пятитысячный фабричный поселок Абакумово и град Весьегонск с тремя старинными храмами (Тверская область). Только на страницах летописи осталось упоминание известного села Борисоглеб (бывший Холопий Городок, впервые упомянутый в XII веке). Безвозвратно ушли самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь и обширный комплекс основанного в XIV веке Мологского Афанасьевского монастыря. Затоплена Леушинская Иоанно-Предтеченская женская обитель. Говорят, снизив уровень воды, хотя бы на 4 метра, можно многое восстановить.

Снимки:


Урочище Воскресенье. Церковь Воскресения Христова с приделами в честь Николая Чудотворца и Федоровской иконы Божией Матери. Руинирована. Дата постройки неизвестна. Закрыта в 1940 г., разрушена в 80-90 гг. ХХ века. Сохранились руины четверика и колокольня. Кладбище действующее. Проезд грунтовой насыпью возможен только в сухую погоду с дороги Миглино-Фёдорково.


Большое Село.Оказалось на деле просто огромным. Здесь есть центры детского творчества и молодежи, общеобразовательная и музыкальная школы, Дом культуры, историко-художественный музей, центральная библиотека, районный архив, газета «Большесельские вести», детсад, Большесельская ЦРБ, коммунальные предприятия, лукойловская заправка, торгово-развлекательные комплексы, мелкие магазины, ателье... В домах селян подведены газ, водопровод, канализация. Стоя на берегах Юхоти, переглядываются и перезваниваются церкви.

Возвышается храм Параскевы Пятницы. Год постройки 1747. Выстроен на средства прихожан в бывшей Бобылевской слободке. Основной храмовый объем представляет собой «восьмерик на четверике». К нему примыкают трапезная и колокольня. Декоративное убранство выполнено в стиле барокко. Среди элементов декора выделяются типичные наличники с «ушками», круглые и овальные медальоны, треугольные и лучковые фронтоны в отделке. Придел в честь Николая Чудотворца придает композиции асимметричность.
Низкое левобережье украшает церковь Петра и Павла. Построена в 1760 году на средства крестьянина Полунина на месте известного с XVII ст. деревянного храма во имя преподобных Зосима и Савватия Соловецких. Два придела пристроены в 1827 г. После перестройки небольшое изящное здание приобрело массивные, кубические формы с высокими классическими портиками. Постройка в сильно искаженном виде дожила до наших дней.


Село Новое. В 1800 г. зазвонили колокола церкви Троицы Живоначальной.


Село Леонтьевское. Архитектурный ансамбль образуют церкви Михаила Архангела и Леонтия Ростовского. Они расположены на кладбище.
Храм Святителя Леонтия, епископа и чудотворца построен в 1730 г. В 1842 г. у него перестроена трапезная.

Собор Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных. Год постройки: между 1730 и 1800. Строился пожертвованиями крестьянина М.В. Орешникова. В 1905 г. на средства прихожан и пожертвования крестьянина Е.Е.Новикова проведены реставрационные работы. Закрыт в 1934 г. Возвращен Русской Православной Церкви в 1997 г.


Село Костюрино. Церковь Климента, Папы Римского. Год постройки: 1779.


Оксана БАРКОВА.

Использована информация с сайта народного каталога православной архитектуры.

Фото Михаила ЧУПРИНИНА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 27.08.2011