Сегодня: Пятница 3 Май 2024 г.

К цели идем газо- и нефтепроводом

Нормальная дорога до деревни и газ в домах – мечта любого, кто остался жить на земле. Да, в стране идет газификация населенных пунктов. Но, судя даже по Ярославской области, расположенной в центральной части России и территория которой мною уже довольно-таки хорошо изучена, ее масштабы недостаточны. Здесь остается еще очень много белых пятен, куда голубое топливо пока не дошло и не осчастливило своим появлением людей, которые приросли всей душой к малой родине, месту, где родились, провели детство, любили, растили детей, хоронили родителей.

Жители сельских окрестностей газифицированных райцентров продолжают топить печи дровами. Запасы дровяного топлива на зиму стоят невероятно дорого. В среднем 7 тысяч рублей – тонна. Чурбачки целыми бесценными горами аккуратно укладываются во дворах под навесами. Без запаса не перезимовать. А двадцать первый век с нано-технологиями бодро шагает, вернее, стелется сквозь лесные вырубки магистральными трубами мимо, прокачивая национальное достояние на Запад.

Горько сетуют на такую политику нашего государства в Большесельском районе, богатство которого – сплошной лес, торфяные болота (самые крупные – Великий Мох, Дунилово, Вареговское), возделываемые клочки суши и простой народ – сельхозники и торфодобытчики. Газовые, да и нефтяные магистрали сегодня служат здешнему населению только путеводителем и ориентиром. Вдоль них проложены на гатях грунтовые насыпи. Сегодня ими удобно, не опасаясь заблудиться, добираться на могилы предков.

Они и мне сослужили службу. Готовился поход в урочища – Васильевское и Богоявление, заинтересовавшие путешественницу из Кирова наличием церквей. Глядя на карту, удивляешься: как там вообще люд селился. Со всех сторон топи, вода, хвойная стена небо закрывает, комарье, змеи. Жуть. И, несмотря ни на что, пускали корни в этой глуши, трудились, берегли веру, строили храмы.

Путь в Васильевское указали в Поткино. Расспросы мои сначала вызвали у местных подозрение.

- Не раскапывать ли захоронения собралась? Появились такие доброхоты. Церковные полы и стены разворотили, ища металлоискателями клады. Взялись вот кладбища шерстить. Вскрывают гробы, снимают с истлевших останков украшения – кольца обручальные, крестики с цепочками. Нелюди, одним словом. Ничего святого не осталось в охотниках поживиться. Глумятся над покойниками, суда высшего не страшатся.

Заверила в добрых намерениях разволновавшихся поткинцев: «Сфотографировать желаю и только. Чтоб в памяти – собственной и компьютерной – сохранить чудо православной архитектуры. Посмотрят на церковь и пользователи Интернета. Краеведы-интернетчики разыщут информацию о ней. Может выставку организовать удастся с ее фотопортретом, и внутренними росписями, если те сохранились.

- Тогда, ступай, с божьим благословением! – напутствовал профессиональный реставратор, занимавшийся когда-то восстановлением фресок.

- Мимо не проскочу?

- Нет… Церковь слева через три километра хода колокольней видна. И действительно, уточнив у пастуха, пасшего «худое» стадо коров, правильный прогал в лесу, и прошагав бодро указанное расстояние, усмотрела сквозь заросли цель свою. Тропинки не видать, сошла с дороги в хмызник. С молоденькими березками справилась легко. Потом путь преградили буренки. А дальше совсем стало тяжко. Пришлось продираться через поваленные деревья. Видно сильнейший ураган пронесся и вырвал их с корнями. Завал, словно щит, загораживал проход от вандалов и любопытных. Но настойчивость, подстегнутая «укусами» высоченной крапивы, взяла верх. Удалось подойти ближе и с удачного ракурса, подсвеченного ласковыми лучами небесного светила, сфотографировать этот застывший во времени и застрявший, словно на зеленом приколе, ковчег.

«Пройдете левым краем деревни. Оставите позади неработающую ферму. Выберите центральную стежку. Выйдя ей на столбы охранной зоны (охраняются нефтеперегонные трубы) с табличкой «МН Ярославль-Кириши-2» и номерами 44 и 46 сверните вправо, в чащу. Вглубь не буритесь, сразу слева будет угадываться накатанная некогда и затянутая зеленью дорога. Она тянется самым краешком болота. Упретесь на повороте в церковь», - таково объяснение маршрута в Богоявление, данное охотником и пчеловодом из Половинкина. И показали фотоснимок храма Богоявления Господня, сделанный зимой. Отлично вышло, скажу я вам. Жаль, летнему туристу повезло в итоге гораздо меньше. Зеленка, непролазными джунглями средней полосы России, заслонила практически всю архитектурную красоту – двусветный одноглавый четверик с декором в стиле классицизма, с небольшой трапезной и колокольней.


Оксана БАРКОВА.

