Нормальная дорога до деревни и газ в домах –
мечта любого, кто остался жить на земле. Да, в стране идет газификация
населенных пунктов. Но, судя даже по Ярославской области, расположенной в центральной части России и территория которой
мною уже довольно-таки хорошо изучена, ее масштабы недостаточны. Здесь остается
еще очень много белых пятен, куда голубое топливо пока не дошло и не
осчастливило своим появлением людей, которые приросли всей душой к малой родине,
месту, где родились, провели детство, любили, растили детей, хоронили родителей.
Жители сельских окрестностей газифицированных
райцентров продолжают топить печи дровами. Запасы дровяного топлива на зиму
стоят невероятно дорого. В среднем 7 тысяч рублей – тонна. Чурбачки целыми бесценными
горами аккуратно укладываются во дворах под навесами. Без запаса не
перезимовать. А двадцать первый век с нано-технологиями бодро шагает, вернее, стелется
сквозь лесные вырубки магистральными трубами мимо, прокачивая национальное
достояние на Запад.
Горько сетуют на такую политику нашего
государства в Большесельском районе, богатство которого – сплошной лес, торфяные
болота (самые крупные – Великий Мох, Дунилово, Вареговское),
возделываемые клочки суши и простой народ – сельхозники и торфодобытчики. Газовые,
да и нефтяные магистрали сегодня служат здешнему населению только путеводителем
и ориентиром. Вдоль них проложены на гатях грунтовые насыпи. Сегодня ими удобно,
не опасаясь заблудиться, добираться на могилы предков.
Они и мне сослужили службу. Готовился поход в
урочища – Васильевское и Богоявление, заинтересовавшие путешественницу из
Кирова наличием церквей. Глядя на карту, удивляешься: как там вообще люд
селился. Со всех сторон топи, вода, хвойная стена небо закрывает, комарье,
змеи. Жуть. И, несмотря ни на что, пускали корни в этой глуши, трудились,
берегли веру, строили храмы.
Путь в Васильевское указали в Поткино.
Расспросы мои сначала вызвали у местных подозрение.
- Не раскапывать ли захоронения собралась?
Появились такие доброхоты. Церковные полы и стены разворотили, ища металлоискателями
клады. Взялись вот кладбища шерстить. Вскрывают гробы, снимают с истлевших
останков украшения – кольца обручальные, крестики с цепочками. Нелюди, одним
словом. Ничего святого не осталось в охотниках поживиться. Глумятся над
покойниками, суда высшего не страшатся.
Заверила в добрых намерениях разволновавшихся
поткинцев: «Сфотографировать желаю и только. Чтоб в памяти – собственной и
компьютерной – сохранить чудо православной архитектуры. Посмотрят на церковь и
пользователи Интернета. Краеведы-интернетчики разыщут информацию о ней. Может
выставку организовать удастся с ее фотопортретом, и внутренними росписями, если
те сохранились.
- Тогда, ступай, с божьим благословением! –
напутствовал профессиональный реставратор, занимавшийся когда-то
восстановлением фресок.
- Мимо не проскочу?
- Нет… Церковь слева через три километра хода
колокольней видна. И действительно, уточнив у пастуха, пасшего «худое» стадо
коров, правильный прогал в лесу, и прошагав бодро указанное расстояние,
усмотрела сквозь заросли цель свою. Тропинки не видать, сошла с дороги в
хмызник. С молоденькими березками справилась легко. Потом путь преградили
буренки. А дальше совсем стало тяжко. Пришлось продираться через поваленные
деревья. Видно сильнейший ураган пронесся и вырвал их с корнями. Завал, словно
щит, загораживал проход от вандалов и любопытных. Но настойчивость,
подстегнутая «укусами» высоченной крапивы, взяла верх. Удалось подойти ближе и
с удачного ракурса, подсвеченного ласковыми лучами небесного светила,
сфотографировать этот застывший во времени и застрявший, словно на зеленом
приколе, ковчег.
«Пройдете левым краем деревни. Оставите позади неработающую ферму. Выберите центральную стежку. Выйдя ей на столбы охранной зоны (охраняются нефтеперегонные трубы) с табличкой «МН Ярославль-Кириши-2» и номерами 44 и 46 сверните вправо, в чащу. Вглубь не буритесь, сразу слева будет угадываться накатанная некогда и затянутая зеленью дорога. Она тянется самым краешком болота. Упретесь на повороте в церковь», - таково объяснение маршрута в Богоявление, данное охотником и пчеловодом из Половинкина. И показали фотоснимок храма Богоявления Господня, сделанный зимой. Отлично вышло, скажу я вам. Жаль, летнему туристу повезло в итоге гораздо меньше. Зеленка, непролазными джунглями средней полосы России, заслонила практически всю архитектурную красоту – двусветный одноглавый четверик с декором в стиле классицизма, с небольшой трапезной и колокольней.
Оксана
БАРКОВА.
Опубликовано в газете "Знамя труда" 23.07.2011