Сегодня: Пятница 3 Май 2024 г.

Презумпция виновности!

2 Январь 2017 г.

Записки с посиделок


С приближением зимы дискуссии нашего дворового клуба набирают обороты. Мы стали часто слышать от властей всех уровней о внедрении контрактной системы государственных закупок. Теме «Что это за зверь такой и почему нам важно о нем знать» мы посвятили не один вечер. Оказалось, что мы многое знаем о повадках этого ловкого хищника «Торги». Вот часть историй, прозвучавших на наших посиделках.

Первую историю рассказал Иваныч, сельский житель, приехавший, пока распутица, погостить в городе.

У них на селе со времен перестройки фермер Геннадий поставлял в местную школу морковку. После введения торгов ему пришлось для продажи 150 кг моркови участвовать в аукционах, а для этого купить на кредитные деньги компьютер, провести интернет, его в деревне нет. Он справился, дети ели местный овощ. Процедура усложнилась, когда ввели финансовое обеспечение договора поставки, ему пришлось по весне брать кредиты под будущий урожай. Безусловно, эти меры не могли не сказаться на стоимости моркови, цена продукта для школы росла с каждым нововведением. Беда пришла, когда на аукцион заявился бизнесмен «широкого» профиля, имеющий сельхозугодия (и не важно, что они зарастают, но есть оборотные средства для торгов). Аукцион выигрывают юристы бизнесмена, но у него нет морковки (не сажал), хотя на торгах предложил самую низкую цену. В итоге аукциона получилось: Геннадий, не знающий, куда продать урожай, весь в кредитах, а бизнесмен – без морковки, но с деньгами. Осенью имеем: фермер продал морковку бизнесмену за цену на 15% ниже цены аукциона, бизнесмен выполнил контракт и заработал на труде Геннадия 15 % от стоимости моркови.

Итог печален. Геннадий перестал фермерствовать, живет на пособие и работает на областной рынок. Школа покупает морковку на аукционах, поставщиками стали областные сетевые магазины, одна доставка из них дороже, чем цена у бывшего фермера. Геннадий рассказывает, что он стал очень популярным человеком, ему теперь ежедневно на электронную почту приходит не менее 10 предложений о курсах по повышению опыта в закупочной деятельности в Москве, в Крыму и даже на Лазурном берегу и не менее 10 предложений о банковской гарантии: есть банки, предлагающие ему 800 миллионов всего за 1,5 % годовых.

Не менее грустную историю рассказала тетя Мотя, тоже сельский житель. У них в деревне есть два специалиста по колодцам Иван да Петр. Иван - Мастер, и цена у него соответствующая, Петр – НЕ мастер, но цена у него низкая. Несмотря на цену, местные власти старались через аукционы получить в работники Ивана: качество важнее, экономия будет на ремонтах. И все было хорошо и стабильно, но интернет-аукционы привели в деревню крупную строительную фирму из соседней области. Она выиграла торги с минимальной ценой. «И что, к нам приехали строители? Нет. Приехал представитель фирмы и нанял Петра, т.к. только он согласился выполнить работу за предложенную цену. И кто выиграл?» - в сердцах посетовала тетя Мотя.

Своя история не в нашем районе и даже не в нашей области, рассказанная случайным гостем. Там есть организация, у которой фонд заработной платы меньше, чем у зама районного начальника с персональным водителем. Причем организация не только тратит бюджетные деньги, но и зарабатывает. Так вот эта фирма, имеющая ограниченный регламентированный набор затрат, вынуждена торговать каждый шаг. Они используют туалетную бумагу по торгам, а не по потребности. Им приходится 15-20 % всех затрат тратить на обслуживание закупок. Параллельно служащие администрации за бюджетную зарплату осуществляют «контроль за эффективной тратой бюджетных средств» этой малой фирмы. А вот торги на зарплату чиновника не предусмотрены, как и не прозрачна форма оценки их эффективности.