Фото Михаила ЧУПРИНИНА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 23.07.2011



К цели идем газо- и нефтепроводом

Нормальная дорога до деревни и газ в домах – мечта любого, кто остался жить на земле. Да, в стране идет газификация населенных пунктов. Но, судя даже по Ярославской области, расположенной в центральной части России и территория которой мною уже довольно-таки хорошо изучена, ее масштабы недостаточны. Здесь остается еще очень много белых пятен, куда голубое топливо пока не дошло и не осчастливило своим появлением людей, которые приросли всей душой к малой родине, месту, где родились, провели детство, любили, растили детей, хоронили родителей.

Жители сельских окрестностей газифицированных райцентров продолжают топить печи дровами. Запасы дровяного топлива на зиму стоят невероятно дорого. В среднем 7 тысяч рублей – тонна. Чурбачки целыми бесценными горами аккуратно укладываются во дворах под навесами. Без запаса не перезимовать. А двадцать первый век с нано-технологиями бодро шагает, вернее, стелется сквозь лесные вырубки магистральными трубами мимо, прокачивая национальное достояние на Запад.

Горько сетуют на такую политику нашего государства в Большесельском районе, богатство которого – сплошной лес, торфяные болота (самые крупные – Великий Мох, Дунилово, Вареговское), возделываемые клочки суши и простой народ – сельхозники и торфодобытчики. Газовые, да и нефтяные магистрали сегодня служат здешнему населению только путеводителем и ориентиром. Вдоль них проложены на гатях грунтовые насыпи. Сегодня ими удобно, не опасаясь заблудиться, добираться на могилы предков.

Они и мне сослужили службу. Готовился поход в урочища – Васильевское и Богоявление, заинтересовавшие путешественницу из Кирова наличием церквей. Глядя на карту, удивляешься: как там вообще люд селился. Со всех сторон топи, вода, хвойная стена небо закрывает, комарье, змеи. Жуть. И, несмотря ни на что, пускали корни в этой глуши, трудились, берегли веру, строили храмы.

Путь в Васильевское указали в Поткино. Расспросы мои сначала вызвали у местных подозрение.

- Не раскапывать ли захоронения собралась? Появились такие доброхоты. Церковные полы и стены разворотили, ища металлоискателями клады. Взялись вот кладбища шерстить. Вскрывают гробы, снимают с истлевших останков украшения – кольца обручальные, крестики с цепочками. Нелюди, одним словом. Ничего святого не осталось в охотниках поживиться. Глумятся над покойниками, суда высшего не страшатся.

Заверила в добрых намерениях разволновавшихся поткинцев: «Сфотографировать желаю и только. Чтоб в памяти – собственной и компьютерной – сохранить чудо православной архитектуры. Посмотрят на церковь и пользователи Интернета. Краеведы-интернетчики разыщут информацию о ней. Может выставку организовать удастся с ее фотопортретом, и внутренними росписями, если те сохранились.

- Тогда, ступай, с божьим благословением! – напутствовал профессиональный реставратор, занимавшийся когда-то восстановлением фресок.

- Мимо не проскочу?

- Нет… Церковь слева через три километра хода колокольней видна. И действительно, уточнив у пастуха, пасшего «худое» стадо коров, правильный прогал в лесу, и прошагав бодро указанное расстояние, усмотрела сквозь заросли цель свою. Тропинки не видать, сошла с дороги в хмызник. С молоденькими березками справилась легко. Потом путь преградили буренки. А дальше совсем стало тяжко. Пришлось продираться через поваленные деревья. Видно сильнейший ураган пронесся и вырвал их с корнями. Завал, словно щит, загораживал проход от вандалов и любопытных. Но настойчивость, подстегнутая «укусами» высоченной крапивы, взяла верх. Удалось подойти ближе и с удачного ракурса, подсвеченного ласковыми лучами небесного светила, сфотографировать этот застывший во времени и застрявший, словно на зеленом приколе, ковчег.

«Пройдете левым краем деревни. Оставите позади неработающую ферму. Выберите центральную стежку. Выйдя ей на столбы охранной зоны (охраняются нефтеперегонные трубы) с табличкой «МН Ярославль-Кириши-2» и номерами 44 и 46 сверните вправо, в чащу. Вглубь не буритесь, сразу слева будет угадываться накатанная некогда и затянутая зеленью дорога. Она тянется самым краешком болота. Упретесь на повороте в церковь», - таково объяснение маршрута в Богоявление, данное охотником и пчеловодом из Половинкина. И показали фотоснимок храма Богоявления Господня, сделанный зимой. Отлично вышло, скажу я вам. Жаль, летнему туристу повезло в итоге гораздо меньше. Зеленка, непролазными джунглями средней полосы России, заслонила практически всю архитектурную красоту – двусветный одноглавый четверик с декором в стиле классицизма, с небольшой трапезной и колокольней.


Оксана БАРКОВА.

Фото Михаила ЧУПРИНИНА.

Опубликовано в газете "Знамя труда" 23.07.2011