освященному клиру, честному иночеству
и боголюбивой пастве - всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной
Церкви
«Сие
же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: се Дева во
чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с
нами Бог»
(Мф.
1:22—23).
Возлюбленные о Господе пастыри,
всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
От
всей души поздравляю всех вас с дивным праздником Рождества Христова!
Сегодня Небеса стали ближе дольнему
миру, и мы воспеваем вместе с Церковью: «С нами Бог!» (Ис. 8:10). Удивительными
словами праздничного богослужения воздает она хвалу Творцу Неба и земли,
призвавшего из небытия и держащего в Своей власти все, что есть в мире: от
безжизненного вещества до бесплотных ангелов. «Кто Бог велий, яко Бог наш!»
(Пс. 76:14) — прославляет Святая Церковь Господа Вседержителя, достойного
всякого почтения.
Еще более удивительно Его воплощение в
реалиях нашего земного мира, когда всемогущий, бесконечный Бог «уничижил Себя
Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как
человек» (Фил. 2:7). Предреченный пророками «Сын человеческий» (Дан. 7:13) —
единородный Отцу Сын Божий и беспорочный Человек — помещается в темную точку
пещеры среди залитой лунным светом палестинской пустыни, в точку начала новой
истории мира и человека — эры торжества благодати Святого Духа над действующим
в мире грехом.
Долгожданный Мессия рождается в кротости
и нищете духа, утверждая единство евангельской проповеди и примера Своей земной
жизни с самого ее начала. При вести о новом великом Царе волнение охватывает
жителей Иерусалима. Опасаясь за свои должности и неправедно нажитые богатства,
они, по словам святителя Филарета Московского, пребывают «не в радости со
Христом, пришедшим спасти, но в смятении с Иродом, ищущим погубить»
Богомладенца. Надменный узурпатор хладнокровно уничтожает целое поколение
жителей Вифлеема, чтобы в очередной раз доказать свое шаткое право называться
царем Иудеи — небольшой области, подвластной могуществу Рима.
Но человеческое властолюбие Ирода
разбивается о всеведение Бога, явившегося на земле кротким Младенцем. «Яко
благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение» (Пс. 149:4),
— изрек Псалмопевец, предвосхищая евангельские события.
«В человецех благоволение!» (Лк. 2:14) —
вторит ему ангельский хор, призывая людей достойно воспринимать милости Божии.
Господь «идеже хочет, побеждает естества чин», но ожидает человеческого
благоволения. Самовластно повелевавший ветру и изгонявший духов, одним словом
воскрешавший мертвецов, Христос не совершает чуда среди людей, на глазах у
которых он вырос, потому что они не благоволят, но сомневаются: «Не плотников
ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария... и сестры Его не все ли между
нами?» (Мф. 13:55,56).
Благой воли ждет пришедший в мир Христос
и от нас — воли на добрые дела, слова и стремления, которыми Его слова
облекаются в реальность наших повседневных трудов, мыслей и чаяний. Господь
учит нас Своим примером, так что евангельские заповеди — это не потусторонние
максимы высшего порядка, а благодатный опыт самого Сына человеческого.
«Научитесь от Меня, — обращается Он к нам, — ибо Я кроток и смирен сердцем»
(Мф. 11:29).
Всех, кто исполняет волю Божию,
Спаситель назвал Своим братом, сестрой и матерью (Мф. 12:50). Станем же
ближними Христу через нашу жизнь. Постараемся исполнить Его заповеди, несмотря
на внешние смятения и внутренние борения. Не растрачивая свои силы на
развлечения и суету, будем крепить нашу веру и служить всем, кто нуждается в помощи
и участии.
Но, как предупреждал преподобный Иоанн
Лествичник, одних трудов для вечности мало. Ведь не самим по себе «трудам, но
простоте и смирению являет себя Бог». Почти два века назад святитель Московский
Филарет высказал актуальное для наших дней пожелание: «Снисхождение к низшим,
уравнивающее себя с последним из них, спокойствие в уничижении, терпение, не
побеждаемое никакими оскорблениями, — «сие да мудрствуется в вас», подобно как
«и во Христе Иисусе».
Нам надо постараться приобрести эту
мудрость во Христе, чтобы в смирении и кротости исполнять Евангелие, не осуждая
падающих и не высмеивая неведующих спасения. Ведь родившийся сегодня
Богомладенец Христос без лицеприятия и предвзятости, как истинный «Свет,
просвещающий всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9), может в любой момент
коснуться души другого человека. Но Он не будет пребывать в том, кто
превозносится перед другими и надеется на свои «заслуги» перед Богом.
В этот святой праздник, когда Небеса
ближе земле, встретим пришествие Господа Эммануила единством в вере и
добродетели. Где же собраны двое или трое во имя Христа, там и Он пребывает.
Желаю всем обрести величайшее счастье сопребывания с Богом, чтобы независимо от
внешних обстоятельств переполненные Им сердца истинно свидетельствовали: «С
нами Бог!».