Сегодня: Пятница 26 Апрель 2024 г.

Архангельское: разные судьбы

Архангельск – самый крупный и известный населённый пункт в России, названный в честь архангела Михаила. Но он такой не один. Есть его тёзки. Встречаются в нашей стране и небольшие селенья, находящиеся под покровительством предводителя небесных воинств. Правда, название их значится не в существительном падеже, а в прилагательном. И звучит мягко, певуче – Архангельское.

За время отпуска мне довелось побывать в двух Архангельских. Оба расположены в Ярославской области: одно в Угличском районе, другое – в Мышкинском. Они оставили после себя двойственные впечатления.


Спрятан до Страшного Суда

…«Сюда будут, как в пустыню, стекаться люди», - в этом уверен настоятель храма Архистратига Михаила «что в бору». Слова иеромонаха Рафаила подтверждает история этого святого места. Оно возникло в XV веке в виде монастыря, укрывшись от греховности внешнего мира в глухом лесу, средь болот, и открываясь только тем, кто помыслами чист.

Шесть столетий назад попасть в него было не легко. Сегодня же добраться можно без затруднений. Проложена хорошая дорога в девяти километрах от Углича. Проезд через деревню Грибаново. Даже указатель поставлен. Не проедешь мимо! Однако, миновав мрачную еловую чащобу, оказываешься не готовым к встрече с чудом. Неожиданно раздвигаются, словно в сказке, тяжёлые хвойные ветки елей, и открывается солнечная поляна. Белый храм стоит на ней с несколькими деревянными постройками в сторонке. Это – церковь Михаила Архангела, сооружённая в 1787 году. Рядом возвышается построенная в начале XX века краснокирпичная с клеймами «Екатерина II» колокольня.

Звенела тишина. Вокруг – ни души. Лишь два огромных пса, позёвывая, лежали у самодельного шлагбаума и грелись на солнышке. Вдруг на лавочке, откуда ни возьмись, возник мужичок.

- Церковь посмотреть хотите?

- Если дозволите!

- Отчего ж добрым людям благодать такую не показать! Идёмте.

И неприметный незнакомец охотно провёл со знанием дела экскурсию. Сначала обошли территорию.

- Когда-то здесь располагался мужской монастырь. Кем был основан, неизвестно. Впервые существование оного упоминается в житии преподобного Паисия Угличского в 1482 году. Да… Глядите внимательнее, куда ступаете, - прервал внезапно свой рассказ экскурсовод. - Гадюк нынче прибавилось! Злющие!

Предупреждение заставило приглядываться и прислушиваться. Не шуршит ли чего в зарослях?

Остановились пред алтарём.

- Силён этот сокрытый Богом и забытый многими уголок молитвами истинно верующих. При польско-литовском нашествии в начале XVII столетия сложили голову защитники монастыря. Предание гласит, что разорение и нападение поляками происходило в страстную среду. Жители собрали на монастырском пепелище пострадавших в братскую могилу. Вот тут и покоятся вместе.

Сохранился текст на установленной в честь жертв польско-литовской интервенции табличке. Содержание надписи нарисовало в моём воображении страшную картину прошлого. «Под сим крестом погребены тела избиенных и сожженных подвижников, иноков святой обители Архистратига Божия Михаила, Блаженного игумена Михаила и 40 братий, с ними 300 человек мирян принявших таковую мученическую кончину при разорении сей обители поляками в 1610 году. Всещедре Господи, сопричти их к лику славных страстотерпцев и мучеников Твоих и нам грешным по молитвам их подай здравие и спасение. Аминь». Рука сама собой потянулась осенить себя спасительным знамением.

- Народ ходит на кладбище испросить помощи блаженного старца Василиска. Подвижник Божий и на этом свете пользовался глубоким уважением, и на том – незабвенен. Мальчиком слыл юродивым. Долго скитался в поисках уединения, пока видение не указало ему жизненный путь – поселиться в келье около храма Архангела Михаила. Богомолец учил детей, исцелял больных.

