Целью
моих путешествий являются храмы, как объекты православной архитектуры. Очень
интересно и увлекательно открывать их для себя, особенно, когда преодолеваешь
трудности. Немало приходится совершать длительные пешие походы, чтобы увидеть
сотворенную человеком и, к сожалению, в большинстве случаев брошенную и
разграбленную им же красоту. Но вместе с горьким лицезрением потерь мне
случается порой обретать и неожиданные знания об истории, культуре своей
Родины.
Вот, пример. Отправилась я в село Знаменское Угличского района
Ярославской области. По данным тематических Интернет-сайтов там стоит церковь Знамения
Пресвятой Богородицы и в довольно-таки
хорошем состоянии. Да и на карте это место отмечено соответствующим
знаком – крестиком. Дороги в населенный пункт нет. Однако подходы, со слов
местных жителей, есть с двух сторон. С Мякишева идти можно. Но нездешнему легко
запутаться в дорожных развилках. И существует опасность в итоге, выйдя на
Мелехово, через реку Катка не перебраться. Поэтому заходить было решено от
Дуново, откуда сплошной черной линией четко указан маршрут движения.
Ранним утром, переехав на авто плотину Рыбинского водохранилища (полюбуйтесь,
кстати, какой изумительный вид открывается отсюда на набережную Углича),
свернув с основной трассы влево и преодолев приблизительно километров 25,
въезжаю в обозначенную деревню. Дуновцы еще спали. Не спешили просыпаться и
собаки во дворах. Ждали своего часа, припаркованные тракторы дуновских
сельхозников. У кого б спросить путь верный? Провидение послало на мысленную просьбу
старушку. Той, видимо, не спалось.
- Здравствуйте, бабушка! На Знаменское выведите.
- Милая, там же никто давненько уж не живет. Да и заросло все
кругом. Дорогу теперича не сыскать. След, правда, должон быть. Машина недавно
проезжала. Охотются мужики. Его то и держись. Ежели стежку не углядишь али
потеряешь, прижимайся сперва берега Шумаронки, а потом держись края поля,
поросшего березками.
Вроде бы понятно. Только на деле вышло все иначе. Пришлось
соединять старушкины инструкции, показания атласа и не впадать в панику, когда
ни того, ни другого определить на местности не удавалось. Оставалось
продираться напролом.
Начался поход с неожиданной встречи. Дуново осталось далеко
позади. Скрылись с глаз крыши деревенских домов, развалины ферм, ржавый столб
водонапорной башни. Слева вилось русло речушки, поросшее кустарником. Справа
стеной возвышался лес, прикрытый березовой рощей. Некогда здесь возделывалась
земля, дававшая людям работу и пропитание. Глядь, впереди, на опушке появился
силуэт. Корова, думаю, может, лошадь. Навряд ли! Что делать в глуши домашней
скотине! Наконец признала животное. Ба… передо мной замер лосенок.
-Кто ты, и чего тебе надо?» - вопрошал сохатый взглядом.
- Природой наслаждаюсь, церковь хочу увидеть, - отвечаю ему также.
- Стрелять не станешь?»
- Лишь глазками.
- Ну, тогда ступай, - и нырнул сквозь деревья.
Получив заряд положительных эмоций, двинулась дальше.
Эмоциональной подзарядки хватило на
Иконы типа «Знамение»
…
Появились впервые на Руси в XI–XII вв. и считались заступническими. Связано это
с событиями
Согласно летописям, в тот исторический период соединенные
силы удельных владимиро-суздальских князей, возглавляемые сыном Андрея
Боголюбского, осадили Великий Новгород. Новгородцы молились Господу, умоляя не
оставить их в беде. Архиепископу Илие на третью ночь был дивный голос, велевший
взять из церкви Преображения образ Богоматери и вынести его на городскую стену.
Во время крестного хода одна стрела противника вонзилась в иконописный лик, и
Богородица «заплакала». После такого Божественного
Знамения на врагов напал ужас, и
они перебили друг друга. Вступив в бой, ободренные жители вольного города
победили.
В
связи с этим и возникло название «Знамение» в значении «знак милости со стороны
Божией Матери».
