Сегодня: Среда 28 Февраль 2024 г.

Божественное испытание

9 Февраль 2024 г.
В это воскресенье, 11 февраля, в храмах мы услышим евангельскую историю про одну ничем не приметную женщину, о которой вот уже почти два тысячелетия вспоминает Церковь.

Женщина, не обладавшая никакими талантами и дарованиями, никого не спасшая и даже не предпринявшая попытку совершить подвиг, вошла в историю. О ней знают все христиане. Христос встретил её, когда пришёл в приделы Тирские и Сидонские. Женщина, найдя Его, шла за Ним и кричала: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15: 22).

Какая реакция Христа? Он идет и не замечает ее. Удивительная картина предстаёт пред нашими очами: что Бог не слышит мольбы, и даже на крик о помощи не реагирует. Современные защитники различных прав человека в этой ситуации, и особенно на позднее сказанные Им слова: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15: 24), отреагировали, что это же настоящая дискриминация по этническому и религиозному признаку, ведь женщина эта была Хананеянкой, то есть язычницей.

Разве в Церкви нам не говорят, что Бог милостивый и всемогущий? Не учат ли нас являть доброту и сострадание к ближним? Не слышим ли мы из уст священников призывы любить других, как себя? Вернемся к евангельской истории. Подойдя ко Христу, женщина поклонилась Ему и обратилась: «Господи! помоги мне». Он же сказал в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (ср. Мф. 15: 25-26). То есть, Христос вновь отказывается исцелить мучимую мыслью о смертельно больной дочери женщину.

Возникает вопрос: а разве Бог принимает молитвы только от избранных? Конечно, нет. У Него нет лицеприятия, и Он не взирает на пол или возраст обращающегося с молитвой. Для Него в данной истории важен её исход, равно как и уверенность женщины в том, что она не уйдёт без утешения. Христос одинаково любит и своих последователей, и язычников. Разве распинаясь на Кресте, Он делал исключения для кого-то? За этого умру, а за этого – не стану? Претерпевая страдания, Он молился и за убивающих Его!

Притом любовь Бога к человеку настолько велика и безгранична, что Он даёт своему созданию выбор: быть с Творцом или остаться одному. Не заставляя никого насильственно любить Себя, Он ожидает малейшего проявления веры.

Смиренно осознавая собственное положение и отказываясь от притязаний на что-то большое, женщина просит приобщиться малейшей доли благодати: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15, 27-28).

Для чего же Христос, наперед знающий исход встречи, совершает исцеление с заминкой? Дело в том, что посредствам этой беседы Господь на примере женщины-язычницы показывает своим последователям и зевакам, постоянно ходящим за Ним повсюду, насколько твердой должна быть вера. Женщина верила и получила за то в награду просимое: «И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15, 28)

Этот запечатленный в Священном Писании образец веры служит напоминанием христианам на протяжении многих веков. Данная история не просто некая памятка для подражания. Читаемая с церковного амвона, она является еще и обращением Господа к каждому из нас. Осознавая, что все мы рано или поздно предстанем очам Божиим, нам надо уже с настоящего момента начать готовиться дать ответ на сегодняшний евангельский призыв.

Если взять случай хананеянки, то возникает сразу вопрос – что случилось с ее дочерью, от чего она уже долгое время «зле беснуется»? Языческая вера родителей или, может, участие в колдовских обрядах? Кому-то это покажется нелепым, но разве в наше сверхтехнологичное время представители бизнеса не обращаются к гадалкам и экстрасенсам, чтобы узнать, в какой «звездный» момент лучше заключить ту или иную сделку? Правда, нет свидетельств, как это помогает на практике.

Есть сервисы, где можно «приворожить», «отворожить», «вылечить» от алкоголизма, лудомании, игромании и т. п. Дикость, но это встречается и в наши дни. Но и расплата за подобного рода «услуги» неминуемо наступит. И тогда многие хватаются за головы, творится ужас. И хорошо, когда у людей хватает ума искать помощи уже у Того, Кто единственный в силах им помочь. Именно так, возможно, и произошло в случае с хананеянкой.

И еще на одно размышление наводит все это повествование – сирофиникиссу, как называет ее евангелист Марк, вовсе не отличало примитивное мышление. Любящее материнское сердце заставило ее подойти с мольбой к молодому Пророку и Учителю, каким Он представлялся Его современникам. Мы можем только догадываться, какие боль, отчаяние, но и глубокое смирение, надежда были в ее сердце, что она как должное приняла сказанное в свой адрес «бросить псам». Что-то подсказывает, что в некоторой степени знала она, кто истинный Бог. Следовательно, не невежественность должна управлять поступками людскими, а свет Истины – Евангелие. И тогда, возможно, не придется кому-то исправлять тяжелые последствия допущенных ошибок.

В контексте этого евангельского события актуально звучит призыв преподобного Никона Оптинского: «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это – единственный свет жизни нашей».

