Сегодня: Пятница 14 Июнь 2024 г.

Страстная седмица — наше свидетельство страданий Христа

30 Апрель 2024 г.
Подходит к завершению Великий пост, начинается последняя неделя перед Пасхой, которая именуется Страстной седмицей. Каждый из этих дней посвящен воспоминанию последних событий земной жизни Христа: беседы с учениками, предательство Иуды, Тайная вечеря с апостолами, Гефсиманская молитва, Его страдания, Крестная смерть, погребение.

Общей темой богослужебных песнопений первых двух дней Страстной седмицы является готовность души к встрече со Христом. Эта идея раскрывается в двух аспектах: искупительная жертва Христова как суд миру сему, по слову Господа: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31) и Второе Его пришествие.

Человек перед лицом Бога показан в текстах на фоне воспоминания грехопадения первых людей, причем грехопадение Адама и Евы ставится в один ряд с отречением от Избавителя израильского народа. Языком поэтических образов современники Христа показаны как «нагие» перед Богом, т.е. лишенные добрых дел, и, следовательно, благодатной помощи и покровительства Божия.

Далее богослужение нас подводит к теме конца времен и встречи человека с Богом: «се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща». Этим Церковь напоминает нам о необходимости постоянной внутренней готовности к встрече со Христом. Именно для этого в богослужебных текстах понедельника и вторника Страстной седмицы задействуются евангельские притчи о десяти девах и десяти талантах, а также история о бесплодной смоковнице.

Главный урок, который предлагает Церковь, – это необходимость деятельной жизни в Боге. Мало просто избегать греха как такового, важно заполнить свою душу добром. Нужно стремиться к совершению добрых дел в целях воспитания души, укоренения ее в евангельских принципах жизни и отношения к ближним.

Дух евангельского доброделания, воспитываемый посредством тщательного исполнения заповедей, неразрывно связан и с покаянием, поскольку само обращение к исполнению евангельских заповедей уже есть покаяние, ибо требует от нас серьезной, искренней и до конца честной переоценки всей нашей жизни. Тоже можно сказать и о духовном возрастании: каждое восхождение на новый уровень духовной жизни требует критической переоценки того, чем мы жили ранее, чтобы совершеннее и полнее исполнить заповедь Творца и Искупителя. Именно поэтому Церковь в эти дни особенно призывает нас к покаянию, способному оживить бесплодную и умерщвленную грехом человеческую душу. Церковь призывает к новой жизни со Христом, к той жизни, которая сможет принести духовный плод евангельских добродетелей «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23).

Тема Великой Среды обращает наше внимание к событиям, связанным с предательством Иуды, предшествующим искупительным страданиям Христа. Главный акцент при этом делается на проблему отречения от Бога и вскрываются духовные причины трагедии этого ученика, за которой стоят трагедии многих отречений людей, некогда искренне служивших Христу, но потом отвернувшихся от Него. В текстах этого дня отмечаются главные мотивы отречения Иуды: сребролюбие, неблагодарность, мирские попечения.

Для того, чтобы наиболее рельефно представить нам характер самого падения ученика, песнопения раскрывают этот эпизод евангельской истории через антитезу: образ Иуды противопоставляется образу женщины, помазавшей Христа миром. Иуда – ближайший ученик Христа, наделенный дарами благодати, женщина напротив, находилась в состоянии падения, однако Иуда берет деньги за совершенный грех, а она жертвует многоценное миро как знак покаяния. Иуда впал в отчаяние, грешница – достигла прощения и оправдания.

Раскрыв темы контраста образов и противоположности устремлений изменившего ученика и покаявшейся грешницы, слова песнопений предлагают осмысление внутреннего мира Иуды, обращая внимание на те его духовные качества, которые и привели его к падению: 1) неблагодарность («неблагода́рный учени́к, отве́ргся Тебе́, Христе́»); 2) примирение со злом, рабство греху («учени́к соглаша́шеся пребеззако́нным… раб быва́ше врагу́»); 3) сребролюбие, любовь к материальным ценностям («сребролю́бие рачи́тельствуяй преда́тель Иу́да»); 4) лукавство и лицемерие («Иу́да льстец… неразу́мен я́влься и лука́в»). Тем самым выстраивается незримая параллель с грехопадением праотцев, которых попечения плоти лишили общения с Богом.

Все это весьма наглядно показывает нам, что суть христианской жизни заключается в духовном устроении человека, не положение, не внешнее благообразие и добрая репутация среди людей, видящих лишь внешнее, а чистая совесть перед Богом, от которого не могут утаиться сокровенные мысли и пожелания человека. Царство Божие – внутри нас, в нашем сердце, и именно способность человека к восприятию его и приближает к Богу. Эта антитеза падения близкого ученика Христа и покаяния падшей женщины иллюстрирует внутреннюю трагедию избранного народа, имевшего завет, пророчества и многочисленные свидетельства Божественного промысла о себе, но оказавшегося неготовым ко дню посещения своего, равно как и трагедию отдельной человеческой личности, получившей в Таинствах Церкви полноту благодати от Бога, но отвернувшейся от Него. Эта тема особенно актуальна в настоящий момент, когда есть множество людей крещеных и не один год бывших в церковной общине, участвовавших в Таинствах Церкви, но оказавшихся в итоге вне ее спасительного прибежища.

