Сегодня: Воскресенье 14 Апрель 2024 г.

Почему человек склонен к плохим поступкам

10 Ноябрь 2023 г.
Листая книгу «Дети пишут Богу», я встретил такой вопрос ученика 3 класса Паши: «Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?»

В это воскресенье на Литургии в храмах будет читаться евангельская история, сообщающая о случившемся на берегу Генисаретского озера. Когда Христос приплыл на лодке в Гадаринскую землю и направился к городу, то его встретил человек, вселявший страх на жителей всей той окрестности своей агрессивностью. Сегодня сказали бы: это неизлечимо больной человек. Но это не было обычным медицинским заболеванием, это была одержимость, причем многократная, умноженная на 10, а возможно и на 100. И никто не был в силах помочь страждущему. «Иисус спросил его: как тебе имя?

Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него» (Лк. 8: 30). «Имя — легион» давно стало широко цитируемым словосочетанием, хотя некоторые люди даже не знают, каков первоисточник. Но вернемся к описываемому событию. Есть очень много святоотеческих толкований на этот рассказ, но мне хотелось бы на другом заострить внимание: как зло может овладеть человеком, если только человек сам позволит этому злу хотя бы немного овладеть собою.

Апостол Павел говорит, что агрессивность бывает от утраты любви, и это последствие грехопадения: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Этому закону подвержены все люди, не только Паша из 3 класса. Противостоять этому помогает Господь, и при всяком намерении совершить плохой поступок, необходимо обратиться к Нему, чтобы Он дал силы воздержаться от совершения злого поступка.

Если человек хоть раз совершит плохой поступок, то в следующий раз тяга к его совершению будет еще больше, и она будет усиливаться с каждым разом и перейдет в страсть. И еще, что очень важно, надо чаще приходить в храм на исповедь к священнику. Когда человек исповедуется, то он не только получает от Господа прощение грехов, но и Его благодатную помощь противостоять греху в будущем.

По поводу второго вопроса — по поводу испытания со стороны Бога. Мы знаем, что Бог испытывал Авраама, других праведников. К нам это тоже относится в какой-то мере. Но если точнее сказать, то Бог не то, чтобы специально испытывает человека, но Он смотрит, как человек действует в своих жизненных условиях. У человека есть свободная воля, и он может выбирать, как ему действовать: со знаком «плюс» или со знаком «минус». Как некогда Каину Господь сказал: грех «влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7).

Итак, человек может выбрать решение по своей воле, Бог его предупреждает о последствиях. Он говорит нам: есть два пути — путь добра и путь зла, избери же путь добра для своего же блага. Наша же задача — над собой усердствовать и стараться выбирать добро.

Мальчик Паша, задавший вопрос Богу, очень четко видит границу между хорошим и плохим. И удивляется своей собственной тяге к плохому. Не будем углубляться в подробности, что именно он таковым считает — сделать больно однокласснику или всего лишь стрельнуть из рогатки по вороне. Смысл всего описываемого состоит в осознании греховности самой природы человека. Без греха на земле был только Богочеловек Христос (ср. Ис. 53: 11-12; 2 Кор. 5: 21).

Применимо ко дню сегодняшнему можно много увидеть параллелей: как некоторая часть человечества совсем отказывается от, скажем так, жизни по заповедям Божиим. Но какими векторами развития это потом все оборачивается? Что казалось немыслимым еще вчера, оказывается вполне приемлемым уже сегодня, а завтра может произойти то, о чем было страшно даже думать. Если можно перевернуть, исказить или умолчать историю, то вполне закономерно, что правильных уроков из нее новые поколения уже не извлекут. А ведь это главная задача исторической науки — учить следующие поколения людей на ошибках предыдущих, цена за которые всегда одна: кровь, горе, потери, страх, мучения.

Да, Евангельская история закончилась исцелением бесноватого, что вселяет оптимизм. Правда там есть предостерегающие слова Христа: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8: 39). Скорее всего, будучи Сердцеведцем, Спаситель видел, за что тому несчастному случилась такая напасть — быть долгое время во власти целого легиона нечистых духов. Рядом с ним жили тысячи людей, но далеко не у каждого приключалось подобное. Но вот сегодняшние сильные и молодые, или даже не очень молодые, всегда ли глубоко задумываются о последствиях своих поступков? Ложь и обман не представляются таким уж большим злом. Безответственность, инфантильность, эгоцентризм, агрессия и т. д. — ну и что? Кто смеет нарушать границы свободы личности?

Господь изначально создал человека со свободной волей — правом выбирать между добром и злом. Как жаль, что чаще, сломавшаяся, по сути, природа венца творения Божия, выбирает зло, которое кажется слаще, приятней. «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7: 13). Давайте хотя бы мы будем внимательны к своим поступкам и будем воздерживать себя от греха.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва
Источник


Почему человек склонен к плохим поступкам

10 Ноябрь 2023 г.
Листая книгу «Дети пишут Богу», я встретил такой вопрос ученика 3 класса Паши: «Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?»