Сам храм окаймлял травяной ковер изумрудного цвета. Неподалеку
виднелись сквозь заросли какие-то строения. Вид на село и окрестности поразил небывалой
пышностью природного богатства. Нашего, родного. Обходя церковь вокруг, удивляясь
прочной кладке кирпича и кружеву кованных решеток, гармонии архитектурных форм
и природы невольно пришли на память стихотворные строки:
природы невольно пришли на память
стихотворные строки:
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Каждый добросовестный ученик со
школьной скамьи знает автора этих строк – Федора Ивановича Тютчева. С огромным удовольствием и
легко тютчевские стихи учились мною в школе. Вспоминая и отдавая дань уважения
творчеству великого поэта, наткнулась на памятник и Поклонный Крест. Они
установлены перед алтарем. Читаю: «Блажен, кто посетил сей мир. Упокой,
Господи, предков и родственников…» Кого бы вы думали? Вышеупомянутого Федора
Ивановича, написавшего знаменитое «Умом Россию не понять».
Лирику
моих размышлений прервал хруст веток и шорох травы. Появился нежданно-негаданно
человек. Пожилой мужчина. Шел неторопливо, неся на плече современную косилку,
инородным предметом смотревшуюся среди первозданного окружения.
-
Ой, а вы откуда? – спрашиваю.
-
Тутошний, мелеховский. С того берега реки. Иду на кладбище могилки родных
окосить.
-
Брод есть?
-
Мостки! Тютчеведы мелеховым направлением в Знаменское добираются. Приезжают на
конференции и обязательно изъявляют желание на тютчевские места посмотреть.
Тогда благодатные места эти наполняется жизнью.
-
Да, мне бы знать заранее про то…Однако сколько приключений принес мне непротоптанный
путь!
-
Один живете, или в деревне остался народ?
-
Шестеро нас век свой доживают. Старики. Куда нам от корней своих деваться. Видно
и вас они тянут, раз в такую даль пешим ходом решились?!
-
Интерес!
Провожал
меня на прощанье звук работающего инструмента.
Прощаться
же с Тютчевым не хотелось и… не пришлось. Память о его славном роде сопровождала
меня и дальше… Немного передохнув и приведя внешний вид в порядок, перенесемся в
Мышкин.
Близок
и дорог мышкинцам Александр Алексеевич, родственник Федора Ивановича, земский деятель.
Открыл в мышкинском Верхневолжье десятки школ, библиотек, больниц. Вовлекал в
общие просветительские дела и гордых родовитых дворян, и богатых независимых
купцов, и многознающих неуступчивых чиновников, и недоверчивых крестьян. Документальную
информацию об этом собирают сотрудники Тютчевского
дома, созданного на мышкинской земле Николаем Лушиным. Осматривая
экспозицию музея, открываешь судьбу многих представителей древнего дворянского рода Тютчевых.
Не лирическая биография
великого поэта
Федор Тютчев (1803-1873)
Получил домашнее образование под руководствомСемёна Раича. Изучил латынь и древнеримскую поэзию.
Четырнадцатилетним юношей переводил оды Горация.
С
Зачислен в число студентов в ноябре
Учебу окончил в 1821 г. Поступил на
службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправился в Мюнхен внештатным атташе российской дипломатической миссии. Женился
на Элеоноре Петерсон, урождённой графине
Ботмер, родившей трех дочерей.
После
смерти жены в 1839 г.
сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг.
Выступает с публицистическими статьями на
французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю»
(1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос»(1850), «О
цензуре в России» (1857). Создает «зарифмованные лозунги»: «Славянам»,
«Современное», «Ватиканская годовщина».
17 апреля
30 августа
Скончался 15
июля 1873 в Царском Селе. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыряв Петербурге.
Знаменское
– тютчевский майорат
В конце 20-х годов Николай Николаевич умирает.
Иван Николаевич (отец поэта) берет на себя опекунство над детьми брата,
осевшими потом в Москве и Петербурге. За исключением Алексея, жившего в
Знаменском и пустившего «ярославскую ветку Тютчевых».
Второе посещение Знаменского состоялось в конце жизни Федора
Тютчева. Опять решались наследственные дела.
Находки
Связь с
потомками
Поход
в Знаменское, суливший азарт и адреналин, потянул следом множество открытий.
Научил меня смотреть на поставленные походные задачи
шире! Надеюсь, и читатель с удовольствием извлечет пользу от их решения.
Оксана
БАРКОВА.
Фото
Михаила ЧУПРИНИНА.
Опубликовано в газете "Знамя труда" 09.07.2011