Поразила нас история работника областного центра Потапыча. У них власти решили провести благоустройство удаленного района города. Как положено, зимой провели торги. По весне на пустыре появились работники фирмы-победителя. Разворотили привычные тропинки, завезли кое-какие материалы, и… работа встала. Время шло, работа стояла, власти обращались к исполнителям, а тем то одно мешает, то другое, но клятвенно заверяли, что работы закончат в срок. Когда стало ясно, что подрядчик и не планировал выполнение работ, оптимальные сроки выполнения работ прошли. Оказывается, отрабатывался предвыборный заказ оппонентов власти на предстоящих выборах. Механизм прост. Фирма-юрист под заказ выигрывает в предвыборный год максимальное число работ в нужном городе. Работы затягивают. У властей проблемы: расторгнуть контракт сложно, долго, и финансовые потери неизбежны, а главное – идет время. У оппозиции появляется повод для критики, дескать, власть ничего не делает, можно и о коррупции покричать. В общем, поводы показать себя у оппозиции появляются. «Но ведь фирма-подрядчик будет наказана», - заметили мы. «Фирма-подрядчик сменит название и дальше продолжит работать», - поделился опытом Потапыч.

Печальную историю поведал Семеныч, который покупал место под гараж через процедуру аукциона. Так ему откровенно позвонили и предложили заплатить отступные, иначе на торгах стоимость участка (к слову, интересного только Семенычу) взлетит до небес.

Его поддержал Михалыч, работник строительной формы, который подтвердил, что подобным образом поступают и нечистоплотные подрядчики, грозя заявиться на торги, сбить цену, а взамен за отказ от аукциона просят соответствующую плату.

Своими наблюдениями поделился и Нил Фролыч, бывший главный экономист крупного предприятия. «Действительно, торги по госзакупкам – это мировой опыт, призванный обеспечить эффективность бюджетных трат на всех уровнях. Чтобы закон стал по-настоящему эффективным, как показала практика и расчеты нашего Минфина, необходимо всего 900 000 чиновников-специалистов в области закупок, подготовка которых продолжается. А пока мы на ранней стадии внедрения, и издержки неизбежны», - разъяснил нам опытный товарищ.

За торги заступился Михеич, бывший активный оппозиционер: «Это передовой опыт западных демократий. Мы перенимаем все лучшее, идем в «бренде» с мировой практикой».

Алексеич, большой любитель гаджетов и виртуального мира, задал риторический вопрос. Если госзакупки даже малых фирм регламентируются, то, как удается государственным компаниям заключать многомиллиардные сделки в обход торгов? Дескать, он читал о 50 миллиардах вне контракта.

Слушая с экрана, читая в прессе и интернете о коррупции при тратах бюджета, мы понимаем необходимость наведения порядка в этой сфере жизни нашей страны. Но как-то не вписываются истории с мест в общую радужную картину.

Как всегда, все разъяснил и разложил по полочкам Петрович, заслуженный учитель истории и обществознания. Он начал с того, что, во-первых, определил истоки данного закона. Они в укоренившемся общественном мнении о презумпции виновности чиновников. Мы привыкли: всегда чиновники виноваты. Это наш жизненный опыт, подкрепленный пропагандой и криками системных и несистемных оппозиционеров, коррупционными рейтингами от мировых агентств. Отсюда жажда контролировать каждый шажок. Получилось, что бюджет принимают депутаты, которые, казалось бы, на районном уровне должны и могут определить все траты, исключить покупки дорогих авто и мебели. Но депутатский контроль нами не воспринимается, как должная контрольная структура, и поэтому появился данный закон. Мы в целом согласны, стопроцентного доверия народным избранникам нет.

Во-вторых, закон необходим, чтобы через конкуренцию и открытость облегчить доступ всех желающих к выполнению работ, а, следовательно, и способствовать развитию предприятий. И с этой точки зрения закон незаменим. Мы не возражали.

Нил Фролыч поддержал положения Петровича, но обратил наше внимание на следующее. «Необходима армия чиновников для эффективного исполнения закона о закупках. Не страшно, если чиновники на хозрасчете, то и оправдано, что заработали на экономии, то и получили. Хотя и здесь есть лазейки: начальные цены можно завысить для собственной эффективности. Плохо что нет данных о количестве новых фирм-производителей, открытых в результате внедрения закона. Фирм-нахлебников много:

-тысячи платных курсов по применению закона с учетом постоянных обновлений, готовых выдать за ваши деньги сертификат за обучение на любом престижном берегу моря, в любом престижном отеле мира;

-все кредитные организации открыли дочерние фирмы по обеспечению банковской гарантии, необходимой по данному закону.