В Великий Четверг утром Церковь вспоминает Тайную вечерю. Это было перед праздником иудейской пасхи, у Христа и учеников вечер начался традиционным обрядовым ужином, совершаемым всеми иудеями в праздник Пасхи в воспоминание освобождения от египетского плена. Но в этот раз трапеза была особой, на ней присутствовали только ближайшие ученики Христа. Участник этой Вечери апостол Матфей так описывает: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28). У апостола Луки мы находим еще важные слова Христа: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Так было установлено Таинство евхаристии, в котором призван участвовать каждый христианин. Причащаясь святых Таин Христовых, человек, очистив свое сердце в Таинстве покаяния, соединяется с Самим Христом. Поэтому Церковь указывает нам о важности регулярного причащения. Участвуя в Евхаристии, мы становимся участниками той Тайной вечери, которую совершил Христос.

Вечером в Великий Четверг на утрене (богослужение Великой Пятницы) внимание верующих устремлено к Кресту Христову – главному символу страданий Христа. Крест устанавливается в центре храма, и перед ним совершается Утреня с чтением 12 Страстных Евангелий. Верующие стоят с зажженными свечами, и перед их духовным взором проходят все евангельские страдания Христа, включая Гефсиманскую молитву, взятие Христа и суд над Ним, распятие и погребение.

Для христианина все дни Страстной седмицы имеют важное значение. Посещая храм и молитвенно участвуя в богослужениях, причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся сопричастными Христу в Его Крестных Страданиях, духовно обновляемся и обретаем Благодать Святого Духа. По учению Церкви, когда будет Второе пришествие Христа, то воскреснет к новой жизни тело человека, а воскрешение души и духа происходит в течение всей нашей земной жизни. Поэтому очень важно, когда мы вспоминаем совершенный Христом подвиг нашего спасения, быть рядом с Ним, быть рядом с Пречистой Божией Матерью, чтобы быть причастным Его страданиям, и через это стать свидетелями и Его Воскресения.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва
Источник



Страстная седмица — наше свидетельство страданий Христа

30 Апрель 2024 г.
Подходит к завершению Великий пост, начинается последняя неделя перед Пасхой, которая именуется Страстной седмицей. Каждый из этих дней посвящен воспоминанию последних событий земной жизни Христа: беседы с учениками, предательство Иуды, Тайная вечеря с апостолами, Гефсиманская молитва, Его страдания, Крестная смерть, погребение.

Общей темой богослужебных песнопений первых двух дней Страстной седмицы является готовность души к встрече со Христом. Эта идея раскрывается в двух аспектах: искупительная жертва Христова как суд миру сему, по слову Господа: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31) и Второе Его пришествие.

Человек перед лицом Бога показан в текстах на фоне воспоминания грехопадения первых людей, причем грехопадение Адама и Евы ставится в один ряд с отречением от Избавителя израильского народа. Языком поэтических образов современники Христа показаны как «нагие» перед Богом, т.е. лишенные добрых дел, и, следовательно, благодатной помощи и покровительства Божия.

Далее богослужение нас подводит к теме конца времен и встречи человека с Богом: «се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща». Этим Церковь напоминает нам о необходимости постоянной внутренней готовности к встрече со Христом. Именно для этого в богослужебных текстах понедельника и вторника Страстной седмицы задействуются евангельские притчи о десяти девах и десяти талантах, а также история о бесплодной смоковнице.

Главный урок, который предлагает Церковь, – это необходимость деятельной жизни в Боге. Мало просто избегать греха как такового, важно заполнить свою душу добром. Нужно стремиться к совершению добрых дел в целях воспитания души, укоренения ее в евангельских принципах жизни и отношения к ближним.

Дух евангельского доброделания, воспитываемый посредством тщательного исполнения заповедей, неразрывно связан и с покаянием, поскольку само обращение к исполнению евангельских заповедей уже есть покаяние, ибо требует от нас серьезной, искренней и до конца честной переоценки всей нашей жизни. Тоже можно сказать и о духовном возрастании: каждое восхождение на новый уровень духовной жизни требует критической переоценки того, чем мы жили ранее, чтобы совершеннее и полнее исполнить заповедь Творца и Искупителя. Именно поэтому Церковь в эти дни особенно призывает нас к покаянию, способному оживить бесплодную и умерщвленную грехом человеческую душу. Церковь призывает к новой жизни со Христом, к той жизни, которая сможет принести духовный плод евангельских добродетелей «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23).