Памятует о праведной жизни и благих деяниях блаженного заботливо прикрепленная над могильным холмиком дощечка. Читаю: «…скончался 8 марта 1863г. на 73 году жизни. Упокой, Господи, душу раба Твоего – великого труженика, молитвенника, утешителя страждущих, понесшего подвиги странничества, юродства, молчания, пустынножительства, постника, прозорливца и чудотворца. И всех, молитвенно чтущих память его, Всеблагий Господи, помилуй и спаси!».
- Там вон, - махнул в сторону провожатый, - находится Святое озеро. Сказывают про него всякое. Хотите послушать?

- Конечно!

- Старожилы говорят, будто бы часовня ушла в землю, и образовался пруд. Другая версия того же связана с падением колокола с колокольни. А святость водоёму придают церковные книги и утварь, от ляхов спрятанные на дне.

- Скажите, - спрашиваю, - а что, простые жители не селились тут?

- Насчитывалось в 20-е – 30-е годы три жилых дома, в 60-е – осталась лишь церковно-приходская школа. Учительствовала Ираида Осиповна Тихова. Пытаясь сберечь церковные книги, подверглась аресту. После ей не разрешили вернуться обратно. Поэтому исповедница уехала в своё родное село Котово, где возглавила хор в котовской церкви. За истинное исповедание Бога в 2000 году её причислили к лику святых.

- Получается, храм никогда не закрывали?

- Всё пережил он. И нашествия иноземцев, и глумление своих. Оберегала его дикая природа и истинная вера немногих, шедших пешком, не замечая препятствий, чтобы помолиться старшему посланнику Всевышнего.

С таким животрепещущим предисловием меня ввели внутрь. Вошла литыми металлическими ступеньками с узором. Прошла мимо крошечных закутков (в одном – святой колодец устроен) и очутилась в небольшом сводчатом помещении.

- Нижний храм Введения Богоматери.

Осмотрелась в изумлении. Своды располагаются невероятно низко. Кажется, протянешь руку и достанешь до расписанного потолка. Сверху и с боков взирали на посетительницу лики святых. Расписаны и своды, напоминающие собой коромысла. Деревянные полы также узорчато выкрашены. Притулилась в углу облицованная белой плиткой печка. Теснота и традиционное древнерусское убранство создают атмосферу душевного уюта.

Поднялись наверх. Верхний храм совершенно иной. Просторный и светлый. Имеет паперть, впервые видимую мной. Упираются в потолок две деревянные колонны. Вдоль стен, украшенных огромными фресками, тянутся скамьи. Убранство старинное. Иконостас устремляется вверх и выступает вперёд. Выразительно «взирает» иконами.

- Отчего некоторые проёмы пусты? Реставрация?

- Какое там! Воры наведывались. Хорошо, батюшка здешний – иконописец знатный! Пишет образы святых заступников Руси. Восстанавливает утраченное.

- А кем службы ведутся сейчас?

- Служит отец Сергий Симаков.

- Постойте, не тот ли известный московский художник?

- Именно! Посетил в 1991 году эти места мирянином. Коренной москвич приехал с женой и остался. Принял сан. Матушка Елена всячески помогала ему. Да умерла. Перед смертью постриглась в монашество. Овдовев, принял постриг и настоятель. Теперь отче – иеромонах Рафаил.
Позже я познакомилась с творчеством Симакова. В историко-художественном музее Углича проходила выставка «Под благодатным покровом». Удивительный мастер! Выставочный зал наполняли религиозные картины, содержащие смесь авангарда и христианского символизма.

Сельцо встречает и провожает редких гостей духовными подвигами. Ведь труды во славу Божию продолжаются. Провидение даровало этому «земному раю» второго небесного покровителя. Храму передана частица вновь обретенных мощей младенца Иоанна Угличского, сына состоятельного человека Никифора Чеполосова, замученного и убиенного за отказ отречься от родителей.

