Сегодня: Пятница 3 Май 2024 г.

Покупатель всегда прав!

(записки с посиделок)

Кто умеет, тот делает, кто не умеет, тот учит, кто не умеет ни того, ни другого, учит, как надо учить...…


Дискуссионный клуб нашего двора, возобновивший активную работу после завершения осенних полевых работ, в канун всеми любимого праздника Дня учителя, обсуждал сложную проблему, касающуюся нас напрямую через внуков – образование.

Повод был как всегда пустяковый. Я поделился уж не помню где услышанной фразой от школьников. Фразу диалога-восхищения собственными достоинствами: «Да мы просто столпы нашего учебного заведения». Я не ожидал, что такой пустяк, как похвальба ребят, вызовет жаркие споры. Филипповна, бывшая учительница русского языка и литературы, возмущалась, как это так, ведь школа всегда держалась на педагогах с большой буквы, и раньше ученики понимали, что сами без помощи учителя вряд ли бы чего достигли. Неужели учителя поддержали выступление ребят?

Михеич, бывший оппозиционер, ей аргументированно возразил. Эта самооценка и есть величайшее достижение реформ последнего времени. Как было раньше? Заходишь в магазин. Кто там хозяин? Продавец! Он мог обругать, нахамить: «Дескать, пришел покупатель - работать мешает». А сейчас в любом магазине все тебе улыбаются, все тебя ждут, и не только в магазинах действует принцип «Покупатель всегда прав».

«Какое это отношение имеет к школе?» - дружно возмутились мы. Но Михеича неожиданно поддержал Петрович, заслуженный учитель истории и обществоведения.

В наше время, когда была школа, а не образовательная организация, когда мы были учениками, а не обучающимися, а учителя несли нам знания и воспитание, а не услуги, столпами школы были педагоги. Но сейчас, во времена оказания образовательных услуг, все изменилось. Исходя из принципа «Покупатель всегда прав», обучатели (бывшие учителя) должны гордиться, испытывать чувство постоянной благодарности, что им оказана великая честь оказывать образовательные услуги особенно одаренным свыше талантам. Они должны постоянно благодарить обучающихся за посещение своего урока, особенно если это не предмет обязательного ЕГЭ. По логике, дальнейшим развитием системы образовательных услуг должна сначала стать оценка обучателя: каждый обучающийся будет иметь журнал и выставлять оценку за урок. Далее у обучающегося появится право требовать замену «оказателя» образовательных услуг. Одним из возможных критериев оценки может стать лояльность к потребителям услуги, что естественным образом приведет к отмене домашних заданий и оценок.

Дотошный Иваныч принялся уточнять, можно ли сказать, что труд учителя можно приравнять к труду любой сферы услуг. Петрович серьезно возразить не смог и признал, что это почти так. Иваныч продолжал, если это так, можно ли сказать, что теперь ученикам продают образовательные услуги. Для учеников услуги бесплатные, но за них платит государство. «Это как бесплатные лекарства», - вынужден был уступить Петрович. Мы тоже не могли разрушить логику Иваныча, а он все довел до логического, абсурдного на наш взгляд, конца. Он предложил людей, оказывающих образовательные услуги, поздравлять в новый праздник - День работника образовательной сферы - или объединить с Днем торговли и не путать его с Днем учителя. Тут наше возмущение достигло беспредела. Мы все нашли примеры, где учителя доказывают свое право называться педагогами, демонстрируя чудеса терпения в работе с нашими оболтусами. Иваныча защитил Потапыч, работник областного учреждения культуры, который пояснил нам, что Иваныч в гротескной форме говорил не о конкретных школах и учителях, а о логике чиновников, которым за удивительно короткий срок удалось привить всем работникам сферы образования термины «обучающиеся», «оказание образовательных услуг», «инновации» и «компетенции». Такие бы темпы да в ноги футболистам нашей сборной.

Остроту спора охладила тетя Мотя, которая обратила наше внимание на смену министра образования и надежды, связанные с ним. Мы согласились потерпеть с петицией об отмене праздника и выразили надежду на то, что уже в ближайшее время не только учителя, но и чиновники от образования вернут в наш быт такие теплые слова, как «школа», «школьник», «учитель», «ученик», потому что если обучающиеся, то праздник - День работника образовательных услуг, если ученик, то – День учителя. Толику сомнений в наши надежды привнес Алексеич, большой поклонник гаджетов и виртуального мира. Он выразил сомнение, поддержат ли возможные изменения молодые работники сферы образования, воспитанные сферой образовательных услуг и легко совмещающие работу в образовательных организациях с работой по оказанию услуг в других отраслях – парикмахеры, визажисты, фотографы.

Несмотря ни на что, ни на какие реформы, мы верим в лучшее. Мы верим в наших учителей, в наши школы, всегда поддерживаем их в сохранении нашего образования. Мы искренне верим, что наши дети вырастут с пониманием, что «Я» - последняя буква алфавита, и в жизни ценнее «мы».

Ну что ж, поживем - увидим.


Опубликовано в газете "Знамя труда" 03 ноября 2016 г.



