Сегодня: Среда 28 Февраль 2024 г.

Немного о Достоевском

31 Январь 2024 г.
Думаю, вы помните, что не все современники смогли понять и оценить произведения Федора Михайловича Достоевского. Продолжается это и в наши дни.

В частности, не раз поднимался вопрос, нужно ли школьникам читать произведения этого великого русского классика. Вопрос кажется странным, но предложения, оказывается, были самые разные. Кто-то считал, что надо заменить некоторые произведения, например, изучать не «Преступление и наказание», а какое-либо другое его сочинение. Некоторые утверждали, что Достоевский для старшеклассников вообще слишком сложен, и они его не понимают, поэтому рекомендовали исключить его произведения из школьной программы, полагая, что настоящее осмысление творчества приходит в более зрелом возрасте. Иные предлагают давать учащимся что-то вроде обзорной лекции по сочинениям Достоевского, не изучая их содержание, а ориентируя на его романы и повести как на важное чтение во взрослом возрасте.

Скажу, что с романом «Преступление и наказание» старшеклассникам знакомиться необходимо. Безусловно, это не легкое чтение. Кроме того, значительная часть ребят не сможет понять роман во всей полноте. Но так и должно быть. Напомню: в том и суть обучения, чтобы ставить задачи, которые несколько дальше, выше того, на что ученики способны сейчас в силу возраста дать ответ. Обучение продвигает ученика на шаг вперед, оно дает дальнейшие ориентиры на развитие.

Достоевский в школе необходим и по очень практичной причине. В наши дни есть люди всех возрастов, которые много читают. Но есть и те, кто почти совсем не читает. Школьная программа – это тот объем материала, с которым в какой-то мере знаком каждый обучающийся. Большие романы двоечник мог и не прочитать, но хотя бы о них слышал. И когда в будущем такой мало читающий ученик заинтересуется книгой, наивно было бы от него ждать, что он мгновенно самостоятельно сориентируется в мире литературы, выберет самое достойное, лучшее. В этот момент именно школьная программа по литературе может стать подсказкой, приведет к мысли: «А не прочитать ли мне Достоевского?»

Роман «Преступление и наказание» школьникам прочитать очень важно. Отрочество, юность – время, когда перед человеком встает большое количество вопросов. Это и время, когда перед ним возникают разного рода искушения, когда хочется все попробовать, перепроверить, а то и поступить наперекор всем. У кого-то, возможно, возникнет желание и порассуждать примерно так же, как Родион Раскольников. Уточню, что искушения, с которыми столкнулся Раскольников, знакомы могут быть человеку любого возраста, но впервые с ними соприкасаются в юности. И как велика опасность поддаться этим рассуждениям, и кажется, что они логичны по-своему, и как-то незаметно пройдена грань между теорией и практикой… И в этом возрасте важно услышать напоминание заповеди «не убий», которым пронизан весь роман. Не убий, даже когда считаешь себя правым во всем, не убий, даже когда думаешь, что этим облегчишь жизнь другим, не убий, потому что нарушением заповеди никакие проблемы не решишь и блага никому не принесешь. Нужно, чтобы юные прочитали этот роман.

Вне сомнений не только «Преступление и наказание» надо прочитать. На мой взгляд, особый интерес представляет роман «Идиот». Интересен он особенно поиском положительного героя. Известно, что в русской литературе поиск по-настоящему благородного протагониста и его изображение не как «ходульной» фигуры, а как многогранного, живого персонажа оказывался доступен не каждому писателю и поэту. Князь Мышкин Достоевского – кроткий, добрый, умный, способный понимать людей, видеть в них хорошее, не выпячивающий своего «я». Когда читаешь, понимаешь, насколько автор любит своего героя.

Но он оказывается не в силах изменить жизнь других к лучшему, защитить некоторых персонажей от них же самих. И вот эта художественная правда Достоевского, не дающая «счастливый финал», а скорее показывающая жизнь во всей ее сложности, заставляет читателя с новой силой размышлять не только о литературе, но и о вечных вопросах. В этом, собственно, и заключается главная миссия всех серьезных художественных произведений – заставить задуматься о смысле бытия, главном предназначении человека, о таких понятиях как честность, этика, мораль и т. п. И именно поэтому некоторые писательские труды нужно перечитывать по многу раз и бесконечно находить что-то новое для себя. Это свойство классики.

И, самое главное, Достоевский – автор нескольких романов и повестей, которыми зачитываются читатели разных стран. Но какую книгу больше всего берег сам писатель? Евангелие… Именно здесь заключается разгадка бессмертности произведений Федора Михайловича. Евангелие – это фундамент, корень, питающий жизненными соками, дающий цвет и смысл содержанию всех его литературных творений. Например, преподобный Иустин (Попович) называл Достоевского своим учителем: «Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский – мой учитель. Признаюсь – и мой мучитель. Уже тогда он увлек меня и покорил своей проблематикой. Я понял, что его проблемы – это вечные проблемы человеческого духа. И если человек называется человеком, то он должен ими заниматься. А Достоевский весь в этих проблемах, и поэтому во всех своих изысканиях он – настоящий человек. Его превосходство в том, что в вечные проблемы человеческого духа он внес вдохновение пророка, пламень апостола, искренность мученика, грусть философа, прозорливость поэта».