Примером жертвенного служения православным идеалам останется в моём сердце Архангельское. Встреча с ним не забудется никогда. Да и не может забыться сие диво дивное, излучающее умиротворение. Часто мысленно туда, в глушь колючую, возвращаюсь. Покойно на душе делается. Сказанное про Архангелоборовский монастырь помогает оживить в памяти подаренная рассказчиком на прощание книжица. Я частенько беру в руки и перечитываю тоненький буклетик, составленный на основе исследований участников историко-краеведческой экспедиции детского православного движения «Вестники». Кому интересны подробные изыскания юных краеведов, обращайтесь на сайт WWW.portal-slovo.ru


Доступен и не нужен

Другое Архангельское, то, что в Мышкинском районе, вызывает иные чувства. Глядя на его нынешнее состояние, охватывает грусть и тоска о невозвратном. Некогда старинное селение было крупным населенным пунктом. Это видно по добротным домам, коттеджам, школьному зданию, библиотеке, двухэтажному красивейшему храму, двум памятникам односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны... Но школу-девятилетку, имеющую хорошую наполняемость классов, закрыли. Пресловутая реорганизация образовательного процесса! Её пытались отстоять всем миром учителя, родители школьников, сельская администрация. В Интернете встречаются протестные письма, направленные властям. Тщетны просьбы, мольбы… Оптимизация расходов победила! И очаг культурно-массовой работы потух. Молодые семьи не захотели, чтоб их дети ездили на учёбу за десять километров в соседнее Шипилово разбитым асфальтом и постепенно разъехались. Опустело село.

Духовная жизнь прекратилась в нём ещё раньше. Застыл бездыханно храм Михаила Архангела. Дата постройки – 1788 год. Он является самым старым в округе. Пережил советское безбожие, но не перетерпел постперестроичное безразличие. Возрождать святыню никого не нашлось и «в час подлинной свободы» ни среди носящих рясу, ни среди предпочитающих деловые костюмы. Величественное строение пришло в упадок, не дождавшись помощи и любви. Всеми заброшено. Разрушается. Некому стало молиться, не для кого стало служить. Хотя краеведы указывают, что здесь намоленное место. «Был в Архангельском и праведник свой, - сообщает в ярославских «Аргументах и фактах» Надежда Кускова. - Почиталась местная старица Ксения Степановна Красавина. Целительствовала. Умерла в 1940 году в возрасте 98 лет».

Не уже исчезнувшие храмы Москвы – Архангельская церковь нуждается в заступничестве. Посмотрите, какая красота гибнет на наших глазах! Надломилось основание. Перекрытия обрушились. Первый этаж обшарпан. Выцветают росписи на потолке. Чтобы подняться выше, приходится лезть кирпичным сводом. Дальше нужно проявлять осторожность. Пол вскрыт, доски растасканы в качестве строительного материала. Остались несущие балки. Желающие попасть в главный зал и алтарную часть сдают экзамен на устойчивость вестибулярного аппарата. Риск оправдывает себя. Делаешь прыжок и застываешь в изумлении. Настенная живопись находится в хорошей сохранности, а потолочная почти вся в превосходном состоянии! 223 года прошло, а краски ярки и сочны, будто бы мастер совсем недавно завершил свою работу! Фрески оживают библейскими сюжетами. Иисус Христос сотворяет воскрешение умершего, грешница омывает ноги Спасителя, Моисею явился Бог в купине... Дальше решившегося на рискованное предприятие, ждет открытие. Парит в воздухе, сияя золотом, огромный и разоренный деревянный иконостас!

Неисповедимы пути Господни. Один дом свой он укрывает и оберегает в тёмном и сыром бору. Делает его недоступным. А верующих это не останавливает. Идут. Спасаются. Другой же посылает чадами своим открыто. Нате, берите и берегите… Бегут сыны и дочери от него! Открещиваются!


Оксана БАРКОВА.