«Затраты на ту и другую услугу, затраты на содержание специалистов должны учитываться в определении эффективности применения обсуждаемого закона», - заключил Нил Фролыч.

Петрович также решил обратить наше внимание на политическую составляющую данного закона. Его несовершенство – это золотая жила для различного рода «фронтовиков», оппозиционеров, блогеров. Армия неравнодушных людей выискивает неоправданные траты бюджетов различных уровней, будоражит общественность, загружает работой контролирующие органы. Представьте, если госаппарат справится с задачей недопущения неэффективных трат, что будут делать эти люди, чем жить, ведь они уже осознали собственную важность.

Петрович привел пример. В одном маленьком населенном пункте прохудилась старая труба. Власти, как положено, сделали проект по замене трубы, прошли государственную экспертизу, объявили торги. В районе есть одна фирма, но не хотела она делать эти работы. Время шло. Труба текла. Одни торги, вторые, третьи - исполнителя нет. Областным строителям невыгодно тащиться в захолустье, мал заказ. Вдруг набежали фронтовики и давай корить власти, в центральной прессе отметились, дескать, отравляете окружающую среду. «Неожиданно» заезжие эксперты поддержали местную фирму, которая объяснила бравым критикам, что, дескать, цена слишком низкая, надо бы увеличить. Предвидя карьерные последствия, местные чиновники повысили цену в обход экспертизы.

Беседы были долгими и не одна банка маринованных огурцов и помидоров, не одна миска соленых грибочков были съедены за умными беседами. Промежуточным итогом стали простые предложения:

- закон нужен, но необходимо доработать сферы его применения. Торги в малых регионах, на малую сумму часто становятся гротеском и не помогают, а мешают развитию;

- система принятия бюджетов особенно в дотационных регионах без торгов должна исключать возможность приобретения предметов роскоши;

- депутаты должны осуществлять действенный контроль за исполнением бюджета и нести ответственность за назначенную администрацию;

- оценкой эффективности принятого закона должна стать реальная экономия с учетом затрат на персонал по контролю, затраты на отчетность и обучение.

А главная наша мечта - доверять тем, кого избираем. И пусть различные «фронтовики» не подменяют работу компетентных органов.



Презумпция виновности!

2 Январь 2017 г.

Записки с посиделок


С приближением зимы дискуссии нашего дворового клуба набирают обороты. Мы стали часто слышать от властей всех уровней о внедрении контрактной системы государственных закупок. Теме «Что это за зверь такой и почему нам важно о нем знать» мы посвятили не один вечер. Оказалось, что мы многое знаем о повадках этого ловкого хищника «Торги». Вот часть историй, прозвучавших на наших посиделках.

Первую историю рассказал Иваныч, сельский житель, приехавший, пока распутица, погостить в городе.

У них на селе со времен перестройки фермер Геннадий поставлял в местную школу морковку. После введения торгов ему пришлось для продажи 150 кг моркови участвовать в аукционах, а для этого купить на кредитные деньги компьютер, провести интернет, его в деревне нет. Он справился, дети ели местный овощ. Процедура усложнилась, когда ввели финансовое обеспечение договора поставки, ему пришлось по весне брать кредиты под будущий урожай. Безусловно, эти меры не могли не сказаться на стоимости моркови, цена продукта для школы росла с каждым нововведением. Беда пришла, когда на аукцион заявился бизнесмен «широкого» профиля, имеющий сельхозугодия (и не важно, что они зарастают, но есть оборотные средства для торгов). Аукцион выигрывают юристы бизнесмена, но у него нет морковки (не сажал), хотя на торгах предложил самую низкую цену. В итоге аукциона получилось: Геннадий, не знающий, куда продать урожай, весь в кредитах, а бизнесмен – без морковки, но с деньгами. Осенью имеем: фермер продал морковку бизнесмену за цену на 15% ниже цены аукциона, бизнесмен выполнил контракт и заработал на труде Геннадия 15 % от стоимости моркови.

Итог печален. Геннадий перестал фермерствовать, живет на пособие и работает на областной рынок. Школа покупает морковку на аукционах, поставщиками стали областные сетевые магазины, одна доставка из них дороже, чем цена у бывшего фермера. Геннадий рассказывает, что он стал очень популярным человеком, ему теперь ежедневно на электронную почту приходит не менее 10 предложений о курсах по повышению опыта в закупочной деятельности в Москве, в Крыму и даже на Лазурном берегу и не менее 10 предложений о банковской гарантии: есть банки, предлагающие ему 800 миллионов всего за 1,5 % годовых.