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва
Источник


Божественное испытание

9 Февраль 2024 г.
В это воскресенье, 11 февраля, в храмах мы услышим евангельскую историю про одну ничем не приметную женщину, о которой вот уже почти два тысячелетия вспоминает Церковь.

Женщина, не обладавшая никакими талантами и дарованиями, никого не спасшая и даже не предпринявшая попытку совершить подвиг, вошла в историю. О ней знают все христиане. Христос встретил её, когда пришёл в приделы Тирские и Сидонские. Женщина, найдя Его, шла за Ним и кричала: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15: 22).

Какая реакция Христа? Он идет и не замечает ее. Удивительная картина предстаёт пред нашими очами: что Бог не слышит мольбы, и даже на крик о помощи не реагирует. Современные защитники различных прав человека в этой ситуации, и особенно на позднее сказанные Им слова: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15: 24), отреагировали, что это же настоящая дискриминация по этническому и религиозному признаку, ведь женщина эта была Хананеянкой, то есть язычницей.

Разве в Церкви нам не говорят, что Бог милостивый и всемогущий? Не учат ли нас являть доброту и сострадание к ближним? Не слышим ли мы из уст священников призывы любить других, как себя? Вернемся к евангельской истории. Подойдя ко Христу, женщина поклонилась Ему и обратилась: «Господи! помоги мне». Он же сказал в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (ср. Мф. 15: 25-26). То есть, Христос вновь отказывается исцелить мучимую мыслью о смертельно больной дочери женщину.

Возникает вопрос: а разве Бог принимает молитвы только от избранных? Конечно, нет. У Него нет лицеприятия, и Он не взирает на пол или возраст обращающегося с молитвой. Для Него в данной истории важен её исход, равно как и уверенность женщины в том, что она не уйдёт без утешения. Христос одинаково любит и своих последователей, и язычников. Разве распинаясь на Кресте, Он делал исключения для кого-то? За этого умру, а за этого – не стану? Претерпевая страдания, Он молился и за убивающих Его!

Притом любовь Бога к человеку настолько велика и безгранична, что Он даёт своему созданию выбор: быть с Творцом или остаться одному. Не заставляя никого насильственно любить Себя, Он ожидает малейшего проявления веры.

Смиренно осознавая собственное положение и отказываясь от притязаний на что-то большое, женщина просит приобщиться малейшей доли благодати: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15, 27-28).

Для чего же Христос, наперед знающий исход встречи, совершает исцеление с заминкой? Дело в том, что посредствам этой беседы Господь на примере женщины-язычницы показывает своим последователям и зевакам, постоянно ходящим за Ним повсюду, насколько твердой должна быть вера. Женщина верила и получила за то в награду просимое: «И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15, 28)

Этот запечатленный в Священном Писании образец веры служит напоминанием христианам на протяжении многих веков. Данная история не просто некая памятка для подражания. Читаемая с церковного амвона, она является еще и обращением Господа к каждому из нас. Осознавая, что все мы рано или поздно предстанем очам Божиим, нам надо уже с настоящего момента начать готовиться дать ответ на сегодняшний евангельский призыв.

Если взять случай хананеянки, то возникает сразу вопрос – что случилось с ее дочерью, от чего она уже долгое время «зле беснуется»? Языческая вера родителей или, может, участие в колдовских обрядах? Кому-то это покажется нелепым, но разве в наше сверхтехнологичное время представители бизнеса не обращаются к гадалкам и экстрасенсам, чтобы узнать, в какой «звездный» момент лучше заключить ту или иную сделку? Правда, нет свидетельств, как это помогает на практике.

Есть сервисы, где можно «приворожить», «отворожить», «вылечить» от алкоголизма, лудомании, игромании и т. п. Дикость, но это встречается и в наши дни. Но и расплата за подобного рода «услуги» неминуемо наступит. И тогда многие хватаются за головы, творится ужас. И хорошо, когда у людей хватает ума искать помощи уже у Того, Кто единственный в силах им помочь. Именно так, возможно, и произошло в случае с хананеянкой.

И еще на одно размышление наводит все это повествование – сирофиникиссу, как называет ее евангелист Марк, вовсе не отличало примитивное мышление. Любящее материнское сердце заставило ее подойти с мольбой к молодому Пророку и Учителю, каким Он представлялся Его современникам. Мы можем только догадываться, какие боль, отчаяние, но и глубокое смирение, надежда были в ее сердце, что она как должное приняла сказанное в свой адрес «бросить псам». Что-то подсказывает, что в некоторой степени знала она, кто истинный Бог. Следовательно, не невежественность должна управлять поступками людскими, а свет Истины – Евангелие. И тогда, возможно, не придется кому-то исправлять тяжелые последствия допущенных ошибок.

В контексте этого евангельского события актуально звучит призыв преподобного Никона Оптинского: «Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это – единственный свет жизни нашей».

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва
Источник