22-ое июня. Вот уже несколько лет в этот день я вижу, чувствую у себя в
руках маленькие косточки пальчиков 4-летнего ребенка вместе с пеплом Брестской
крепости. Да и после через мои руки прошло много солдат, женщин и детей,
которых унесла та война, сделала бесплотными тенями неизвестности. Но каждый
год в руках скрипят выбеленные временем и дождем косточки первых жертв страшной
войны. Черная тень несвершившегося в обугленной воронке.
Говоря о войне, мы больше и чаще вспоминаем погибших при защите страны и
мира наших солдат. Но ведь люди с оружием: солдаты, мужчины, женщины - это лишь
четверть всех потерь нашей страны. Кто остальные? Остальные - это те, кто
страдает от войн больше всего, те, кто меньше всего приспособлен к выживанию в
страшных условиях войны, те, к кому война всегда врывается вдруг. Распахнув
окно взрывом и засыпав кроватку битым стеклом, опалив вонючим пламенем
взрывчатки мягкие как пух волосы, рванув взрывной волной подол ночной рубашки.
Старики, женщины, дети... Именно их война пинает солдатским сапогом в спину,
слабых, теплых и таких мирных. Выкидывает на улицу под разрывы и пулеметные
очереди и заставляет бежать, бежать, бежать. Лишает домов, тепла, друг друга и
жизни. О них не говорят в сводках и донесениях, а это их рвут пулеметные очереди
на заполненных беженцами дорогах. Их тела давят, скидывают в придорожные канавы
и воронки прущие по дорогам танки и грузовики с "веселыми", крепкими,
загорелыми "освободителями". У них из рук на десятилетия или навсегда
вырывает ладошку ребенка и в кутерьме разбомбленной станции бросает ее в
неизвестность. Их прерванные, растоптанные жизни потом посчитают очень условно,
плюс минус.
Потом историки будут десятилетиями спорить и давать оценку боевым
операциям, стратегиям и тактикам, личностям военачальников и подвигам простых
солдат. А эти миллионы жизней просто пройдут фоном, цифрой погибшего
гражданского населения. Покаяние...
Вот перед ними, перед теми, кого должны были защитить и не защитили, перед
теми, кто слаб и нуждается в защите. Перед теми, ради счастья которых, по
мнению политиков, и начинаются все войны, перед теми, кто больше всех не хочет
этих войн, перед ними и должны мы каяться. Те, кто убил, и те, кто не уберег. И
после того, как полетели к подножью мавзолея знамена со свастикой, я бы поставил
на колени всех пленных немецких генералов, попросил бы склонить голову и наших
солдат перед женщиной, стариком и ребенком. Пусть это ничего бы не изменило,
пусть это просто символ. Но, может, он бы когда-нибудь, кого-нибудь заставил
хоть на секунду задуматься: "Зачем?"
Я бы не Колю просил каяться в бундестаге за судьбу немецкого солдата, а
показал бы английским лордам фотографии раскопанного в 46-м году бомбоубежища в
Дрездене. Битком набитого мумиями, полуразложившимися детскими телами в
колясках и кроватках и спросил бы:" Зачем?" Все, кто отдает приказы,
начинает войны в этот момент уверен, что его она не коснется, что его защитят
солдаты и крепкие стены бункеров и бомбоубежищ. История показывает обратное. И
те, кто начинает, и те, кто им потакает, в итоге слышат или видят рядом с собой
зловонную харю войны. Им просто нужно представить втоптанное в грязь,
раздавленное гусеницами танка тело своего ребенка, и войн станет меньше.
Помните, 22-ого июня первые бомбы упали не на блиндажи и траншеи, а на
спящие мирные города, и первые жизни, вырванные войной, были жизни спящих
детей, женщин и стариков, чьих-то матерей, отцов, жен. И так бывает всегда. А
потом горел Берлин, и это тоже бывает всегда! А первым криком в этой и любой
войне было не солдатское оскаленное: "Форветс!" и "Ура!", а
детское, испуганное "Мамочка!"
Сергей Мачинский