Не менее грустную историю рассказала тетя Мотя, тоже сельский житель. У них в деревне есть два специалиста по колодцам Иван да Петр. Иван - Мастер, и цена у него соответствующая, Петр – НЕ мастер, но цена у него низкая. Несмотря на цену, местные власти старались через аукционы получить в работники Ивана: качество важнее, экономия будет на ремонтах. И все было хорошо и стабильно, но интернет-аукционы привели в деревню крупную строительную фирму из соседней области. Она выиграла торги с минимальной ценой. «И что, к нам приехали строители? Нет. Приехал представитель фирмы и нанял Петра, т.к. только он согласился выполнить работу за предложенную цену. И кто выиграл?» - в сердцах посетовала тетя Мотя.

Своя история не в нашем районе и даже не в нашей области, рассказанная случайным гостем. Там есть организация, у которой фонд заработной платы меньше, чем у зама районного начальника с персональным водителем. Причем организация не только тратит бюджетные деньги, но и зарабатывает. Так вот эта фирма, имеющая ограниченный регламентированный набор затрат, вынуждена торговать каждый шаг. Они используют туалетную бумагу по торгам, а не по потребности. Им приходится 15-20 % всех затрат тратить на обслуживание закупок. Параллельно служащие администрации за бюджетную зарплату осуществляют «контроль за эффективной тратой бюджетных средств» этой малой фирмы. А вот торги на зарплату чиновника не предусмотрены, как и не прозрачна форма оценки их эффективности.

Поразила нас история работника областного центра Потапыча. У них власти решили провести благоустройство удаленного района города. Как положено, зимой провели торги. По весне на пустыре появились работники фирмы-победителя. Разворотили привычные тропинки, завезли кое-какие материалы, и… работа встала. Время шло, работа стояла, власти обращались к исполнителям, а тем то одно мешает, то другое, но клятвенно заверяли, что работы закончат в срок. Когда стало ясно, что подрядчик и не планировал выполнение работ, оптимальные сроки выполнения работ прошли. Оказывается, отрабатывался предвыборный заказ оппонентов власти на предстоящих выборах. Механизм прост. Фирма-юрист под заказ выигрывает в предвыборный год максимальное число работ в нужном городе. Работы затягивают. У властей проблемы: расторгнуть контракт сложно, долго, и финансовые потери неизбежны, а главное – идет время. У оппозиции появляется повод для критики, дескать, власть ничего не делает, можно и о коррупции покричать. В общем, поводы показать себя у оппозиции появляются. «Но ведь фирма-подрядчик будет наказана», - заметили мы. «Фирма-подрядчик сменит название и дальше продолжит работать», - поделился опытом Потапыч.

Печальную историю поведал Семеныч, который покупал место под гараж через процедуру аукциона. Так ему откровенно позвонили и предложили заплатить отступные, иначе на торгах стоимость участка (к слову, интересного только Семенычу) взлетит до небес.

Его поддержал Михалыч, работник строительной формы, который подтвердил, что подобным образом поступают и нечистоплотные подрядчики, грозя заявиться на торги, сбить цену, а взамен за отказ от аукциона просят соответствующую плату.

Своими наблюдениями поделился и Нил Фролыч, бывший главный экономист крупного предприятия. «Действительно, торги по госзакупкам – это мировой опыт, призванный обеспечить эффективность бюджетных трат на всех уровнях. Чтобы закон стал по-настоящему эффективным, как показала практика и расчеты нашего Минфина, необходимо всего 900 000 чиновников-специалистов в области закупок, подготовка которых продолжается. А пока мы на ранней стадии внедрения, и издержки неизбежны», - разъяснил нам опытный товарищ.

За торги заступился Михеич, бывший активный оппозиционер: «Это передовой опыт западных демократий. Мы перенимаем все лучшее, идем в «бренде» с мировой практикой».

Алексеич, большой любитель гаджетов и виртуального мира, задал риторический вопрос. Если госзакупки даже малых фирм регламентируются, то, как удается государственным компаниям заключать многомиллиардные сделки в обход торгов? Дескать, он читал о 50 миллиардах вне контракта.

