Сегодня: Суббота 4 Май 2024 г.

Мои заблуждения

Сегодня, по прошествии времени, с высоты прожитых лет мне грустно видеть, что многое из того, что нравилось мне в прошлом: книги, фильмы, мультфильмы, которые мне еще недавно хотелось показать своим внукам, - воспринимались мною неверно. Ярким примером заблуждения в нравственных оценках, навязанных мне советской пропагандистской машиной, может служить моё в корне неверное восприятие ценностей из мультфильма «Летучий корабль», созданного по мотивам русских народных сказок, где добро побеждает зло. Какое коварство скрыто в, казалось бы, безобидном сюжете: царевна Забава отказывается выходить за богатого пожилого боярина Полкана, влюбляясь в трубочиста Иванушку, который с помощью симпатичного Водяного и его сестер Бабок-Ёжек строит Летучий корабль. Полкан обманом завладевает кораблем и короной, но в итоге добро побеждает зло. Как гимн звучит песня принцессы, отстаивающей свое право на любовь. Сколько жизненной неправды в такой трактовке сюжета, лежащего на поверхности. Суровые реалии сегодняшнего времени меняют представление о сюжете. Молодая, неопытная, живущая в достатке и комфорте, хотя и в замке, принцесса посмела ослушаться родного отца, который с помощью брака дочери хотел решить финансовые проблемы государства. А она, видите ли, «не хочу по расчету, а я по любви хочу». Влюбляется в первого встречного, водящего дружбу с лесной нечистью: Водяным, Бабой-Ягой. Он с помощью воздушных замков (корабля) вынуждает ее покинуть отчий дом, бросив родителя в нищете, обрекая государство с пустой казной на потрясения, улетая в мечтах с бедным трубочистом Иванушкой. И сколько протянется эта любовь, не подкрепленная деньгами? Как скоро жажда потребления привычных благ доведет Забаву до отчаяния и какой путь уготован оступившейся, ослушавшейся отца девушки? Я горд, я смог переоценить сюжет любимого ранее мною мультика и бесконечно благодарен хореографам нашего города, которые простой и ясной постановкой детского танца на песню-протест невесты раскрыли мне глаза, точно расставив нравственные акценты современного мира. В их трактовке песня из протеста против своеволия отца-царя стала песней-борьбой принцесс-невест за принца с богатым приданым. Слова «не хочу по расчету, а я по любви хочу» теряют значимость, главными становятся «я по-другому хочу». И не важно, что приходится толкаться локтями, бегать в нижнем белье, важен результат: ведь из толпы претенденток победит только одна. И не важно, что принц унесет избранницу, как мешок картошки, важно, что... Ты - победительница, и ты обеспечила безбедную жизнь себе и своим родителям, а остальные пусть рыдают и ждут очередного кастинга. Здорово, что дети с раннего возраста воспитываются с учетом приоритетов современного общества, а не на пережитках традиционных ценностей в категориях добро-зло. Здорово, что современные постановки находят отклик не только у зрителей, но и у жюри платных фестивалей. А ворчунам вроде меня и поборникам устаревших традиций надо находить мужество для переоценки своих взглядов и громко аплодировать современному прочтению и смелой трактовке произведений.


Опубликовано в газете "Знамя труда" 01 ноября 2014 г.


Мои заблуждения

Сегодня, по прошествии времени, с высоты прожитых лет мне грустно видеть, что многое из того, что нравилось мне в прошлом: книги, фильмы, мультфильмы, которые мне еще недавно хотелось показать своим внукам, - воспринимались мною неверно. Ярким примером заблуждения в нравственных оценках, навязанных мне советской пропагандистской машиной, может служить моё в корне неверное восприятие ценностей из мультфильма «Летучий корабль», созданного по мотивам русских народных сказок, где добро побеждает зло. Какое коварство скрыто в, казалось бы, безобидном сюжете: царевна Забава отказывается выходить за богатого пожилого боярина Полкана, влюбляясь в трубочиста Иванушку, который с помощью симпатичного Водяного и его сестер Бабок-Ёжек строит Летучий корабль. Полкан обманом завладевает кораблем и короной, но в итоге добро побеждает зло. Как гимн звучит песня принцессы, отстаивающей свое право на любовь. Сколько жизненной неправды в такой трактовке сюжета, лежащего на поверхности. Суровые реалии сегодняшнего времени меняют представление о сюжете. Молодая, неопытная, живущая в достатке и комфорте, хотя и в замке, принцесса посмела ослушаться родного отца, который с помощью брака дочери хотел решить финансовые проблемы государства. А она, видите ли, «не хочу по расчету, а я по любви хочу». Влюбляется в первого встречного, водящего дружбу с лесной нечистью: Водяным, Бабой-Ягой. Он с помощью воздушных замков (корабля) вынуждает ее покинуть отчий дом, бросив родителя в нищете, обрекая государство с пустой казной на потрясения, улетая в мечтах с бедным трубочистом Иванушкой. И сколько протянется эта любовь, не подкрепленная деньгами? Как скоро жажда потребления привычных благ доведет Забаву до отчаяния и какой путь уготован оступившейся, ослушавшейся отца девушки? Я горд, я смог переоценить сюжет любимого ранее мною мультика и бесконечно благодарен хореографам нашего города, которые простой и ясной постановкой детского танца на песню-протест невесты раскрыли мне глаза, точно расставив нравственные акценты современного мира. В их трактовке песня из протеста против своеволия отца-царя стала песней-борьбой принцесс-невест за принца с богатым приданым. Слова «не хочу по расчету, а я по любви хочу» теряют значимость, главными становятся «я по-другому хочу». И не важно, что приходится толкаться локтями, бегать в нижнем белье, важен результат: ведь из толпы претенденток победит только одна. И не важно, что принц унесет избранницу, как мешок картошки, важно, что... Ты - победительница, и ты обеспечила безбедную жизнь себе и своим родителям, а остальные пусть рыдают и ждут очередного кастинга. Здорово, что дети с раннего возраста воспитываются с учетом приоритетов современного общества, а не на пережитках традиционных ценностей в категориях добро-зло. Здорово, что современные постановки находят отклик не только у зрителей, но и у жюри платных фестивалей. А ворчунам вроде меня и поборникам устаревших традиций надо находить мужество для переоценки своих взглядов и громко аплодировать современному прочтению и смелой трактовке произведений.


Опубликовано в газете "Знамя труда" 01 ноября 2014 г.