Досточтимым пастырям, священно и
церковно служителям и всем верным чадам Русской Православной Церкви в пределах
Песоченской епархии.
От всего сердца поздравляю всех жителей
Песоченской епархии с радостным и спасительным праздником Рождества Христова!
Древние
пророки веками готовили ветхозаветное человечество к встрече и принятию
Спасителя, и оно с нетерпением ожидало Его пришествия в мир. Православная
Церковь также заблаговременно готовит своих верных чад к этому великому празднику
постом, молитвой и содержательными богослужениями, которые подвигают христиан к
душеполезным размышлениям и поступкам. За воскресной Божественной Литургией
накануне Рождества Христова в храмах читается книга родства Господа нашего Иисуса Христа в
Евангелии от Матфея. Это евангельское чтение, на первый взгляд, может
показаться малозначительным, но при внимательном рассмотрении является глубоко назидательным.
Евреи гордились своим происхождением от праведного Авраама и думали, что благодаря
благочестию предков они станут наследниками царства небесного. Однако апостол
Матфей через родословие Христа показал, что их знаменитые предки были отнюдь не
без греха. Несмотря на то, что у евреев родословная велась по мужской линии,
евангелист упоминает среди праотцев Господа имена женщин,
считавшихся злочестивыми. Например, Иуда, по имени которого наречен народ
иудейский, оказался виновным в смертном грехе, согрешив с Фомарью, а наиболее
почитаемый в народе царь и пророк Давид - с Вирсавией. С какой целью апостол
вспоминает этих грешников? Какой урок из всего сказанного должны вынести мы?
Евангелист Матфей хотел смирить гордыню евреев
и показать, что Спаситель, воплотившись в этом народе, не побрезговал грехами своих предков. Этим Он преподал нам
назидательный урок, призывая не гнушаться злонравием своих прародителей и не
гордиться их благочестием, так как их прегрешения
не вредят нашему спасению, а их святая жизнь не вменяется нам в заслугу. Свт.
Иоанн Златоуст писал: «Хотя бы кто происходил от иноплеменника, хотя бы кто родился от
блудницы, не может получить вреда от сего». Точно также можно судить и
о благочестии предков. Гордиться их святостью мы не должны, потому что подвижниками
были не мы, а они, и наша жизнь далека от того идеала, к которому они
стремились всеми силами души.
Нашей
славой является наша праведная жизнь, а не авторитет и подвиги прародителей.
Добрые дела и поступки, терпение и послушание, стремление к чистоте и святости,
добросовестное исполнение своих служебных обязанностей для блага ближних - вот
наше достояние. Его нам не получить по наследству, оно приобретается
собственными трудами и усилиями, нашей упорной борьбой с «ветхим человеком», связь
с которым сильна и крепка из-за нашей грехолюбивой плоти. Спаситель сказал: «Царство небесное силою берется и
употребляющие усилия восхищают его» (Мф.11,12).
Тот достоин большей чести, кто, родившись от
грешных родителей, ведет жизнь благочестивую, святую. Спаситель сказал: «Я пришел призвать не праведников, но
грешников к покаянию» (Мф. 9,13),т.е. он пришел призвать не тех
грешников, которые, оправдывая свою греховную жизнь, считают себя праведниками,
а других, тех, которые сознают свои немощи и борются с ними.
Христос
ждет от нас не гордости за благочестивую жизнь уважаемых предков, не отчаяния
от множества содеянных нами грехов. Он ждет от нас обращения от греха и порока
к добродетели и чистоте. Спаситель готов уврачевать наши немощи. Он не
гнушается наших беззаконий и не помянет их, если мы всей душой возненавидим «ветхого
человека» с его грехами и
слабостями и обратимся к Господу с сокрушением сердечным в покаянной молитве. Он подаст помощь всякому
искренне просящему доброго и спасительного.
Паки
и паки поздравляю всех вас с Рождеством Христовым и новолетием. Желаю, чтобы
пришествие в мир Богомладенца стало
плодоносным и спасительным для всех жителей Песоченской епархии.
Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.
Опубликовано в газете "Знамя труда" 03.01.2015