Слушая с экрана, читая в прессе и интернете о коррупции при тратах бюджета, мы понимаем необходимость наведения порядка в этой сфере жизни нашей страны. Но как-то не вписываются истории с мест в общую радужную картину.

Как всегда, все разъяснил и разложил по полочкам Петрович, заслуженный учитель истории и обществознания. Он начал с того, что, во-первых, определил истоки данного закона. Они в укоренившемся общественном мнении о презумпции виновности чиновников. Мы привыкли: всегда чиновники виноваты. Это наш жизненный опыт, подкрепленный пропагандой и криками системных и несистемных оппозиционеров, коррупционными рейтингами от мировых агентств. Отсюда жажда контролировать каждый шажок. Получилось, что бюджет принимают депутаты, которые, казалось бы, на районном уровне должны и могут определить все траты, исключить покупки дорогих авто и мебели. Но депутатский контроль нами не воспринимается, как должная контрольная структура, и поэтому появился данный закон. Мы в целом согласны, стопроцентного доверия народным избранникам нет.

Во-вторых, закон необходим, чтобы через конкуренцию и открытость облегчить доступ всех желающих к выполнению работ, а, следовательно, и способствовать развитию предприятий. И с этой точки зрения закон незаменим. Мы не возражали.

Нил Фролыч поддержал положения Петровича, но обратил наше внимание на следующее. «Необходима армия чиновников для эффективного исполнения закона о закупках. Не страшно, если чиновники на хозрасчете, то и оправдано, что заработали на экономии, то и получили. Хотя и здесь есть лазейки: начальные цены можно завысить для собственной эффективности. Плохо что нет данных о количестве новых фирм-производителей, открытых в результате внедрения закона. Фирм-нахлебников много:

-тысячи платных курсов по применению закона с учетом постоянных обновлений, готовых выдать за ваши деньги сертификат за обучение на любом престижном берегу моря, в любом престижном отеле мира;

-все кредитные организации открыли дочерние фирмы по обеспечению банковской гарантии, необходимой по данному закону.

«Затраты на ту и другую услугу, затраты на содержание специалистов должны учитываться в определении эффективности применения обсуждаемого закона», - заключил Нил Фролыч.

Петрович также решил обратить наше внимание на политическую составляющую данного закона. Его несовершенство – это золотая жила для различного рода «фронтовиков», оппозиционеров, блогеров. Армия неравнодушных людей выискивает неоправданные траты бюджетов различных уровней, будоражит общественность, загружает работой контролирующие органы. Представьте, если госаппарат справится с задачей недопущения неэффективных трат, что будут делать эти люди, чем жить, ведь они уже осознали собственную важность.

Петрович привел пример. В одном маленьком населенном пункте прохудилась старая труба. Власти, как положено, сделали проект по замене трубы, прошли государственную экспертизу, объявили торги. В районе есть одна фирма, но не хотела она делать эти работы. Время шло. Труба текла. Одни торги, вторые, третьи - исполнителя нет. Областным строителям невыгодно тащиться в захолустье, мал заказ. Вдруг набежали фронтовики и давай корить власти, в центральной прессе отметились, дескать, отравляете окружающую среду. «Неожиданно» заезжие эксперты поддержали местную фирму, которая объяснила бравым критикам, что, дескать, цена слишком низкая, надо бы увеличить. Предвидя карьерные последствия, местные чиновники повысили цену в обход экспертизы.

Беседы были долгими и не одна банка маринованных огурцов и помидоров, не одна миска соленых грибочков были съедены за умными беседами. Промежуточным итогом стали простые предложения:

- закон нужен, но необходимо доработать сферы его применения. Торги в малых регионах, на малую сумму часто становятся гротеском и не помогают, а мешают развитию;

- система принятия бюджетов особенно в дотационных регионах без торгов должна исключать возможность приобретения предметов роскоши;

- депутаты должны осуществлять действенный контроль за исполнением бюджета и нести ответственность за назначенную администрацию;

- оценкой эффективности принятого закона должна стать реальная экономия с учетом затрат на персонал по контролю, затраты на отчетность и обучение.

А главная наша мечта - доверять тем, кого избираем. И пусть различные «фронтовики» не подменяют работу компетентных органов.