Фото Михаила ЧУПРИНИНА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 28.01.2012



Архангельское: разные судьбы

Архангельск – самый крупный и известный населённый пункт в России, названный в честь архангела Михаила. Но он такой не один. Есть его тёзки. Встречаются в нашей стране и небольшие селенья, находящиеся под покровительством предводителя небесных воинств. Правда, название их значится не в существительном падеже, а в прилагательном. И звучит мягко, певуче – Архангельское.

За время отпуска мне довелось побывать в двух Архангельских. Оба расположены в Ярославской области: одно в Угличском районе, другое – в Мышкинском. Они оставили после себя двойственные впечатления.


Спрятан до Страшного Суда

…«Сюда будут, как в пустыню, стекаться люди», - в этом уверен настоятель храма Архистратига Михаила «что в бору». Слова иеромонаха Рафаила подтверждает история этого святого места. Оно возникло в XV веке в виде монастыря, укрывшись от греховности внешнего мира в глухом лесу, средь болот, и открываясь только тем, кто помыслами чист.

Шесть столетий назад попасть в него было не легко. Сегодня же добраться можно без затруднений. Проложена хорошая дорога в девяти километрах от Углича. Проезд через деревню Грибаново. Даже указатель поставлен. Не проедешь мимо! Однако, миновав мрачную еловую чащобу, оказываешься не готовым к встрече с чудом. Неожиданно раздвигаются, словно в сказке, тяжёлые хвойные ветки елей, и открывается солнечная поляна. Белый храм стоит на ней с несколькими деревянными постройками в сторонке. Это – церковь Михаила Архангела, сооружённая в 1787 году. Рядом возвышается построенная в начале XX века краснокирпичная с клеймами «Екатерина II» колокольня.

Звенела тишина. Вокруг – ни души. Лишь два огромных пса, позёвывая, лежали у самодельного шлагбаума и грелись на солнышке. Вдруг на лавочке, откуда ни возьмись, возник мужичок.

- Церковь посмотреть хотите?

- Если дозволите!

- Отчего ж добрым людям благодать такую не показать! Идёмте.

И неприметный незнакомец охотно провёл со знанием дела экскурсию. Сначала обошли территорию.

- Когда-то здесь располагался мужской монастырь. Кем был основан, неизвестно. Впервые существование оного упоминается в житии преподобного Паисия Угличского в 1482 году. Да… Глядите внимательнее, куда ступаете, - прервал внезапно свой рассказ экскурсовод. - Гадюк нынче прибавилось! Злющие!

Предупреждение заставило приглядываться и прислушиваться. Не шуршит ли чего в зарослях?

Остановились пред алтарём.

- Силён этот сокрытый Богом и забытый многими уголок молитвами истинно верующих. При польско-литовском нашествии в начале XVII столетия сложили голову защитники монастыря. Предание гласит, что разорение и нападение поляками происходило в страстную среду. Жители собрали на монастырском пепелище пострадавших в братскую могилу. Вот тут и покоятся вместе.

Сохранился текст на установленной в честь жертв польско-литовской интервенции табличке. Содержание надписи нарисовало в моём воображении страшную картину прошлого. «Под сим крестом погребены тела избиенных и сожженных подвижников, иноков святой обители Архистратига Божия Михаила, Блаженного игумена Михаила и 40 братий, с ними 300 человек мирян принявших таковую мученическую кончину при разорении сей обители поляками в 1610 году. Всещедре Господи, сопричти их к лику славных страстотерпцев и мучеников Твоих и нам грешным по молитвам их подай здравие и спасение. Аминь». Рука сама собой потянулась осенить себя спасительным знамением.

- Народ ходит на кладбище испросить помощи блаженного старца Василиска. Подвижник Божий и на этом свете пользовался глубоким уважением, и на том – незабвенен. Мальчиком слыл юродивым. Долго скитался в поисках уединения, пока видение не указало ему жизненный путь – поселиться в келье около храма Архангела Михаила. Богомолец учил детей, исцелял больных.

