Христос
Воскресе!
От всего сердца поздравляю Вас с великим
жизнеутверждающим праздником Воскресения
Христова!
Радость
праздника прекрасно передает пасхальное богослужение, которое находит отклик в
сердцах христиан, старающихся исполнять Евангельские заповеди. Апостол Павел
писал: «Что посеет человек, то и пожнет»
(Гал. 6,7), значит, пасхальная радость - это плод наших духовных
трудов и подвигов. Какие же из них наиболее важны для христианина? Преподобный
Симеон Новый Богослов говорил: «Бог не благоволит много ни к посту, ни к
бдению, ни к другому какому телесному делу и не являет Себя никому другому,
кроме только смиренной, непытливой и благой души и сердцу». Значит, суть
христианства главным образом заключается не в наших внешних делах или подвигах,
а в смирении. Без него нам не помогут
спастись ни суровый аскетизм, ни великие и славные дела: «Где нет смирения, там все наши дела суетны», - утверждает преподобный
Иоанн Лествичник.
О его
наличии или отсутствии ярко свидетельствуют отношения с ближними - это своего
рода лакмусовая бумага, показывающая степень нашей приближенности ко Творцу. Почему? Потому что всё, что мы
делаем ближнему, по слову Спасителя, Он воспринимает как сделанное Ему Самому: «Истинно говорю вам, так как вы сделали это
одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»(Мф. 25, 40). Значит,
если мы живем с ближними в мире, то Господь
рядом с нами, если во вражде, то рядом с нами диавол, ибо по слову апостола
Павла:«К миру призвал нас
Господь»(1Кор.7,15). Преподобный
Антоний Великий учил: «От ближнего зависит и жизнь, и смерть души.
Приобретая ближнего – приобретаем Бога. Соблазняя ближнего – грешим против
Христа». Следовательно, наша загробная вечная участь напрямую зависит от качества этих отношений.
Но
мир между людьми может водвориться только тогда, когда мы со смирением и любовью будем относиться к окружающим. Кто не борется
со своим ветхим человеком, с его страстями и похотями, потакает ему и сеет
вражду, работает не Богу, а диаволу, поскольку главное дело беса - смущать и
вредить людям. Обижая ближнего, мы вредим душе его, помогаем бесам, а принося
пользу человеку, содействуя его спасению,
помогаем Ангелам. Народы и людей разделяет и вооружает друг против друга
диавол, а тот, кто совершает подобные деяния, работает сатане, а не Богу, ибо
наш Бог по слову апостола Павла: «Бог мира» (Рим.15,33), согласия и любви.
«Откуда
у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от
вожделений ваших воющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и
завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете» (Иак.4.1-2). Источник всех
наших неприятностей - это грех, а все остальные несчастья и беды служат либо
вразумлением, либо очищением. Если
наша жизнь скорбна, это значит, что мы в
свое время сеяли злое семя, а теперь пожинаем посеянное. Именно так понимали
наши предки первопричину бед, напастей и войн. И когда постигали их несчастья, они
обращались к Богу с покаянием, т.е. старались больше не грешить, а совершать
добрые дела, противоположные содеянным беззакониям.
Сейчас
Россия переживает не простой период своей истории. Для того чтобы она его
преодолела и сохранила всё доброе и духовное, мы должны проявить лучшие
качества, присущие русскому народу, и не повторять ошибок, за которые нашему
Отечеству пришлось заплатить огромную цену. Достаточно вспомнить революцию 1917
года, которая обошлась многомиллионными жертвами и ввергла нашу страну в
разруху и хаос. В начале ХХ века народ убедили, что причиной его тяжелого
положения является монархический строй, который необходимо заменить для
достижения счастья. И это несмотря на то, что многие святые указывали на истинную
причину бед. Например, праведный Иоанн Кронштадский говорил:«Ужасная расшатанность нравов в России, полное разложение не
предвещает ничего хорошего. Жизнь сделалась языческою, удовлетворение всем
плотским страстям сделалось как бы законом: неверие, пьянство, блуд, страсть к
наслаждению, роскоши, наживе, обогащению. Человеческий род как когда-то перед
потопом был духовным трупом, так и теперь приближается к состоянию
нравственного трупа». Это было сказано за 7 лет до начала Первой Мировой
войны и за 10 лет до Октябрьской революции. Однако, несмотря на предостережения,
наш народ избрал путь к счастью через смену формы политической власти, и как
жестоко он ошибся в своем выборе. Все это говорит о том, что душой народа
завладел диавол, ибо душа порабощенная бесом, по мнению аввы Дорофея: «Не мудрствует ни о чем духовном, но всегда
мудрствует о земном и делает земное». Где чрезмерное угождение плоти, там
нет успехов в духовной жизни, и не может быть истинного и незыблемого счастья.
Спаситель
Своим жизненным примером показал путь спасения и достижения радости ещё здесь,
на земле. Этим путем шли сотни тысяч христиан, которые уже в своей дольней жизни
вкусили предначатки будущего блаженства. Это и наши Оптинские старцы, и многие
другие святые отцы. Например, преподобный Серафим Саровский, встречая людей, всегда приветствовал их
словами: «Радость моя, Христос Воскресе!».Почему он так поступал? Потому что сердце его было преисполнено пасхальной
радостью и любовью, которой он старался поделиться со всеми, желая каждого
сделать причастником этой небесной, непреходящей радости и божественной любви. И
чем больше он делился с другими духовными сокровищами, тем больше они росли и
умножались в нём самом. Так следует поступать и нам, по мере сил и возможности
подражая святым, сеять мир, согласие и любовь.
Сегодняшний праздник ещё и ещё раз во
всеуслышание заявляет о том, что смирение и любовь побеждают зло и коварство
радостным жизнеутверждающим приветствием: «Христос
Воскресе!», - и столь же оптимистичным ответом: «Воистину Воскресе Христос!».
МАКСИМИЛИАН, АРХИЕПИСКОП ПЕСОЧЕНСКИЙ И ЮХНОВСКИЙ.
Опубликовано в газете "Знамя труда" 10.04.2015