Тема Великой Среды обращает наше внимание к событиям, связанным с предательством Иуды, предшествующим искупительным страданиям Христа. Главный акцент при этом делается на проблему отречения от Бога и вскрываются духовные причины трагедии этого ученика, за которой стоят трагедии многих отречений людей, некогда искренне служивших Христу, но потом отвернувшихся от Него. В текстах этого дня отмечаются главные мотивы отречения Иуды: сребролюбие, неблагодарность, мирские попечения.

Для того, чтобы наиболее рельефно представить нам характер самого падения ученика, песнопения раскрывают этот эпизод евангельской истории через антитезу: образ Иуды противопоставляется образу женщины, помазавшей Христа миром. Иуда – ближайший ученик Христа, наделенный дарами благодати, женщина напротив, находилась в состоянии падения, однако Иуда берет деньги за совершенный грех, а она жертвует многоценное миро как знак покаяния. Иуда впал в отчаяние, грешница – достигла прощения и оправдания.

Раскрыв темы контраста образов и противоположности устремлений изменившего ученика и покаявшейся грешницы, слова песнопений предлагают осмысление внутреннего мира Иуды, обращая внимание на те его духовные качества, которые и привели его к падению: 1) неблагодарность («неблагода́рный учени́к, отве́ргся Тебе́, Христе́»); 2) примирение со злом, рабство греху («учени́к соглаша́шеся пребеззако́нным… раб быва́ше врагу́»); 3) сребролюбие, любовь к материальным ценностям («сребролю́бие рачи́тельствуяй преда́тель Иу́да»); 4) лукавство и лицемерие («Иу́да льстец… неразу́мен я́влься и лука́в»). Тем самым выстраивается незримая параллель с грехопадением праотцев, которых попечения плоти лишили общения с Богом.

Все это весьма наглядно показывает нам, что суть христианской жизни заключается в духовном устроении человека, не положение, не внешнее благообразие и добрая репутация среди людей, видящих лишь внешнее, а чистая совесть перед Богом, от которого не могут утаиться сокровенные мысли и пожелания человека. Царство Божие – внутри нас, в нашем сердце, и именно способность человека к восприятию его и приближает к Богу. Эта антитеза падения близкого ученика Христа и покаяния падшей женщины иллюстрирует внутреннюю трагедию избранного народа, имевшего завет, пророчества и многочисленные свидетельства Божественного промысла о себе, но оказавшегося неготовым ко дню посещения своего, равно как и трагедию отдельной человеческой личности, получившей в Таинствах Церкви полноту благодати от Бога, но отвернувшейся от Него. Эта тема особенно актуальна в настоящий момент, когда есть множество людей крещеных и не один год бывших в церковной общине, участвовавших в Таинствах Церкви, но оказавшихся в итоге вне ее спасительного прибежища.

В Великий Четверг утром Церковь вспоминает Тайную вечерю. Это было перед праздником иудейской пасхи, у Христа и учеников вечер начался традиционным обрядовым ужином, совершаемым всеми иудеями в праздник Пасхи в воспоминание освобождения от египетского плена. Но в этот раз трапеза была особой, на ней присутствовали только ближайшие ученики Христа. Участник этой Вечери апостол Матфей так описывает: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28). У апостола Луки мы находим еще важные слова Христа: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Так было установлено Таинство евхаристии, в котором призван участвовать каждый христианин. Причащаясь святых Таин Христовых, человек, очистив свое сердце в Таинстве покаяния, соединяется с Самим Христом. Поэтому Церковь указывает нам о важности регулярного причащения. Участвуя в Евхаристии, мы становимся участниками той Тайной вечери, которую совершил Христос.

Вечером в Великий Четверг на утрене (богослужение Великой Пятницы) внимание верующих устремлено к Кресту Христову – главному символу страданий Христа. Крест устанавливается в центре храма, и перед ним совершается Утреня с чтением 12 Страстных Евангелий. Верующие стоят с зажженными свечами, и перед их духовным взором проходят все евангельские страдания Христа, включая Гефсиманскую молитву, взятие Христа и суд над Ним, распятие и погребение.

Для христианина все дни Страстной седмицы имеют важное значение. Посещая храм и молитвенно участвуя в богослужениях, причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся сопричастными Христу в Его Крестных Страданиях, духовно обновляемся и обретаем Благодать Святого Духа. По учению Церкви, когда будет Второе пришествие Христа, то воскреснет к новой жизни тело человека, а воскрешение души и духа происходит в течение всей нашей земной жизни. Поэтому очень важно, когда мы вспоминаем совершенный Христом подвиг нашего спасения, быть рядом с Ним, быть рядом с Пречистой Божией Матерью, чтобы быть причастным Его страданиям, и через это стать свидетелями и Его Воскресения.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва
Источник