Покупатель всегда прав!

(записки с посиделок)

Кто умеет, тот делает, кто не умеет, тот учит, кто не умеет ни того, ни другого, учит, как надо учить...…


Дискуссионный клуб нашего двора, возобновивший активную работу после завершения осенних полевых работ, в канун всеми любимого праздника Дня учителя, обсуждал сложную проблему, касающуюся нас напрямую через внуков – образование.

Повод был как всегда пустяковый. Я поделился уж не помню где услышанной фразой от школьников. Фразу диалога-восхищения собственными достоинствами: «Да мы просто столпы нашего учебного заведения». Я не ожидал, что такой пустяк, как похвальба ребят, вызовет жаркие споры. Филипповна, бывшая учительница русского языка и литературы, возмущалась, как это так, ведь школа всегда держалась на педагогах с большой буквы, и раньше ученики понимали, что сами без помощи учителя вряд ли бы чего достигли. Неужели учителя поддержали выступление ребят?

Михеич, бывший оппозиционер, ей аргументированно возразил. Эта самооценка и есть величайшее достижение реформ последнего времени. Как было раньше? Заходишь в магазин. Кто там хозяин? Продавец! Он мог обругать, нахамить: «Дескать, пришел покупатель - работать мешает». А сейчас в любом магазине все тебе улыбаются, все тебя ждут, и не только в магазинах действует принцип «Покупатель всегда прав».

«Какое это отношение имеет к школе?» - дружно возмутились мы. Но Михеича неожиданно поддержал Петрович, заслуженный учитель истории и обществоведения.

В наше время, когда была школа, а не образовательная организация, когда мы были учениками, а не обучающимися, а учителя несли нам знания и воспитание, а не услуги, столпами школы были педагоги. Но сейчас, во времена оказания образовательных услуг, все изменилось. Исходя из принципа «Покупатель всегда прав», обучатели (бывшие учителя) должны гордиться, испытывать чувство постоянной благодарности, что им оказана великая честь оказывать образовательные услуги особенно одаренным свыше талантам. Они должны постоянно благодарить обучающихся за посещение своего урока, особенно если это не предмет обязательного ЕГЭ. По логике, дальнейшим развитием системы образовательных услуг должна сначала стать оценка обучателя: каждый обучающийся будет иметь журнал и выставлять оценку за урок. Далее у обучающегося появится право требовать замену «оказателя» образовательных услуг. Одним из возможных критериев оценки может стать лояльность к потребителям услуги, что естественным образом приведет к отмене домашних заданий и оценок.

Дотошный Иваныч принялся уточнять, можно ли сказать, что труд учителя можно приравнять к труду любой сферы услуг. Петрович серьезно возразить не смог и признал, что это почти так. Иваныч продолжал, если это так, можно ли сказать, что теперь ученикам продают образовательные услуги. Для учеников услуги бесплатные, но за них платит государство. «Это как бесплатные лекарства», - вынужден был уступить Петрович. Мы тоже не могли разрушить логику Иваныча, а он все довел до логического, абсурдного на наш взгляд, конца. Он предложил людей, оказывающих образовательные услуги, поздравлять в новый праздник - День работника образовательной сферы - или объединить с Днем торговли и не путать его с Днем учителя. Тут наше возмущение достигло беспредела. Мы все нашли примеры, где учителя доказывают свое право называться педагогами, демонстрируя чудеса терпения в работе с нашими оболтусами. Иваныча защитил Потапыч, работник областного учреждения культуры, который пояснил нам, что Иваныч в гротескной форме говорил не о конкретных школах и учителях, а о логике чиновников, которым за удивительно короткий срок удалось привить всем работникам сферы образования термины «обучающиеся», «оказание образовательных услуг», «инновации» и «компетенции». Такие бы темпы да в ноги футболистам нашей сборной.

Остроту спора охладила тетя Мотя, которая обратила наше внимание на смену министра образования и надежды, связанные с ним. Мы согласились потерпеть с петицией об отмене праздника и выразили надежду на то, что уже в ближайшее время не только учителя, но и чиновники от образования вернут в наш быт такие теплые слова, как «школа», «школьник», «учитель», «ученик», потому что если обучающиеся, то праздник - День работника образовательных услуг, если ученик, то – День учителя. Толику сомнений в наши надежды привнес Алексеич, большой поклонник гаджетов и виртуального мира. Он выразил сомнение, поддержат ли возможные изменения молодые работники сферы образования, воспитанные сферой образовательных услуг и легко совмещающие работу в образовательных организациях с работой по оказанию услуг в других отраслях – парикмахеры, визажисты, фотографы.

Несмотря ни на что, ни на какие реформы, мы верим в лучшее. Мы верим в наших учителей, в наши школы, всегда поддерживаем их в сохранении нашего образования. Мы искренне верим, что наши дети вырастут с пониманием, что «Я» - последняя буква алфавита, и в жизни ценнее «мы».

Ну что ж, поживем - увидим.


Опубликовано в газете "Знамя труда" 03 ноября 2016 г.