В это воскресенье на Литургии в храмах будет читаться евангельская история, сообщающая о случившемся на берегу Генисаретского озера. Когда Христос приплыл на лодке в Гадаринскую землю и направился к городу, то его встретил человек, вселявший страх на жителей всей той окрестности своей агрессивностью. Сегодня сказали бы: это неизлечимо больной человек. Но это не было обычным медицинским заболеванием, это была одержимость, причем многократная, умноженная на 10, а возможно и на 100. И никто не был в силах помочь страждущему. «Иисус спросил его: как тебе имя?

Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него» (Лк. 8: 30). «Имя — легион» давно стало широко цитируемым словосочетанием, хотя некоторые люди даже не знают, каков первоисточник. Но вернемся к описываемому событию. Есть очень много святоотеческих толкований на этот рассказ, но мне хотелось бы на другом заострить внимание: как зло может овладеть человеком, если только человек сам позволит этому злу хотя бы немного овладеть собою.

Апостол Павел говорит, что агрессивность бывает от утраты любви, и это последствие грехопадения: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Этому закону подвержены все люди, не только Паша из 3 класса. Противостоять этому помогает Господь, и при всяком намерении совершить плохой поступок, необходимо обратиться к Нему, чтобы Он дал силы воздержаться от совершения злого поступка.

Если человек хоть раз совершит плохой поступок, то в следующий раз тяга к его совершению будет еще больше, и она будет усиливаться с каждым разом и перейдет в страсть. И еще, что очень важно, надо чаще приходить в храм на исповедь к священнику. Когда человек исповедуется, то он не только получает от Господа прощение грехов, но и Его благодатную помощь противостоять греху в будущем.

По поводу второго вопроса — по поводу испытания со стороны Бога. Мы знаем, что Бог испытывал Авраама, других праведников. К нам это тоже относится в какой-то мере. Но если точнее сказать, то Бог не то, чтобы специально испытывает человека, но Он смотрит, как человек действует в своих жизненных условиях. У человека есть свободная воля, и он может выбирать, как ему действовать: со знаком «плюс» или со знаком «минус». Как некогда Каину Господь сказал: грех «влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7).

Итак, человек может выбрать решение по своей воле, Бог его предупреждает о последствиях. Он говорит нам: есть два пути — путь добра и путь зла, избери же путь добра для своего же блага. Наша же задача — над собой усердствовать и стараться выбирать добро.

Мальчик Паша, задавший вопрос Богу, очень четко видит границу между хорошим и плохим. И удивляется своей собственной тяге к плохому. Не будем углубляться в подробности, что именно он таковым считает — сделать больно однокласснику или всего лишь стрельнуть из рогатки по вороне. Смысл всего описываемого состоит в осознании греховности самой природы человека. Без греха на земле был только Богочеловек Христос (ср. Ис. 53: 11-12; 2 Кор. 5: 21).

Применимо ко дню сегодняшнему можно много увидеть параллелей: как некоторая часть человечества совсем отказывается от, скажем так, жизни по заповедям Божиим. Но какими векторами развития это потом все оборачивается? Что казалось немыслимым еще вчера, оказывается вполне приемлемым уже сегодня, а завтра может произойти то, о чем было страшно даже думать. Если можно перевернуть, исказить или умолчать историю, то вполне закономерно, что правильных уроков из нее новые поколения уже не извлекут. А ведь это главная задача исторической науки — учить следующие поколения людей на ошибках предыдущих, цена за которые всегда одна: кровь, горе, потери, страх, мучения.

Да, Евангельская история закончилась исцелением бесноватого, что вселяет оптимизм. Правда там есть предостерегающие слова Христа: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8: 39). Скорее всего, будучи Сердцеведцем, Спаситель видел, за что тому несчастному случилась такая напасть — быть долгое время во власти целого легиона нечистых духов. Рядом с ним жили тысячи людей, но далеко не у каждого приключалось подобное. Но вот сегодняшние сильные и молодые, или даже не очень молодые, всегда ли глубоко задумываются о последствиях своих поступков? Ложь и обман не представляются таким уж большим злом. Безответственность, инфантильность, эгоцентризм, агрессия и т. д. — ну и что? Кто смеет нарушать границы свободы личности?

Господь изначально создал человека со свободной волей — правом выбирать между добром и злом. Как жаль, что чаще, сломавшаяся, по сути, природа венца творения Божия, выбирает зло, которое кажется слаще, приятней. «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7: 13). Давайте хотя бы мы будем внимательны к своим поступкам и будем воздерживать себя от греха.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва
Источник