А старец Амвросий Оптинский так охарактеризовал писателя после встречи с ним: «Это кающийся». Можно смело и нам, наверно, записать Федора Михайловича в свои учителя – плохому он точно не научит.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: public domain
Источник


Немного о Достоевском

31 Январь 2024 г.
Думаю, вы помните, что не все современники смогли понять и оценить произведения Федора Михайловича Достоевского. Продолжается это и в наши дни.

В частности, не раз поднимался вопрос, нужно ли школьникам читать произведения этого великого русского классика. Вопрос кажется странным, но предложения, оказывается, были самые разные. Кто-то считал, что надо заменить некоторые произведения, например, изучать не «Преступление и наказание», а какое-либо другое его сочинение. Некоторые утверждали, что Достоевский для старшеклассников вообще слишком сложен, и они его не понимают, поэтому рекомендовали исключить его произведения из школьной программы, полагая, что настоящее осмысление творчества приходит в более зрелом возрасте. Иные предлагают давать учащимся что-то вроде обзорной лекции по сочинениям Достоевского, не изучая их содержание, а ориентируя на его романы и повести как на важное чтение во взрослом возрасте.

Скажу, что с романом «Преступление и наказание» старшеклассникам знакомиться необходимо. Безусловно, это не легкое чтение. Кроме того, значительная часть ребят не сможет понять роман во всей полноте. Но так и должно быть. Напомню: в том и суть обучения, чтобы ставить задачи, которые несколько дальше, выше того, на что ученики способны сейчас в силу возраста дать ответ. Обучение продвигает ученика на шаг вперед, оно дает дальнейшие ориентиры на развитие.

Достоевский в школе необходим и по очень практичной причине. В наши дни есть люди всех возрастов, которые много читают. Но есть и те, кто почти совсем не читает. Школьная программа – это тот объем материала, с которым в какой-то мере знаком каждый обучающийся. Большие романы двоечник мог и не прочитать, но хотя бы о них слышал. И когда в будущем такой мало читающий ученик заинтересуется книгой, наивно было бы от него ждать, что он мгновенно самостоятельно сориентируется в мире литературы, выберет самое достойное, лучшее. В этот момент именно школьная программа по литературе может стать подсказкой, приведет к мысли: «А не прочитать ли мне Достоевского?»

Роман «Преступление и наказание» школьникам прочитать очень важно. Отрочество, юность – время, когда перед человеком встает большое количество вопросов. Это и время, когда перед ним возникают разного рода искушения, когда хочется все попробовать, перепроверить, а то и поступить наперекор всем. У кого-то, возможно, возникнет желание и порассуждать примерно так же, как Родион Раскольников. Уточню, что искушения, с которыми столкнулся Раскольников, знакомы могут быть человеку любого возраста, но впервые с ними соприкасаются в юности. И как велика опасность поддаться этим рассуждениям, и кажется, что они логичны по-своему, и как-то незаметно пройдена грань между теорией и практикой… И в этом возрасте важно услышать напоминание заповеди «не убий», которым пронизан весь роман. Не убий, даже когда считаешь себя правым во всем, не убий, даже когда думаешь, что этим облегчишь жизнь другим, не убий, потому что нарушением заповеди никакие проблемы не решишь и блага никому не принесешь. Нужно, чтобы юные прочитали этот роман.

Вне сомнений не только «Преступление и наказание» надо прочитать. На мой взгляд, особый интерес представляет роман «Идиот». Интересен он особенно поиском положительного героя. Известно, что в русской литературе поиск по-настоящему благородного протагониста и его изображение не как «ходульной» фигуры, а как многогранного, живого персонажа оказывался доступен не каждому писателю и поэту. Князь Мышкин Достоевского – кроткий, добрый, умный, способный понимать людей, видеть в них хорошее, не выпячивающий своего «я». Когда читаешь, понимаешь, насколько автор любит своего героя.

Но он оказывается не в силах изменить жизнь других к лучшему, защитить некоторых персонажей от них же самих. И вот эта художественная правда Достоевского, не дающая «счастливый финал», а скорее показывающая жизнь во всей ее сложности, заставляет читателя с новой силой размышлять не только о литературе, но и о вечных вопросах. В этом, собственно, и заключается главная миссия всех серьезных художественных произведений – заставить задуматься о смысле бытия, главном предназначении человека, о таких понятиях как честность, этика, мораль и т. п. И именно поэтому некоторые писательские труды нужно перечитывать по многу раз и бесконечно находить что-то новое для себя. Это свойство классики.

И, самое главное, Достоевский – автор нескольких романов и повестей, которыми зачитываются читатели разных стран. Но какую книгу больше всего берег сам писатель? Евангелие… Именно здесь заключается разгадка бессмертности произведений Федора Михайловича. Евангелие – это фундамент, корень, питающий жизненными соками, дающий цвет и смысл содержанию всех его литературных творений. Например, преподобный Иустин (Попович) называл Достоевского своим учителем: «Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский – мой учитель. Признаюсь – и мой мучитель. Уже тогда он увлек меня и покорил своей проблематикой. Я понял, что его проблемы – это вечные проблемы человеческого духа. И если человек называется человеком, то он должен ими заниматься. А Достоевский весь в этих проблемах, и поэтому во всех своих изысканиях он – настоящий человек. Его превосходство в том, что в вечные проблемы человеческого духа он внес вдохновение пророка, пламень апостола, искренность мученика, грусть философа, прозорливость поэта».

А старец Амвросий Оптинский так охарактеризовал писателя после встречи с ним: «Это кающийся». Можно смело и нам, наверно, записать Федора Михайловича в свои учителя – плохому он точно не научит.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: public domain
Источник