Памятует о праведной жизни и благих деяниях блаженного заботливо прикрепленная над могильным холмиком дощечка. Читаю: «…скончался 8 марта 1863г. на 73 году жизни. Упокой, Господи, душу раба Твоего – великого труженика, молитвенника, утешителя страждущих, понесшего подвиги странничества, юродства, молчания, пустынножительства, постника, прозорливца и чудотворца. И всех, молитвенно чтущих память его, Всеблагий Господи, помилуй и спаси!».
- Там вон, - махнул в сторону провожатый, - находится Святое озеро. Сказывают про него всякое. Хотите послушать?

- Конечно!

- Старожилы говорят, будто бы часовня ушла в землю, и образовался пруд. Другая версия того же связана с падением колокола с колокольни. А святость водоёму придают церковные книги и утварь, от ляхов спрятанные на дне.

- Скажите, - спрашиваю, - а что, простые жители не селились тут?

- Насчитывалось в 20-е – 30-е годы три жилых дома, в 60-е – осталась лишь церковно-приходская школа. Учительствовала Ираида Осиповна Тихова. Пытаясь сберечь церковные книги, подверглась аресту. После ей не разрешили вернуться обратно. Поэтому исповедница уехала в своё родное село Котово, где возглавила хор в котовской церкви. За истинное исповедание Бога в 2000 году её причислили к лику святых.

- Получается, храм никогда не закрывали?

- Всё пережил он. И нашествия иноземцев, и глумление своих. Оберегала его дикая природа и истинная вера немногих, шедших пешком, не замечая препятствий, чтобы помолиться старшему посланнику Всевышнего.

С таким животрепещущим предисловием меня ввели внутрь. Вошла литыми металлическими ступеньками с узором. Прошла мимо крошечных закутков (в одном – святой колодец устроен) и очутилась в небольшом сводчатом помещении.

- Нижний храм Введения Богоматери.

Осмотрелась в изумлении. Своды располагаются невероятно низко. Кажется, протянешь руку и достанешь до расписанного потолка. Сверху и с боков взирали на посетительницу лики святых. Расписаны и своды, напоминающие собой коромысла. Деревянные полы также узорчато выкрашены. Притулилась в углу облицованная белой плиткой печка. Теснота и традиционное древнерусское убранство создают атмосферу душевного уюта.

Поднялись наверх. Верхний храм совершенно иной. Просторный и светлый. Имеет паперть, впервые видимую мной. Упираются в потолок две деревянные колонны. Вдоль стен, украшенных огромными фресками, тянутся скамьи. Убранство старинное. Иконостас устремляется вверх и выступает вперёд. Выразительно «взирает» иконами.

- Отчего некоторые проёмы пусты? Реставрация?

- Какое там! Воры наведывались. Хорошо, батюшка здешний – иконописец знатный! Пишет образы святых заступников Руси. Восстанавливает утраченное.

- А кем службы ведутся сейчас?

- Служит отец Сергий Симаков.

- Постойте, не тот ли известный московский художник?

- Именно! Посетил в 1991 году эти места мирянином. Коренной москвич приехал с женой и остался. Принял сан. Матушка Елена всячески помогала ему. Да умерла. Перед смертью постриглась в монашество. Овдовев, принял постриг и настоятель. Теперь отче – иеромонах Рафаил.
Позже я познакомилась с творчеством Симакова. В историко-художественном музее Углича проходила выставка «Под благодатным покровом». Удивительный мастер! Выставочный зал наполняли религиозные картины, содержащие смесь авангарда и христианского символизма.

Сельцо встречает и провожает редких гостей духовными подвигами. Ведь труды во славу Божию продолжаются. Провидение даровало этому «земному раю» второго небесного покровителя. Храму передана частица вновь обретенных мощей младенца Иоанна Угличского, сына состоятельного человека Никифора Чеполосова, замученного и убиенного за отказ отречься от родителей.

Примером жертвенного служения православным идеалам останется в моём сердце Архангельское. Встреча с ним не забудется никогда. Да и не может забыться сие диво дивное, излучающее умиротворение. Часто мысленно туда, в глушь колючую, возвращаюсь. Покойно на душе делается. Сказанное про Архангелоборовский монастырь помогает оживить в памяти подаренная рассказчиком на прощание книжица. Я частенько беру в руки и перечитываю тоненький буклетик, составленный на основе исследований участников историко-краеведческой экспедиции детского православного движения «Вестники». Кому интересны подробные изыскания юных краеведов, обращайтесь на сайт WWW.portal-slovo.ru


Доступен и не нужен

Другое Архангельское, то, что в Мышкинском районе, вызывает иные чувства. Глядя на его нынешнее состояние, охватывает грусть и тоска о невозвратном. Некогда старинное селение было крупным населенным пунктом. Это видно по добротным домам, коттеджам, школьному зданию, библиотеке, двухэтажному красивейшему храму, двум памятникам односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны... Но школу-девятилетку, имеющую хорошую наполняемость классов, закрыли. Пресловутая реорганизация образовательного процесса! Её пытались отстоять всем миром учителя, родители школьников, сельская администрация. В Интернете встречаются протестные письма, направленные властям. Тщетны просьбы, мольбы… Оптимизация расходов победила! И очаг культурно-массовой работы потух. Молодые семьи не захотели, чтоб их дети ездили на учёбу за десять километров в соседнее Шипилово разбитым асфальтом и постепенно разъехались. Опустело село.

Духовная жизнь прекратилась в нём ещё раньше. Застыл бездыханно храм Михаила Архангела. Дата постройки – 1788 год. Он является самым старым в округе. Пережил советское безбожие, но не перетерпел постперестроичное безразличие. Возрождать святыню никого не нашлось и «в час подлинной свободы» ни среди носящих рясу, ни среди предпочитающих деловые костюмы. Величественное строение пришло в упадок, не дождавшись помощи и любви. Всеми заброшено. Разрушается. Некому стало молиться, не для кого стало служить. Хотя краеведы указывают, что здесь намоленное место. «Был в Архангельском и праведник свой, - сообщает в ярославских «Аргументах и фактах» Надежда Кускова. - Почиталась местная старица Ксения Степановна Красавина. Целительствовала. Умерла в 1940 году в возрасте 98 лет».

Не уже исчезнувшие храмы Москвы – Архангельская церковь нуждается в заступничестве. Посмотрите, какая красота гибнет на наших глазах! Надломилось основание. Перекрытия обрушились. Первый этаж обшарпан. Выцветают росписи на потолке. Чтобы подняться выше, приходится лезть кирпичным сводом. Дальше нужно проявлять осторожность. Пол вскрыт, доски растасканы в качестве строительного материала. Остались несущие балки. Желающие попасть в главный зал и алтарную часть сдают экзамен на устойчивость вестибулярного аппарата. Риск оправдывает себя. Делаешь прыжок и застываешь в изумлении. Настенная живопись находится в хорошей сохранности, а потолочная почти вся в превосходном состоянии! 223 года прошло, а краски ярки и сочны, будто бы мастер совсем недавно завершил свою работу! Фрески оживают библейскими сюжетами. Иисус Христос сотворяет воскрешение умершего, грешница омывает ноги Спасителя, Моисею явился Бог в купине... Дальше решившегося на рискованное предприятие, ждет открытие. Парит в воздухе, сияя золотом, огромный и разоренный деревянный иконостас!

Неисповедимы пути Господни. Один дом свой он укрывает и оберегает в тёмном и сыром бору. Делает его недоступным. А верующих это не останавливает. Идут. Спасаются. Другой же посылает чадами своим открыто. Нате, берите и берегите… Бегут сыны и дочери от него! Открещиваются!


Оксана БАРКОВА.

Фото Михаила ЧУПРИНИНА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 28.01.2012